Ценовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Цены, устанавливаемые на все виды товаров народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, служат, с одной стороны, нормативом производственных затрат и рентабельности, а также прибыльности общественного производства, а с другой – нормативом, активно формирующим потребительский спрос населения на необходимые товары и услуги. В связи с этим цены являются основным экономическим инструментом, отражающим процессы, происходящие в сфере производства, обращения, обмена, распределения, потребления и накопления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Трактовка цен в различных теориях…………………………………………...5
2.Функции цен…………………………………………………………………….8
3.Основные виды цен……………………………………………………………11
4.Ценовая политика……………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Литература……………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по государственному регулированию экономики.docx

— 131.66 Кб (Скачать)

Сопоставляя ценность разных товаров и, сравнивая их цены, можно  дифференцировать товары на дорогие  и дешевые.

Посредством цен разнообразные  виды товаров из натурально-вещественной формы переводятся в денежную. Цена в данном случае представляет собой денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.

Стимулирующая функция цены заключается в том, что фактическая цена товара может способствовать или же, наоборот, противостоять объемам и техническому уровню производства и потребления тех или иных видов товаров.

Поскольку всякому производителю  выгодно продавать свою продукцию по возможно более высокой по сравнению с произведенными им затратами цене, цена может стимулировать:

- научно-технический прогресс, модернизацию и автоматизацию  производства;

- экономию энергии, материальных  и трудовых ресурсов;

- повышение качества продукции;

- изменение структуры  производства и потребления применительно  к тем или иным рынкам.

Функция балансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется взаимосвязь между производством (продажей) и потреблением (покупкой). На основании цены данного товара можно судить о разбалансировке между спросом и предложением.

При нехватке товаров они  могут продаваться по более высокой  цене, что делает для производителя  целесообразным увеличение их выпуска. Такое увеличение будет происходить, пока нехватка товара не будет ликвидирована, и таки образом, предложение окажется сбалансированным со спросом.

При избытке товаров продавцу приходится реализовывать их по более  низким ценам. Тогда для производителя  оказывается целесообразным снижение их выпуска.

Снижение выпуска будет  происходить до тех пор, пока избыток  товара не будет исчерпан, и, таки образом, предложение вновь окажется сбалансированным со спросом.

Функция цены как  критерия рационального размещения производства. Под воздействием законов рынка (законов конкуренции и спроса) предприятия самостоятельно принимают решение о перемещении капиталов туда, где за счет более высокой продажной цены можно получить более высокую прибыль на вложенный капитал.

Выбирая объект для вложения капиталов, необходимо учитывать длительность производственно-сбытового цикла и уровень инфляции. При достаточно длительном цикле и высоком уровне инфляции будет иметь место обесценение капитала, вложенного в эту сферу.

Социальная функция цены заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг. От величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, то есть социальное положение населения.

Особенно важную роль в  осуществлении социальной функции  при государственном регулировании цен выполняют розничные цены. Через их систему можно создать благоприятные условия для потребления товаров и услуг в области здравоохранения, образования, просвещения, воспитания детей и способствовать дальнейшему повышению материального и жизненного уровня отдельных групп населения и в первую очередь социально незащищенных и малообеспеченных граждан.

Государство, устанавливая посредством низких цен и налогов  разного рода льготы, дотации и  субсидии, формируя фонды социального  развития, использует ценовые рычаги и другие экономические инструменты  в первую очередь для социальной защиты малообеспеченных групп населения.

Между различными функциями  цены имеется взаимосвязь, которая  проявляется как в единстве, так  и в противоречии. Стимулирующая  функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, то есть способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объем потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения.

Учетно-измерительная функция  цены часто вступает в противоречие со всеми другими функциями, так  как в рыночных условиях цены существенно  могут отклоняться от издержек производства и реализации товаров.

На практике взаимосвязи  между различными функциями цены могут быть более сложными и многообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий  должны заниматься изучением данного  вопроса.

     В реальности все функции цены взаимосвязаны и четко разграничить их довольно сложно. Например, распределительная функция может оказаться стимулирующей; все функции, так или иначе, отображаются учетно-измерительной функцией и т.д.

3.Основные виды  цен

Система цен – это совокупность различных цен, используемых всеми  отраслями народно-хозяйственного комплекса страны: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, связью, торговлей, здравоохранением, культурой, образованием и др.

В современной ценовой  среде действуют различные системы  цен, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков. В эту систему входят:

- мировые цены – цены, обслуживающие международный рынок  в целом;

- цены международных региональных  рынков – цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные рынки;

- национальные (внутренние) цены – цены, обслуживающие национальную  экономику;

- цены в международном  совместном бизнесе – цены, обслуживающие  товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями;

- внешнеторговые цены  – цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции.

В каждой из отраслей экономики  цены формируются с учетом как  общих подходов определения стоимости затрат, произведенных предприятием, так и специфических особенностей расчета себестоимости продукции в той или иной отрасли.

В практике товарного производства применяются следующие механизмы формирования цен:

• маркетинговый, при котором цены формируются с учетом спроса и предложения;

• нормативный, при котором цены формируются в рамках нормативных актов (методик, директив, законов, постановлений, распоряжений) и на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности;

• механизм комбинированного (смешанного) типа с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подхода.

В зависимости от используемого  механизма формирования цен (маркетингового, нормативного, комбинированного) их виды учитывают различную степень влияния центральных и местных органов управления, в соответствии с которой выделяются четыре основных вида цен: свободные, регулируемые, фиксированные, договорные.

   

       Свободные цены формируются исключительно под воздействием спроса и предложения независимо от какого-либо прямого влияния государственных органов управления. Если хоть какое – то воздействие оказывается на цены со стороны кого бы то ни было, они перестают быть свободными.

Свободные цены устанавливаются  по согласованию сторон, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции, степени новизны товара и его полезности. Но хотя эти цены и свободны от государственного вмешательства, но при этом они не свободны от действия прочих рычагов, не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен. Так, развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки налога на прибыль делают не выгодным для продавца повышение цен, но цены при этом остаются свободными, поскольку прямого ограничения на них нет.

     Регулируемые цены – это цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения и устанавливаемые соответствующими государственными органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) посредством прямого ограничения роста (снижения) их уровня или введения норм и нормативов (регламентация уровня рентабельности, прибыли, установление предельных цен, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции).

Регулируемые цены в свою очередь могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).

Регулированию подлежат цены:

1) на продукцию предприятий-монополистов;

2) базовых ресурсов: топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, полезные ископаемые и т.д. Перечень ресурсов, цены на которые регулируются, строго специфичен для каждой страны и должен утверждаться законодательно;

3) имеющие большое социальное  значение: потребительские товары  первой необходимости, общественный  транспорт, квартплата и т.д.

     Фиксированные цены устанавливаются государством или существующими органами ценообразования. Никто – ни производители, ни покупатели – не имеет права их нарушать. Такие цены обычно устанавливаются в плановом хозяйстве, однако они имеют место и в рыночной системе.

        Договорные цены – это те же рыночные свободные цены, но в первой степени ограничения их свободы. Первой степенью ограничения называются определенные условия ценообразования, выработанные самими субъектами рынка и утвержденные предварительно – до совершения обмена, а затем закрепленные в договоре, соглашении или контракте. В документе фиксируются заранее оговоренный уровень цен на данный продукт, возможный верхний и нижний пределы цен, возможность возникновения форс-мажорных обстоятельств. Конечно, соглашение о договорных ценах заключается на определенный срок, в течение которого обстоятельства и конъюнктура рынка принципиально не меняются, То есть они более или менее стабильны.

Если анализировать цены с точки зрения сферы хозяйственной  деятельности, где они применяются, то можно выделить следующие их виды:

1) оптовые цены – цены, по которым продукция реализуется промышленниками крупным торговым организациям – торговым капиталистам, а те, в свою очередь, - другим, более мелким оптовым организациям. Оптовая торговля есть торговля крупными партиями, размер которой определяется для каждого товара индивидуально. Обычно указывается «минимальная партия» в оптовой торговле. Цена такой партии и называется оптовой ценой. Как правило, она ниже розничной;

2) розничные цены – это цены, по которым товар продается индивидуальным покупателям. Естественно, розничная цена выше оптовой на величину издержек обращения предприятий розничной торговли;

3) тарифы представляют собой цены на услуги, где учитывается время потребления, качество услуги и объем работы. Тарифы устанавливаются на такие виды услуг, как пользование телефоном, радио, телевидением, за коммунальные и бытовые услуги, почтовую связь, и относятся к ценам, которые регулируются государством;

4) закупочные цены – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельским товаропроизводителями: совхозами, госхозами, фермерскими хозяйствами и населением (продукция личных подсобных хозяйств) государственным и коммерческим организациям для потребления и переработки;

5) мировые цены устанавливаются в международной торговле как результат, во-первых, международного разделения труда и международной специализации производства и, во-вторых, конкуренции отдельных предприятий и даже стран на мировом рынке. Мировые цены складываются под воздействием многих ценообразующих факторов мирового рынка: колебаний валютных курсов, инфляции, изменений соотношения сил на мировом рынке, военных и экономических столкновений, неурожаев, катастроф, конъюнктуры рынка с учетом спроса и предложения.

В зависимости  от территории действия различают единые, или поясные, и региональные, или зональные, цены.

Единые, или поясные, цены могут устанавливаться и регулироваться Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти на такие виды товаров и услуг, как газ, нефть и нефтепродукты, электроэнергия и тепло энергия, перевозки пассажиров, услуги почтовой и электрической связи и другая продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления и коммунальные услуги.

Региональные, или  зональные, цены включают издержки производства, обращения и реализации, характерные для конкретного региона. Они могут регулироваться органами исполнительной власти субъектов РФ на определенную продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, например на электро- и тепло энергию, газ сжиженный и природный, реализуемый населению, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перевозки пассажиров, оплату жилья и коммунальных услуг населения.

В зависимости от вида рынка различают:

Биржевые цены (биржевые котировки) используются при продаже товаров через биржи. Это цены специально организованного в отличие от аукционов, постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах продают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье (хлопок, шерсть, пиломатериалы и т.д.), цветные и драгоценные металлы и пр.

Цены торгов применяются при особой форме торговли, когда несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный. Отличительной чертой такой формы торговли является наличие нескольких продавцов и одного покупателя. Так как на торгах складывается высокий уровень конкуренции среди продавцов, цены в этих условиях на сопоставимые виды товаров и услуг, как правило, ниже, чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным коммерческим контрактам.

Информация о работе Ценовая политика государства