Ценовая политика организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Существует три основополагающие концепции цены: со стороны издержек производителя (Карл Маркс), ценности для потребителя (Бём-Баверк) и рынка (Альфред Маршал). Каждая из них в той или иной степени верна для ценообразования. Часто применимость концепции, зависит от рынка. Например, для монопольного рынка в основном применяется концепция ценности для потребителя и готовности платить. В то время как для рынка совершенной конкуренции – себестоимости, так как на рынке очень много продавцов и у потребителя богатый выбор.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
Цена
Понятие цены и её сущность
Концепции цены
Ценообразование
Понятие ценообразования
Ценообразующие факторы
Ценообразование в сфере информационных технологий
Ценовая политика организаций
2.3.1 Цели ценовой политики
2.3.2 .Этапы формирования ценовой политики
3. Вывод
3.1. Анализ темы относительно сферы информационных технологий
3.2. Общий вывод
4. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

План

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Цена
  4. Понятие цены и её сущность
  5. Концепции цены
  6. Ценообразование
  7. Понятие ценообразования
  8. Ценообразующие факторы
  9. Ценообразование в сфере информационных технологий
  10. Ценовая политика организаций

2.3.1  Цели ценовой политики

2.3.2 .Этапы формирования ценовой политики

3. Вывод

3.1.  Анализ темы относительно сферы информационных технологий

3.2.  Общий вывод

4.   Список используемой литературы

 

Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний каменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.

Появление товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого  в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец и покупатель видят  в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.

Цена опосредует все товарно-денежные отношения. В наиболее общем виде цена есть денежное выражение стоимости  товара. В свою очередь стоимость  товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство.

Целесообразно разделять  два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования являются производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара. При втором - в основу установления цены лежит конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.

Сторонниками первого  подхода были такие известные  экономисты, как Адам Смит, Давид  Риккардо. Ими были заложены основы так называемых трудовых теорий цены. Последовательным сторонником таких теорий являлся и К. Маркс. Он ввел понятие общественно полезных затрат труда, соответствующих средним условиям и квалификации. При таком подходе производственный труд лишен конкретных особенностей. Его принято называть «абстрактным трудом». Общественно полезные затраты труда на производство товара образуют его стоимость. Согласно этим теориям цена товара есть денежное выражение его стоимости.

С точки зрения потребителя  цена товара есть сумма денег, которую он способен уплатить продавцу в конкретных рыночных условиях. Данная концепция лежит в основе всех нетрудовых теорий цены. При таком понимании в цене отражается положение товара на рынке, а именно нужда в этом товаре, потребность в нем. Чем выше потребительские достоинства товара, тем большую цену готов заплатить покупатель.

Современные теории рассматривают  цену как результат функционального  взаимодействия комплекса ценообразующих факторов: спроса, потребительского выбора, предложения.

Под ценообразующими факторами  понимаются такие обстоятельства или  условия, которые являются непосредственной причиной изменения уровня и структуры  цен. В условиях свободного ценообразования  выделяются следующие ценообразующие факторы.

Факторы спроса. Среди данных факторов выделяют вкусы и предпочтения потребителей, размеры их денежных доходов и накоплений, потребительские свойства товара, его качественные характеристики.

В рыночной экономике право  окончательного решения о том, какие  товары будут покупаться, принадлежит покупателю. Поэтому фирма, управляемая рынком, должна в своих решениях исходить из цен, приемлемых для рынка.

Любой покупатель чувствителен к цене, однако эта чувствительность может существенно изменяться от одной ситуации к другой в зависимости от важности, приписываемой товару, или, напротив, от неценовых жертв, связанных с приобретением товара. Можно выделить девять причинных факторов, или детерминантов, важности цены.

1. Эффект уникальной ценности. Покупатели не так чувствительны к цене, если товар обладает особыми, уникальными свойствами.

2. Эффект осведомленности об аналогах. Покупатели менее чувствительны к цене, если знают о существовании аналогов. Поэтому важным фактором потребительского выбора является наличие на рынке товаров-заменителей.

3. Эффект трудности сравнения. Покупатели менее чувствительны к цене, если товары плохо поддаются сравнению.

4. Эффект суммарных затрат. Покупатели менее чувствительны к цене, если цена товара составляет лишь небольшую долю их дохода.

5. Эффект конечной пользы. Покупатели менее чувствительны к цене, чем меньшую долю составляет цена товара в общих расходах на получение конечного результата.

6. Эффект распределения затрат. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если они делят ее с другими.

7. Эффект безвозвратных инвестиций. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если он применяется совместно с ранее приобретенным основным товаром, представляющим безвозвратные расходы.

8. Эффект связи цены и качества. Покупатели не так чувствительны к цене, если товар вызывает сильные ассоциации с качеством, престижем, эксклюзивностью.

9. Эффект запаса. Покупатели менее чувствительны к цене, если у них нет возможности создать запас товара.

2. Сплошь и рядом, при общении с новыми клиентами возникает вопрос – сколько стоит. Те, кто уже поработал с нами, знают: справедливая цена на услуги всегда логична. Итак, чем мы руководствуемся, назначая ту или иную цену на наши услуги.

 
 Понятие цены складывается  из целого ряда аспектов. Пожалуй,  главное. В нашей компании очень не любят понятие: «предоплата». Объяснюсь. Пожалуй, предоплата уместна в случае, если заказ большой и включает в себя несколько фирм с услугой «альтернативная ликвидация». В такой ситуации мы соглашаемся говорить о предоплате, вернее о разбиении заказа на этапы, скажем, 3 раза по 3 фирмы. Каждый этап оплачивается до его начала. По окончании этапа заказчику вручаются документы, подтверждающие выполнение работ. Происходит оплата за  следующий этап и мы начинаем работать со следующей группой фирм по данному заказу. 
 
Так вот, мы убеждены, что дробить оплату имеет смысл только по крупным заказам. Ну, хотя бы потому, что дробить при создании новой фирмы фактически, нечего: итоговая стоимость – 12000 (все включено): и это с госпошлиной, полным комплектом документов, письмом из Роскомстата, постановкой на учет по фондам, печатью. И самое главное. Наша компания всегда дает 100% финансовую гарантию прохождения регистрации. То есть, в случае отказа в регистрации по любой причине мы будем бесплатно для заказчика переподавать документы на регистрацию фирмы «до победы». Потом мы обжалуем в суде необоснованный отказ, однако, не дожидаясь решения суда, заказчик получает свой заказ в разумные сроки. 
 
Посему, когда при регистрации фирмы к нам обращаются с вопросом: «сколько вам ПОКА оставить денег?», - приходится вежливо отказывать, скажем, объясняя: «зачем нам Ваша фирма, если Вы за ней не придете?». (Кстати, частый случай даже с полностью оплаченными заказами). 
 
Отдельная тема для разговоров по предоплате – альтернативная ликвидация. В силу особенностей нашего законодательства данная услуга проходит в 2-3, иногда больше, этапов. Почти всегда 1-й этап включает в себя смену директора. Кто сталкивался с проблемой, понимают, что это 90 % всей работы. Дальше смена места нахождения, участников – рутина. Основной результат достигнут, лицо, которое в ответе за всю прошлую деятельность фирмы сменено. Вот и посоветуйте, как в этом случае дробить оплату. 
 
Проще всего с готовой фирмой. Она не испортится. Ее всегда можно предложить другому покупателю. А на практике, чем фирма старше, тем выше ценится. 
 
Отдельно хочется остановиться на моменте приема заказа. Клиенты, чаще новые, долго оговаривают цену, возможность предоставления скидок, форму оплаты. Наступает момент расчета за заказ и тут выясняется, что заплатить нам готовы только половину. Вежливо говорим: «Стоп! Сначала.» Мы ведь не оговаривали многоступенчатую оплату. Какие могут быть скидки, когда вы претендуете на главную скидку: работа сейчас – оплата потом. 
 
Ну и в заключение. Мы за плановость и обязательность в финансовых расчетах. Нет ничего хуже, когда средства перечисляются не вовремя или неоговоренным методом. Скажем, сегодня день оплаты налогов, ждем денег на расчетный счет, а нам партнеры, скажем, из Поволжья, радостно говорят: «ваши денюжки готовы, приезжайте – забирайте»…

Известно, рентабельность бизнеса зависит  от соотношения цены продукта к его  себестоимости. В научных кругах, вопрос о том, как определить цену товара, не говоря уже об услуге, поднимался еще в XIX веке. Однако споры на этот счет актуальны и в наше время, как в научных кругах, так и в бизнес среде. Кроме того, этот вопрос прямо или косвенно упоминается практически в любой диссертации по ценообразованию. Обратимся к нему и мы в данной статье.  
 
В 1867 году, Карл Маркс в «Капитале» предложил измерять цену продукта исходя из себестоимости. Причем, себестоимость материалов, согласно его теории стоит измерять в труде, потраченном для их создания. То есть, общая цена продукта – это количество трудочасов, потраченное на его создание на всех стадиях, умноженное на цену рабочего времени.  
 
Бём-Баверк, в 1886 году в работе «Основы теории ценности хозяйственных благ» дал иную интерпретацию цене. Цена как сигнал о ценности продукта. Каждый индивид готов платить за товар столько, во сколько он оценивает для себя его полезность или ценность. Например, если Вы голодны, то Вы готовы заплатить за первый пирожок 10$, за второй – 9$, а за третий всего лишь – 5$. Это объясняется тем, что первый пирожок для Вас намного более ценен, чем третий, поэтому Вы готовы пожертвовать на него большую сумму.  
 
В своей работе «Принципы экономической науки» Альфред Маршал в 1890-91 годах, отчасти объединил теории Карла Маркса и Бём-Баверка, и, одновременно, посмотрел на вопрос с совершенно иной стороны. Со стороны рынка. На котором спрос уравновешивает предложение и наоборот, а значит, цена устанавливается как равновесная под действием рыночных сил. То есть, если цена слишком высокая, то потребители будут приобретать меньшее количество товара до тех пор, пока цена не снизится до приемлемого уровня. Если же наоборот, цена занижена – производители не будут поставлять товар на рынок до тех пор, пока цены не возрастут до приемлемого уровня.  
 
Таким образом, существует три основополагающие концепции цены: со стороны издержек производителя (Карл Маркс), ценности для потребителя (Бём-Баверк) и рынка (Альфред Маршал). Каждая из них в той или иной степени верна для ценообразования. Часто применимость концепции, зависит от рынка. Например, для монопольного рынка в основном применяется концепция ценности для потребителя и готовности платить. В то время как для рынка совершенной конкуренции – себестоимости, так как на рынке очень много продавцов и у потребителя богатый выбор.

 

 

3.ценообразование

Ценообразование — это установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от исходной стоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной  цены в зависимости от начальной стоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Основные подходы к установлению цены:

- на основе закрытых торгов, исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов;

- на основе ощущаемой  ценности, исходя из покупательского восприятия ценностной значимости продукта;

- на основе уровня текущих  цен, исходя из текущих цен  конкурентов. 

 

 

Цели

Нужно понимать, что ценообразование того или иного продукта всегда зависит  от целей, которые ставит компания. А цели бывают самые разные:

- выживание компании. Т.е. необходимо установить такую  цену на продукт, которая позволит  компании выжить в конкурентной  борьбе. Очевидно, что такие ситуации  происходят не от хорошей жизни;

- максимизация прибыли;

- расширение рынка сбыта;

- позиционирование  продукта для определенной ниши. Например, если продукт является  люксовым, то цена на него может  быть далеко не всегда оправданно  завышенной, если говорить об  издержках на его изготовление;

- стимулирование  сбыта;

- расширение доли на ранке;

Это не все цели. При желании данный список можно  серьезно расширить. В конце концов, у всех компаний свои цели в тот  или иной промежуток времени.

 ИТ

Главные методы ценообразования, в том числе и парамет-рические, а также особенности определения оптимальных цен в зависимости от факторов конкуренции, эластичности спроса по цене и др., изложены подробно в разделе 6.2. Методы установления цен на информационные товары и услуги в целом такие же, но имеются и особенности, которые требуют спе-циального рассмотрения14. 
Уровень и движение цен на информационные услуги на-ходятся под воздействием системы ценообразующих факторов. В числе основных групп факторов, оказывающих решающее и устойчивое воздействие на цены наинформационные услуги, можно выделить следующие: 
- воздействующие через изменение величины стоимости; 
- воздействующие через модификацию стоимости; 
- вызывающие отклонение рыночных цен от цены произ-водства; 
- инфляционные. 
Базой цены на информационные услуги выступают не индивидуальные затраты, а рыночная стоимость, складывающаяся с учетом общественно необходимых (признанных обществом на рынке) затрат труда на их подготовку и потребительных свойств услуг, их полезности. Общей закономерностью движения стоимости принято считать снижение ее величины в результате развития производительных сил (и прежде всего НТП, роста производительности труда, уменьшения затрат живого труда на единицу полезного эффекта изделия и т. п.), а также в результате совершенствования самих потребительных стоимостей. Данная закономерность проявляется и в случае индустрии информации. 
К основным составляющим группы факторов, воздейству-ющих на цены информационных услуг через изменение величины стоимости, на величину и структуру общественно необходимых затрат в расчете на единицу полезного эффекта услуг, относятся: техническая вооруженность труда, степень использования результатов НТП в виде новой информационной техники, технологии, новых методов организации труда и управления; квалификация, навыки, знанияинформационных работников; уровень обобществления информационной деятельности: прежде всего концентрация и масштабы подготовки информационных услуг. 
Из факторов второй группы, воздействующих на цены информационных услуг через модификацию стоимости, можно выделить изменения под влиянием процессов концентрации и монополизации капитала, нарушающие механизм выравнивания цен, формирования единой господствующей цены, основанной на цене производства. Фактором, влияющим на рыночную стоимость информационных услуг даже при отсутствии их дифференциации по стоимости, выступает изменение потребительных свойств функционально-однородных услуг. Вследствие возможности при одинаковых и даже меньших затратах труда подготавливать различные по эффективности и полезности услуги на рынке чаще наблюдается равенство цен на равные потребительные стоимости услуг, чем равенство цен в результате одинаковых затрат на их подготовку. 
Отклонение рыночных цен на информационные услуги от цены производства связано и с постоянным нарушением соот-ветствия между предложением и спросом (хотя и рано говорить о наличии кризисов перепроизводства информационных услуг), а также с государственным вмешательством в ценообразованиена информационные услуги через прямое или косвенное изменение уровня, соотношений или динамики цен, определение характера и размеров налогового обложения, антимонопольное законодательство, осуществление таможенной политики, введение экспортных или импортных преференций и компенсационных сборов и т. п. 
В результате сложения многочисленных факторов, действу-ющих одновременно как в сторону повышения (например, рост инфляции), так и в сторону понижения (например, понижение стоимости), на мировом рынке информационных услуг наблю-даются такие характерные явления, как множественность цен, различная амплитуда и продолжительность возникающих коле-баний цен на отдельные виды услуг, относительная стабильность некоторых цен (в результате того, что разнонаправленные факторы взаимно уравновешиваются). Характеризуя в целом систему ценообразования на информационные услуги на мировом рынке, следует отметить, что цена во многих случаях является многоставочной, используется сложная система скидок и надбавок к справочной цене, публикуемой в проспектах, в зависимости от типа потребителя, условий предоставления и использования услуг. Широко применяются договорные цены, наценки на новизну, уценки, скидки, ценовые льготы, то есть все доступные способы придания гибкости ценам. 
Для информационных услуг применим и принцип пакетного ценообразования, так как они часто взаимозависимы. При этом затраты по пакетным услугамнамного ниже затрат, которые возникли бы при оказании каждой услуги отдельно15. 
Общим правилом для бизнеса, в том числе и информаци-онного, является максимизация прибыли в прямой или завуа-лированной форме (через лучшее удовлетворение потребностей клиентов), что предполагает определение оптимальных цен, находящихся в некоторых границах.? 
Нахождение этих границ с помощью традиционных для экономической теории методов, используемых в рыночной практике, может быть проиллюстрировано следующими про-стейшими формулами. 
С точки зрения отражения интернациональной стоимости и мировых общественно необходимых затрат труда на подготовку информационных услуг наиболее представительными являются цены на услуги, подготавливаемые в рамках информационных служб при академических, профессиональных и научно-технических обществах, в том числе входящих в национальные и международные информационные системы. Эти организации как по своему статусу, так и в соответствии с реальным положением дел являются некоммерческими. Цены на услуги этих организаций по сравнению с ценами коммерческих организаций менее подвержены спекулятивным и конъюнктурным колебаниям, хотя в условиях конкуренции не могут не зависеть от положения, складывающегося на рынке. 
Вторыми по значимости для выявления мировых цен выс-тупают цены информационных услуг, подготавливаемых в го-сударственных информационных органах и службах. Однако по ряду услуг эти организации не являются самоокупаемыми или самофинансируемыми, используют государственные дотации и, следовательно, не всегда отражают стоимость и реальные затраты. 
В акте обмена для покупателя важна «верхняя» оценка цены — тот максимум, который он может заплатить исходя из своего бюджета и настоятельности испытываемой потребности, ее места во всей системе потребностей. Для продавца важна «нижняя» оценка цены — тот минимум, который он хочет получить, чтобы компенсировать понесенные в ходе производства затраты и получить при этом желаемую прибыль. 
Определенную специфику в этом смысле имеют услуги. Здесь достаточно часто точкой отсчета для покупателя, то есть его «верхней» оценкой, служит вариант «самообслуживания»: услуга покупается, если ее цена меньше, чем оценка субъектом собственных усилий, необходимых для выполнения соот-ветствующего действия. Склонность принимать вариант само-обслуживания за базовый определяется множеством обстоятельств: уровнем развития сферы услуг, культурными традициями, умениями и навыками потребителей и т. д. 
О склонности к «самообслуживанию» в США можно судить по данным журнала «Ю.С. Ньюс энд Уорлд рипорт» (1990 г.): лишь 20% из 2 тыс. опрошенных человек предпочитают заплатить за заправку машины служащим бензоколонки, 14% хотят, чтобы за них кто-то вымыл машину, 36% — чтобы сделали ее мелкий ремонт, 13% готовы оплатить уборку и мелкий ремонт дома, 16% — его окраску снаружи и 12% — окраску внутри, 8% хотят получить помощь по уходу за участком вокруг дома. 
При ценообразовании на информационные услуги сказы-ваются трудности экономической оценки эффекта от их исполь-зования, который, если речь идет о широко опубликованной и доступной информации, весьма неопределен в момент приоб-ретения информационных услуг. Информационные услуги, с точки зрения потребителя, главным образом экономят его рабочее время на поиск информации. Такая оценка значительно снижает максимальный уровень цен наинформационные услуги, соответствующие платежеспособному спросу. По некоторым данным, потребитель готов компенсировать не более 50% затрат на сбор, обработку, хранение и поиск информации. 
С учетом сказанного можно теперь подойти к вопросу об экономической оценке информационных услуг. Большее, что может заплатить за них покупатель, — это цена его самостоя-тельных усилий, позволяющих получить тот же результат, который дает потребляемая услуга. Меньшее, что может запросить продавец, — это цена, компенсирующая его затраты умственной и физической энергии, которые понадобились для производства продаваемой информации. Чем больше покупателей, чем настоятельнее у них потребность именно в этой информации, тем больший доход может получить продавец — ведь информация у него не исчезает, будучи переданной покупателю. Однако вследствие «отрицательной» амортизации базового объема знаний при его использовании, то есть приростаинформационного потенциала производителя, цена запроса продавца здесь может быть относительно более низкой, так что и суммарный доход примет «разумное» значение. 
При ценообразовании на услуги следует помнить о том, что цена стандартных услуг, рассчитанных на значительный круг пользователей, должна быть минимальной (так как именно это даст максимальный доход за счет роста использования), в то время как с усложнением услуг цена может расти. Главное, потребитель должен видеть то, за что ему предлагается заплатить более высокую цену. 
Возможность многоаспектного и многократного исполь-зования информационных ресурсов обусловила традиционно низкие цены на простые информационные услуги во всем мире, и вряд ли в России рынок позволит сделать из этого правила исключение. 
Из чего складываются затраты производителя информации? Здесь полезно поэтапное представление деятельности, в соответствии с которым совокупные затраты можно представить как сумму затрат, связанных с осуществлением отдельных этапов или функций в рамках общего технологического процесса. Для случая производства статистической информации общие затраты складываются из затрат на: 1) наблюдение; 
2) подготовку первичных данных (измерение); 3) передачу данных от источников информации; 4) контроль достоверности со-общений; 5) обработку полученных данных и их преобразование в те или иные новые сообщения; 6) хранение данных; 7) их поиск; 8) выпуск в нужных потребителю формах; 9) передачу выходных данных потребителю. Таким же образом можно расчленить любой информационный технологический процесс. 
Важно помнить, что только себестоимость услуги не может служить основой цены и аргументом в торговле с потребителем. Это ваше личное дело, и если себестоимость высока и не покрывается ценой, которую готов платить потребитель, у вас есть только два выхода: либо отказаться от оказания данной услуги,либо — снизить себестоимость. 
Главным принципом выбора схемы цены должна быть ее понятность для потребителя и минимальные затраты по орга-низации учета в информационнойорганизации. 
А. Молем предложена общая оценка себестоимости «идейного» продукта16, о которой можно'говорить применительно к любому человеку, существующему на доходы от своего воображения, знаний, таланта. 
В состав этой стоимости входят: цена времени созревания замысла, цена материалов (документация, сырье); цена времени конкретизации замысла, оформления и «упаковки» сообщения; наконец, различные коэффициенты надбавок на уровень компетентности и всякого рода почетные ставки; более или менее постоянные издержки производства. 
Для иллюстрации можно привести пример с академиком П.Л. Капицей, который в 30-е годы был приглашен в Германию в качестве эксперта по вновь созданному, но не «желающему» работать генератору СВЧ. Один его удар молотком, после кото-рого ротор генератора начал вращаться, был оценен академиком в 10 ООО марок. На замечание о высокой цене одного удара Капица ответил, что 1 марка за амортизацию молотка, а 9 999 марок за знание места, по которому нужно было ударить. 
Под «ценой времени» в приведенной структуре затрат следует, очевидно, понимать сумму тех средств, которые в течение соответствующих сроков затрачивает автор на обеспечение привычного, признаваемого им (и обществом?) нормальным уровня своего благосостояния, удовлетворения потребностей. Обязательным этапом в творческом процессе является латентный период, границами которого является момент, когда какой-то вопрос возникает перед ученым, и другой, когда ученый оказывается в состоянии сформулировать вопрос в виде проблемы, подлежащей решению. Правильно сформулированная проблема является уже наполовину решенной. 
Сравнительно недавно в экономической психологии воз-никло понятие поведенческих затрат, то есть издержек нервной энергии, мышления и т. п. Концепция поведенческих затрат позволяет вплотную подойти к оценке эффективности информационной деятельности. 
Вопрос об экономической оценке результатов информа-ционного производства, их «вклада» в стоимость (или цену) производимой продукции достаточно сложен. Типичным случаем является принципиальная невычленимость такого «вклада» вследствие взаимодополняемости информационных и прочих компонентов технологии. 
Существует, однако, класс ситуаций, где информация — как знание, уменьшающее неопределенность условий принятия решения, воздействует на величину результата, получая со-ответствующую экономическую оценку. Большее знание, лучшая информированность позволяет точнее определять параметры производственного процесса и, следовательно, достигать экономии ресурсов на различных страховых запасах и резервах (предотвращение риска в бизнесе). Эта экономия и относится на счет получаемой (приобретаемой) информации. 
Несколько слов о воздействии монополии на экономические оценки информационных услуг. Специфика научно-технических, управленческих, бытовых и образовательных информационных услуг состоит в том, что любой субъект — потребитель информации всегда может выступить в роли ее производителя, если нужда в ней велика, а внешние источники по той или иной причине недоступны. В ситуации принятия решения индивид в состоянии заменить недостающие компоненты информационной структуры своими догадками, домыслами, фантазиями, представлениями, почерпнутыми из прошлого опыта, наконец, эмоциями и обеспечить в конечном счете требуемую ему полноту информационной структуры. Иными словами, для субъекта, испытывающего потребность в информации, всегда реализуем вариант «самообслуживания». Другой вопрос, каково качество приобретенной таким способом информации. 
Для производства же эстетической информации, художе-ственных ценностей характерна уникальность, невоспроизводимость, то есть налицо возможность возникновения такого эффекта, как абсолютная рента. 
Цены на картины, например, могут не иметь ничего общего с индивидуальными затратами времени и труда на их создание. 
Итак, условие возникновения экономической оценки ин-формационной услуги — возможность выбора между различными способами получения нужного результата. Величина стоимости услуги при развитом (идеальном) рынке заключена между ценой запроса продавца и величиной затрат самооказания ее себе покупателем (причем нельзя однозначно сказать, какая из этих цен выше). Чем менее развит рынок, тем больше вероятность отрыва цены от стоимости. При монополии на конкретную услугу связь между ними может быть вовсе утрачена. 
Фирмы-производители информационных продуктов ис-пользуют несколько основных подходов при установлении цен на информационные товары и услуги.Продуктовый подход основан на особенностях конкретных информационных продуктов. Институциональный подход концентрирует внимание на производителяхинформационных товаров и услуг. Управлен-ческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы. 
Рассмотрим особенности ценообразования на примере двух видов информационных продуктов и услуг: программных продуктов и интерактивных услуг с использованием АБД. 
Современная практика торговли программными продуктами как бы опровергает основное положение о том, что цена является денежным выражением стоимости и косвенным показателем затраченного общественно необходимого труда. Программные продукты с идентичным функциональным наполнением значительно отличаются ценой, причем иногда данное отличие составляет порядок. При определении стоимости основное внимание акцентируется на уникальность объекта купли-продажи, преимущества в качестве по сравнению с аналогами (если подобные существуют), на издержки, которые несет пользователь для замены предлагаемого продукта другим, степень срочности и остроту потребности. В рассмотренном перечне факторов ценообразования на интеллектуальную собственность, каким является программный продукт, обращает внимание отсутствие каких-либо показателей издержек производства. 
Определенные сложности при формировании цены на программные продукты объясняются следующими обстоятель-ствами. 
Во-первых, стоимость информации и заключенных в ней знаний достаточно трудно измерить количественно. В связи с этим сложно построить необходимые для изучения и анализа рынка кривые спроса и предложения. Поскольку ценность конкретного программного продукта можно измерить только после применения его пользователем, то спрос на него будет зависеть от представлений пользователя о полезности (ценности) приобретаемого продукта. Данные представления характеризуются большим разнообразием, поскольку часто основываются на несистематизированных, отрывочных, неполных, а часто и субъективных сведениях. 
Во-вторых, реализация ПП может быть затруднена в связи с техническими, организационными и экономическими факторами, в том числе: 
- неподготовленностью пользователей и их аппаратной и программной сред; 
- отсутствием навыков в рекламировании и продаже про-граммных продуктов; 
- высокой первоначальной ценой продукта и отсутствием должного сопровождения и др.. 
В-третьих, способность к отчуждению применительно к про-граммным продуктам носит двойственный характер (временная или постоянная). До тех пор пока то новое, уникальное, что зало-жено в продукт, не разглашено полностью или частично, владелец продукта может получать всю или определенную долю моно-польной прибыли. В данном случае речь идет о лицензировании и продаже программных продуктов, когда в договоре купли-про-дажи пользователь и производитель оговаривают возможность или исключение их передачи третьей стороне. И в случае офици-ального подключения третьей стороны и последующих пользо-вателей продукт становится общедоступным, что приводит к ис-ключению основы для получения добавочной прибыли. 
Следует отметить еще одну важную особенность. Ее суть заключается в том, что стоимость программной продукции формируется не сразу, она имеет высокую степень неопреде-ленности, в ее формировании важную роль играют затраты на создание, а не на производство и воспроизводство. Затраты труда на создание продукта учитываются не индивидуально на каждую единицу, а в совокупности на весь проект, создаваемый за определенный период времени. Поскольку расходы должны окупиться в целом, это не означает, что они обязательно должны быть компенсированы при продаже единичной версии. Поэтому здесь актуальной становится задача определения общего объема спроса на весь проект. 
Рассмотрим пределы установления цены на программные продукты. Нижним пределом цены являются издержки, поскольку они возмещают затраты. Однако это допущение справедливо для тех случаев, когда в основе лежит предположение, что окупаются расходы по созданию продукта собственными усилиями, без привлечения инструментальных сред и программных модулей со стороны (т.е. собственного производства). Но вместе с тем величина данных издержек может быть весьма значительной, поэтому производитель стремится включить в цену и упущенную выгоду, связанную со следующими факторами: 
- отказом от самостоятельных действий на рынке (в случае передачи продукта посредникам для дальнейшего распространения); 
- возможностью превращения пользователя в будущего конкурента (в случае продажи базовых и инструментальных средств с возможностью дальнейшего развития и распространения, что должно быть оговорено в договоре купли-продажи); 
- возрастанием риска при разглашении функционального наполнения продукта и возможности несанкциониро-ванного копирования и распространения. 
В итоге нижним пределом цены продукта для производителя является его собственная оценка суммы издержек и упущенной выгоды, а для пользователя — собственные оценки издержек производителя. 
Верхний предел цены продукта установить сложнее, так как им может быть сразу несколько показателей. Это связано со следующими факторами. Во-первых, производитель исходит из расчета оценки прироста прибыли (экономии, эффективности), которую пользователь получит в результате применения продукта. Во-вторых, если производитель предлагает не уникальный программный продукт, а получивший распространение на рынке и предлагаемый несколькими производителями, то имеются справочные цены рынка. Поэтому цена производителяконкурента является при прочих равных условиях верхним пределом цены и своеобразным ориентиром. В-третьих, для пользователя не исключаются возможности самостоятельной разработки продукта с привлечением сторонних специалистов. Предельной ценой для пользователя будут выступать собственные издержки на разработку и применение. Последний фактор связан с сознательным нарушением пользователем авторских прав и законов об интеллектуальной собственности. Если пользователь идет по такому пути, то издержки приобретения будут заведомо наименьшими по сравнению с законным порядком получения продукта. Поэтому оценка степени защищенности продукта является важным критерием ценообразования.

Информация о работе Ценовая политика организаций