Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:57, реферат
Цены, устанавливаемые на все виды товаров народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, служат, с одной стороны, нормативом производственных затрат и рентабельности, а также прибыльности общественного производства, а с другой – нормативом, активно формирующим потребительский спрос населения на необходимые товары и услуги. В связи с этим цены являются основным экономическим инструментом, отражающим процессы, происходящие в сфере производства, обращения, обмена, распределения, потребления и накопления.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Трактовка цен в различных теориях…………………………………………...5
2.Функции цен…………………………………………………………………….8
3.Основные виды цен……………………………………………………………11
4.Ценовая политика……………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Литература……………………………………
Цены товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависят от мастерства лица, проводящего аукцион.
По времени действия цены классифицируют следующим образом.
Постоянные цены не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту или договору.
Текущие цены применяются при поставке продукции в данный период времени. Они могут меняться в течение выполнения одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка.
Скользящие цены устанавливаются при торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления. Они учитывают изменения в издержках производства, происходящих в период создания изделия. То есть это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции (например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.).
В договоре, контракте скольжение цены может быть предусмотрено не на весь срок действия договора (контракта), а на более короткий период (например, на первые 6 месяцев от даты заключения договора), так как в течении этого периода поставщик может закупить все необходимые материалы для выполнения заказа.
Сезонные цены действуют в течение определенного периода времени.
Ступенчатые цены отражают последовательное снижение цен продукции по предварительно принятой шкале.
Классификация цен, используемых в статистике и учете, имеет важное практическое значение, поскольку с помощью информации о ценах можно сопоставлять результаты, аналитические исследования, показатели статистического наблюдения, изучать сложные явления ценообразования и функционирования цен. К ценам, используемым в учете и статистике, относят индексы цен (индексы потребительских цен), действующие (текущие), средние, сопоставимые и неизменные цены. Они позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять изменения физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий (компаний, ассоциаций, организаций, объединений, фирм).
Существуют и иные критерии классификации цен:
ВСЕ ЦЕНЫ
Тарифы на услуги
Сметная стоимость
Розничные цены
Закупочные цены
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНКУРЕНЦИИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНКУРЕНЦИИ
Свободные
цены
Цена производства
Цена
предложения
Цена
спроса
Фиксированные цены
Предельные цены
Регулируемые цены
ПО СПОСОБУ УСТАНОВЛЕНИЯ И ФИКСАЦИИ
С поставкой в длительный срок
С поставкой в короткий срок
С немедленной поставкой
Твердая цена
Скользящая цена
Продажная цена
С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ
Сезонная цена
Постоянная цена
Ступенчатая цена
ПО СПОСОБУ ПОЛУЧЕНИЯ
Справочные цены
Прейскурантные цены
Расчетная цена
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА РЫНКА
Аукционные цены
Биржевые котировки
Цены торговли
Франко-склад покупателя
Франко-склад продавца
Цена брутто
Цена нетто
По условиям поставки
ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ЦЕНЫ
МИРОВЫЕ ЦЕНЫ
Для сырья
Для производственно-технических товаров
Для товаров народного потребления
-
4.Ценовая политика
Цена состоит из отдельных элементов. Причем если они выражены в абсолютных единицах, то показывают состав цены, а если элементы выражены в процентах, то они показывают структуру цены. Итак, цена включает в себя: себестоимость, прибыль предприятия, акциз по подакцизным товарам, налог на добавленную стоимость (НДС), снабженческо-сбытовая надбавка, торговая надбавка.
Все вышесказанное доказывает важность цены как экономической категории и инструмента регулирования экономики государства.
Осуществление контроля уровня цен и его регулирование входит в задачи государственной ценовой политики.
Ценовая политика государства – это практические действия органов государственной власти, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, а также осуществление контроля над соблюдением государственной дисциплины цен.
Основными целями государственной ценовой политики являются: борьба с инфляцией, поддержание конкурентной рыночной среды и борьба с монополизмом, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность. Они являются необходимыми условиями нормального воспроизводства и развития общества в целом.
Вмешательство государства
в ценообразование может быть
прямым и косвенным. Среди
Ценообразование в нашей стране сейчас находится в переходном периоде, как и вся экономика в целом. Начавшаяся в 1992 году реформа по либерализации цен в связи с переходом к рыночной экономике еще не отрегулирована окончательно. Также расшатывают экономику наступивший мировой финансовый кризис и пережитки криминализации общества в 90-х гг. Ценообразование еще не до конца сформировано, и все применяемые меры и инструменты по регулированию цен в большинстве случаев основываются на зарубежном опыте. Однако на сегодняшний день экономисты пытаются находить новые пути, способы, методы и инструменты для оздоровления экономики и получения контроля над инфляцией.
Исходя из всего
вышесказанного, для успешного осуществления
всех целей государственной
Заключение
Проблемы цены и механизма ее формирования являются одними из самых сложных и фундаментальных в курсе экономической теории.
В рыночном хозяйстве цена – это инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала. Она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики. Поэтому важно с помощью экономической теории установить, каким образом цена и рыночный механизм ценообразования разрешают глобальные проблемы: что, как и для кого производить.
Для производителя (продавца) товара уровень его цены определяет доходность хозяйственной деятельности, обусловливает возможности потребления и инвестирования в развитие хозяйства. Поэтому производитель заинтересован продать свой товар по более высокой цене и получить больший доход. Противоположные интересы у покупателя-потребителя, которые заключаются в том, что цена приобретения товара определяет расходы (издержки) потребителя. Чем ниже цена товара, который он покупает, тем меньше его расходы (издержки). Поэтому каждый предприниматель, каждое предприятие стремятся подороже продать свой товар и купить необходимые им товары подешевле. Разница между выручкой (объемом реализации товаров) и затратами (объемом приобретаемых ресурсов) характеризует эффективность производственно-хозяйственной, предпринимательской деятельности предприятия и рациональность ведения домашнего хозяйства.
Цена товаров (услуг) в рыночной экономике непосредственно устанавливаются под воздействием спроса и предложения в результате конкуренции покупателей и продавцов. Конкурентное ценообразование формирует эффективное распределение количества товаров между теми, кто испытывает в них потребность, подкрепленную денежными средствами. Таким образом, цена способствует установлению равновесия спроса и предложения товаров. Однако это происходит лишь тогда, когда есть все условия для свободной конкуренции и перелива капитала, открыто вхождение на рынок конкретного товара покупателей и продавцов.
Практически совершенной конкуренции не существует, имеются лишь определенные предпосылки для этого. На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные их сферы и образование цены. В результате цены на конкретные товары нередко устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя (продавца) или покупателя товара. В этих условиях возникает необходимость в государственном и муниципальном регулировании цены.
Регулирование цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроль над их соблюдением – это все ценовая политика государства, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления и субъектами ценообразования.
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Литература
Источники интернета: