Ценообразования в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако, в последние десятилетия на покупательском выборе сильнее стали сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Содержание

Введение. 2.

1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке. 3.

2. Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков. 7.

3. Практика и методы определения внешнеторговых цен. 13.

4. Некоторые особенности ценообразования в России, связанные с ВЭД. 17.

Заключение. 21.

Библиографический список. 22.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 54.95 Кб (Скачать)

    Содержание.

    Введение. 2.

    1. Основы и особенности ценообразования  на мировом рынке. 3.

    2. Ценообразование на различных  типах мировых товарных рынков. 7.

    3. Практика и методы определения  внешнеторговых цен. 13.

    4. Некоторые особенности ценообразования  в России, связанные с ВЭД. 17.

    Заключение. 21.

    Библиографический список. 22.

 

    

    Введение.

    Перед всеми товаропроизводителями как  коммерческими, так и некоммерческими, встаёт задача – назначение цены на свои товары или услуги. Цена выступает во множестве видов разных отраслей. Например: цена 1 кг. сахара, булки хлеба, телевизора, плата за обучение и т.д. Железные дороги, такси и автобусы взимают плату за проезд. Цена труда рабочего – его заработная плата и т.п.

    Цена  всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение  до сих пор справедливо среди  неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако, в последние десятилетия на покупательском выборе сильнее стали сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

    Фирмы подходят к проблемам ценообразования  по-разному. В мелких – цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль, например: автомобильная промышленность, железные дороги, нефтяные компании и подобные им фирмы, часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чьё влияние также сказывается на политике цен: управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры, экономисты, занятые решением проблем организации и оплаты труда.

 

    

    1. Основы и особенности  ценообразования  на мировом рынке.

    При анализе процессов, связанных с  ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние  на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен  зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи  товара, какие нет, каков уровень  доходов, прибыли и куда будут, и  будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для  дальнейшего расширения внешнеэкономической  деятельности.

    В условиях рыночной экономики ценообразование  во внешней торговле, также как  и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане  само понятие цены сходно и для  характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель (равновесная цена). Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

    Общеэкономические, или действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

    • экономический цикл;
    • состояние совокупного спроса и предложения;
    • инфляция.

    Конкретно экономические, то есть определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации:

    • издержки;
    • прибыль;
    • налоги и сборы;
    • предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
    • потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

    Специфические, то есть действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

    • сезонность;
    • эксплуатационные расходы;
    • комплектность;
    • гарантии и условия сервиса.

    Специальные – связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

    • государственное регулирование;
    • валютный курс.

    Внеэкономические – политические, военные.

    Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов.

    Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. В рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен.

    Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего, естественно относится состояние спроса и предложения.

    Практически на цену предлагаемого товара влияет:

    • платежеспособный спрос покупателя данного товара,
    • объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
    • полезность товара и его потребительские свойства.

    Ценообразующие  факторы на стороне предложения:

    • количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
    • издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
    • цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

    Общим фактором является замещаемость предлагаемого  к реализации товара другим, удовлетворяющим  покупателя. На уровень мировых цен  воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.

    На мировом рынке возможны случаи искажения соотношения спроса и предложения. В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. Даже если крупнейший производитель товара в какой – либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.

    При работе с ценами рынка, в том числе  внешнеторговыми, следует учитывать  различия в них с учетом позиций  отдельных сторон и рыночной ситуации.

    Во-первых, существуют понятия «цены продавца», то есть предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», то есть принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие.

    Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

    В последние два-три десятилетия  важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

    техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные  с продвижением, реализацией и  использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

    Развитие  науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР1 в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

    При анализе цен следует учитывать  и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены, как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема.

    Необходимо  отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса. 

    2. Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков.

    В рыночной экономике процесс ценообразования  в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают четыре типа рынков:

    рынок совершенной (чистой) конкуренции;

    рынок чистой монополии;

    рынок монополистической конкуренции;

    рынок конкуренции немногих поставщиков (олигополия).

    Прежде  всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов  торговли, а это очень сильно влияет на механизм ценообразования.

    Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, то есть в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам или дисконту, который не столь значителен - 3-5%. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах поставок.

Информация о работе Ценообразования в мировой экономике