Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:57, реферат
Цены, устанавливаемые на все виды товаров народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, служат, с одной стороны, нормативом производственных затрат и рентабельности, а также прибыльности общественного производства, а с другой – нормативом, активно формирующим потребительский спрос населения на необходимые товары и услуги. В связи с этим цены являются основным экономическим инструментом, отражающим процессы, происходящие в сфере производства, обращения, обмена, распределения, потребления и накопления.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Трактовка цен в различных теориях…………………………………………...5
2.Функции цен…………………………………………………………………….8
3.Основные виды цен……………………………………………………………11
4.Ценовая политика……………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Литература……………………………………
Областное государственное
бюджетное образовательное
среднего профессионального образования
«Ивановский промышленно-экономический колледж»
Реферат
по Государственному регулированию экономики
на тему: «Ценовая политика государства»
Выполнила:
студентка гр.432
Толокнова С.Л.
Преподаватель:
Ипатьева Л.А.
г. Иваново 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Трактовка цен в различных теориях…………………………………………...5
2.Функции цен……………………………………………
3.Основные виды цен……………………………
4.Ценовая политика………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В современных условиях цены и ценообразование становятся одним из основных элементов развития рыночной экономики. Важнейшим условием всех дальнейших экономических преобразований в нашей стране является, прежде всего, целесообразно установленная и эффективно действующая система ценообразования. Именно от того, как будет осуществляться механизм ценообразования, зависит целый ряд факторов: разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством, финансовое оздоровление, развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, реальный переход предприятий с различными формами собственности на самоокупаемость, самофинансирование всего хозяйственного механизма и усиление его воздействия на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений, концернов, ассоциаций, фирм, компаний, организаций).
Цены, устанавливаемые на
все виды товаров народного потребления,
продукцию производственно-
Историческое развитие ценообразования в России свидетельствует о постоянном внимании к ценам со стороны государства в связи с тем, что по ряду причин они постоянно росли. Особенно неудержимый рост цен наблюдался в России в связи с переходом функций управления ценообразованием к Правительству. Постоянно проводились реформы цен, разрабатывались научные методы их формирования. И в настоящее время, в условиях рыночных отношений используются принципиально новые подходы к установлению цен, новые методы ценообразования.
Цена в рыночных условиях выступает важнейшим фактором при формировании затрат на производство продукции и ее реализацию. Она также существенно влияет на выручку, рентабельность, прибыль (доход).
На цены же в свою очередь влияют сложившиеся уровни системы цен, цены мирового рынка и многие другие факторы.
Правильно выбранная ценовая политика, профессиональная тактика ценообразования, экономически выверенные методы ценообразования, составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от его организационно – правовой формы. Знание системы и видов цен, реально применяемых на внутреннем и внешнем рынках, умение рассчитать их структуру, позволяют обеспечить максимально возможную прибыль.
Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, рентабельность производства или его убыточность и, в конечном счете, уровень жизни общества.
Основной целью данной работы является раскрытие понятия цены в различных аспектах, ее экономической сущности, проявляющейся в ее функциях, рассмотрение отдельных видов цен.
1.Трактовка цен в различных теориях
Цены являются одной из важнейших экономических категорий как на уровне общества, так и на уровне предприятий и фирм и в особенности на уровне индивидуального потребления. Цены представляют собой единый фундамент обмена – покупки и продажи на всех этапах и фазах общественного воспроизводства. Это очень тонкий и гибкий инструмент управления экономикой.
Цена аккумулирует в себе ряд понятий, составляющих сущность цен и формирующих фундамент товарного рынка как явления. Вот некоторые из этих понятий:
- нужда – это чувство, ощущаемое человеком при нехватке чего-либо. Именно человеческие нужды лежат в основе рыночной деятельности;
- потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем общества и личностью человека. По мере развития общества потребности людей растут количественно и качественно. Изучив нужды и потребности человека (групп или слоев населения) предприниматель (например, производитель определенной продукции) осуществляет целенаправленные действия по выпуску продукции, которая удовлетворяла бы нужды и потребности.
- запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены.
Таким образом, именно в цене на товар выражается нужда в нем, потребность, запрос, целесообразность обмена и т.д.
Существует несколько
концепций теории цены:
1. Трудовая теория стоимости. Смысл ее
в том, что основой цены является стоимость,
созданная трудом. Основоположниками
этой теории были представители классической
концепции экономической теории. Вильям
Петти (1623-1687гг.) считал естественной ценой
товара количество металлических денег,
получаемых в среднем за него. А это количество,
в свою очередь, зависит от соотношения
затрат труда на производство этого товара
с затратами труда на производство единицы
денег.
Адам Смит (1723-1790 гг.) развил эту теорию. Он разграничил меновую и потребительную стоимость и показал, что стоимость непременно должна выражаться в количественном отношении обмена товаров, а при развитии рыночных отношений – в деньгах. Адам Смит первым представил цену как денежное выражение стоимости.
Этот экономист также создал теорию факторов производства. Она показывает, стоимость обусловлена функционированием трех факторов: труда, капитала и земли. Естественная цена определяется затратами труда для их добычи. Современные экономисты добавляют к этим факторам еще два: предпринимательскую способность (способность управлять тремя основными факторами) и информацию, как систему знаний и сведений.
Давид Рикардо (1972-1823 гг.) разложил
цену на отдельные элементы. Он создал
и обосновал структуру цены товара, элементами
которой считал стоимость орудий, инструментов
и знаний, а также стоимость, присоединенную
к старой. Карл Маркс довел теорию трудовой
стоимости до завершения. Он разделил
труд на конкретный и абстрактный. Конкретный
труд создает определенную потребительную
стоимость товара. Абстрактный труд –
это те силы, физическая и умственная энергия,
которую затрачивает человек в процессе
труда. Он создает стоимость товара. Теория
анализирует и конкретизирует лишь отдельные
стороны рыночной системы и носит более
прикладной характер.
2. Теория предельной полезности. Она появилась
в 70-х гг. XX века. Ее смысл в том, что основой
цены является полезность, степень которой
каждый участник определяет, исходя из
собственных субъективных представлений.
Наиболее видные представители этой теории
– австрийские экономисты К.Менгер,Е.Бем-Баверк,Ф.
1) как правило, высокая цена на товар препятствует приобретению его покупателем, а низкая цена стимулирует покупку;
2) при одних и тех
же размерах дохода
3) при потреблении сопряженных
товаров снижение цены на один
из них будет стимулировать
рост его потребления. Он
4) денежные доходы потребителей,
за редким исключением, всегда
ограничены и, следовательно,
они оказывают сдерживающее
5) потребности людей в
принципе безграничны. К тому
же по многим объективным
Однако отдельную потребность в конкретном товаре можно удовлетворить.
Эти предпосылки дают возможность, встав на позиции авторов теории предельной полезности, более или менее полно изложить и понять ее.
Потребности имеют свою напряженность,
которую в течение
Это явление известно как закон убывающей полезности. Под полезностью, следовательно, понимается способность товара удовлетворять потребность людей.
Таким образом, полезностный
подход исходит из субъективного, но
вполне естественного желания
давит на цены вниз. Эта теория
анализирует экономическую систему в
целом, носит фундаментальный и всеобщий
характер.
3. Теория спроса и предложения, разработанная
известным английским экономистом Альфредом
Маршаллом, гласит, в отличие от других
теорий, что не стоимость является основой
цены, а взаимодействие спроса и предложения.
Позже появились концепции Джона Кейнса
и Милтона Фридмана (кейнсианская и монетаристская),
а также новаторские концепции ценообразования.
Цена постоянно усложняется как экономическая
категория, и сегодня можно говорить, что
ее можно рассматривать как результат
взаимодействия всех ценообразующих факторов:
спроса, предложения, потребительского
выбора, факторов производства и других.
2.Функции цен
С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.
Функции цены – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Функции цены отражают общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию различных видов товаров (работ и услуг), их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и предложение товаров и услуг.
Следовательно, цены выполняют следующие основные функции:
Информационная функция цены несет в себе громадный объем информации о рынке. Первый вопрос, который задают, спрашивая о том или ином рынке, - каков на нем уровень цен. Цены информируют всех обо всем. Если цены, скажем, на косметику на рынке низкие, то очевидно, что потребителям они сообщают: покупайте здесь, на этом рынке, это выгодно. В то же время производителей они предупреждают: на рынок косметику поставлять уже нельзя – понесете убытки. По большому счету – сокращайте производство. И наоборот, высокие цены сообщают производителям, что производство это выгодно и следует его увеличить, и т.д. Такая информация помогает достаточно быстро устанавливать на рынке равновесную цену. Значит, важнейшая функция цен – давать информацию о состоянии рынка
Учетно-измерительная функция цены заключается в объективном и точном отражении в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции (товаров, работ и услуг).
С помощью данной функции цены соизмеряются общественно необходимые затраты и результаты производства. При этом определяются количества труда, сырья, материалов, оборудования, оплаты труда, то есть выделяются эффективность издержек производства, обращения товаров и размер прибыли. Следовательно, цена в данном случае показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребностей в какой-либо конкретной продукции.