Ценообразование на сельскохозяйственную продукциюие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности ценообразования на сельскохозяйственном предприятии.
Задачи:
определить виды цен в сельском хозяйстве;
рассмотреть методы ценообразования в сельском хозяйстве;
определить механизм государственного регулирования ценообразования в сельском хозяйстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
I Глава. Особенности ценообразования в сельском хозяйстве……..…4
Понятие цены. Виды цен в сельском хозяйстве…………………..4
Факторы, влияющие на формирование цен на сельскохозяйственную продукцию……………………………………………………………..8
Методы ценообразования в сельском хозяйстве…………………12
II Глава. Государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию………………………………………………………………...17
2.1 Прямое регулирование цен…………………………………………..17
2.2 Косвенное регулирование цен……………………………………….20
Заключение………………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………….25

Работа содержит 1 файл

I Глава.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

   Через систему фиксированных цен  государство устанавливает цены на определенном уровне.

Если фиксированная  цена ниже равновесного уровня, то на рынке образуется дефицит продукции, так как объем предложения меньше объема спроса. Если фиксированная цена выше равновесного уровня, то возникает излишек продукции вследствие того, что объем предложения больше объема спроса. И в том, и в другом случае государство должно предпринять меры, направленные на согласование интересов производителей и потребителей данной продукции (например, субсидии, дотации, индексация доходов).

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами путем установления:

«ценового потолка» или максимальных цен (рис 1), «ценового пола» или минимальных цен (рис.2) , «коридора цен» (рис.3).5

Наибольшее распространение  получила политика «ценового потолка», используемая в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность), в кризисных ситуациях при установлении цен на социально-значимую продукцию (хлеб, молочные продукты). Устанавливая максимальную цену ниже равновесного уровня, государство создает ряд проблем в экономике (также как и при фиксировании цены ниже равновесного уровня), так как формируется рынок продавца, диктующего свои условия покупателям. Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия. В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производство, выпускающее продукцию по низким ценам путем предоставления дотаций, субсидий и льготных кредитов, снижения налогового бремени.

рис.1 Политика «ценового потолка»

    

Политика «ценового  пола» используется обычно в интересах мелких фирм с целью не допущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции, что характерно для рынка сельхозпродукции. При этом формируется рынок покупателя, образуются излишки продукции, которые государство вынуждено скупать и каким-то образом использовать (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке, оказывать гуманитарную помощь). Уровень потребления при такой политике оказывается ниже возможного равновесного уровня.

                                 рис. 2. Политика «ценового пола»

            

Политика “ценового коридора” заключается в том, что устанавливаются два предела цен верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены.

Такая система регулирования  цен, например, используется в странах  Европейского союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. Устранение диспропорций между  спросом и предложением достигается  здесь путем маневрирования буферными запасами. При этом если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика “ценового коридора” позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

Эффективность системы  государственного регулирования цен  зависит от гибкого сочетания  прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство в соответствии с проводимой экономической политикой, целями развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Например, Россия и Украина избрали варианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямое, административное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий. В Беларуси границы прямого государственного ценового регулирования являются более широкими. Разнообразные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой.

         рис.3 «Политика «ценового коридора»  

     

2.2. Косвенное  регулирование цен

Косвенное регулирование  осуществляется через воздействие  на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.

Таким образом, государственное регулирование  цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам; непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование цен на определенный период и т.п.6

Цели государственного регулирования цен заключаются  в следующем:

не допустить  инфляционного роста цен в  результате монополизма производителей;

способствовать  созданию нормальной конкуренции, ориентирующей  на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

обеспечить  относительный паритет цен во всех звеньях экономики;

Степень государственного регулирования цен изменяется в  зависимости от состояния экономики.

По поводу обоснования  нормы чистого дохода в регулируемых закупочных ценах в экономической  науке сложились четыре концепции. Первая из них - концепция теории трудовой стоимости, предусматривающая обоснование нормы чистого дохода в соответствии с затратами живого труда на единицу продукции с учетом организационно-технологической трудоемкости каждого продукта. Подобные цены стимулируют производство более трудоемких продуктов, что оказывается весьма приемлемым для внутрихозяйственных расчетных цен для арендно-подрядных подразделений, когда фондоемкость продукции мало от них зависит. Так как воспроизводство основных фондов финансируется предприятием из общих фондов экономического развития. Модель такой цены выглядит следующим образом:

Ц=С+V+m/V∙V,

где Ц - цена закупочная, р. /ед., С - материальные затраты, р. /ед., V - прямая оплата труда, р. /ед., m - чистый доход, р. /ед., m/V - норма чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р.

Вторая концепция  предусматривает обоснование нормы  чистого дохода в цене в соответствии с фондоемкостью разных продуктов. Моделью такой цены служит:

 

Ц=С+V+m/Фосн. ∙Фосн.,

где Фосн. - удельная величина основных фондов на ед. продукции, р. /ед., m/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р. /р.

Подобные цены стимулируют производство более  фондоемкой продукции, для расширения производства которой предприятию  требуется относительно больших  фондовых вложений.

Третью концепцию  называют обычно моделью усредненной  себестоимости, когда норма чистого  дохода в цене соответствует потребленным ресурсам, себестоимости различных  продуктов.

Ц=С+V+m/ (C+V) ∙C+V,

где C+V - себестоимость ед. продукции, р. /ед., m/C+V - норматив чистого дохода на каждый рубль себестоимости продукции, р. /р.

Наконец, четвертая  концепция предусматривает обоснование  нормы чистого дохода в закупочной цене двумя равными долями. Первая из них представляет норматив этого  дохода на рубль прямой оплаты труда, а вторая - на рубль основных фондов.

Ц=С+V+m1/V*V+m2/Фосн. ∙Фосн.,

где m1/V - норматив чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р., m2/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р/р.

Подобные цены в состоянии стимулировать производство как более трудоемких, так и более фондоемких продуктов. Данная концепция в отечественной науке признана наиболее приемлемой. Она принимается за основу при установлении межхозяйственных расчетных цен на сырье и полуфабрикаты (молодняк животных), поставляемые головному предприятию хозяйствами-участниками сельскохозяйственных объединений.

Наиболее влиятельными на средние величины реализационных цен являются государственные закупочные цены, периодически повышаемые в связи  с удорожанием используемых сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также инфляционными процессами. В связи с этим сложившийся уровень закупочных цен может быть оценен лишь путем их соизмерения с себестоимостью единицы продукции. Причем средние цены реализации единицы продукции по тем или иным каналам складываются и с учетом качества продукции и сезонности их продажи.

Многоканальность  реализации сельскохозяйственной продукции  предприятиями общественного сектора  АПК свидетельствует о расширяющей  рыночной среде. В среднереализационной среде таких предприятий не учтены цены продажи продукции индивидуальных предпринимателей, крестьянских и личных приусадебных хозяйств сельских жителей, хотя значительная часть их продукции реализуется колхозам и совхозам по государственным закупочным ценам.

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучение данной темы приводит к серьезным размышлениям. Очень часто государственное  регулирование цен является первопричиной  изменений экономического поведения  предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.

Следовательно, государство должно просто сделать  более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для развития промышленности и сельского хозяйства, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство, а именно в область ценообразования, может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Борхунов Н., Назаренко А. Цены на рынке зерна и продуктов его переработки. Экономика сельского хозяйства России. 2005. №9. с.20.
  2. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 213 с.
  3. Кочурова Л.И. Цена производства в условиях развитого рынка. – М.: ЗАО «Издательство» «Экономика», 2003. с.159.
  4. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. – М., 2003.
  5. Маренков Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. с. 215.
  6. Пастернак Ю. Ценовая политика и конкуренция. Человек и труд. 2006. №9. с. 81 – 83
  7. Слепов В.А. Ценообразование. – М.: Экономистъ, 2005. с. 576.
  8. Федотов М. Конкурентное ценообразование на предприятии. Маркетинг. 2005. №2. с. 49 – 55.
  9. Чудаков А.Д. Цены и ценообразование. – М.: Из-во РДЛ, 2004.
  10. Шмычков В., Усманова С. Ценообразование на продукцию сельского хозяйства .Экономика АПК, управление. 2005. №6. с. 46 – 54.

 

  1. Шуляк П.Н. Ценообразование. – М., 2003.

 

  1. http://www.costinfo.ru/

 

  1. http://rudiplom.ru/lectures/ceny-i-cenoobrazovanie/1889.html

 

  1. http://www.studatf.com/396-200905.html

 

  1. http://referat.yabotanik.ru/jekonomicheskaya-teoriya/metody-cenoobrazovaniya/99711/93662/page3.html

 

  1. 1 http://www.costinfo.ru/

 

  1. 2 Маренков Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. с. 215.
  1. 3 http://www.costinfo.ru/
  1. 4 http://referat.yabotanik.ru/jekonomicheskaya-teoriya/metody-cenoobrazovaniya/99711/93662/page3.html
  1. 5 http://www.studatf.com/396-200905.html
  1. 6 http://www.studatf.com/396-200905.html

Информация о работе Ценообразование на сельскохозяйственную продукциюие