Ценообразование на сельскохозяйственную продукциюие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности ценообразования на сельскохозяйственном предприятии.
Задачи:
определить виды цен в сельском хозяйстве;
рассмотреть методы ценообразования в сельском хозяйстве;
определить механизм государственного регулирования ценообразования в сельском хозяйстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
I Глава. Особенности ценообразования в сельском хозяйстве……..…4
Понятие цены. Виды цен в сельском хозяйстве…………………..4
Факторы, влияющие на формирование цен на сельскохозяйственную продукцию……………………………………………………………..8
Методы ценообразования в сельском хозяйстве…………………12
II Глава. Государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию………………………………………………………………...17
2.1 Прямое регулирование цен…………………………………………..17
2.2 Косвенное регулирование цен……………………………………….20
Заключение………………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………….25

Работа содержит 1 файл

I Глава.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Предложение продукции сельского хозяйства также характеризуется рядом факторов. К факторам предложения сельскохозяйственной продукции относятся:

    • ценовая ситуация на рынке;
    • производство отечественной сельскохозяйственной продукции нужного качества и ассортимента;
    • закупки сельскохозяйственной продукции по импорту;
    • закупки импортной пищевой, текстильной и другой продукции, полученной в результате переработки продукции сельского хозяйства за рубежом;
    • таможенная и тарифная политика (ввозные, вывозные и специальные пошлины, квоты и запреты на ввоз и вывоз);
    • технология производства;
    • государственная политика в области регулирования сельскохозяйственного производства.

Предложение сельскохозяйственной продукции в нашей стране находится под сильным воздействием погодных условий. Общая неустойчивость погоды оказывает непосредственное влияние на производство и, следовательно, на предложение и качество сельскохозяйственной продукции.

Особое место занимают факторы производства продукции сельского хозяйства, от которых в значительной степени зависит объем предложения указанной продукции, к факторам производства сельскохозяйственной продукции относятся:

    • размер и качество земельных угодий;
    • сезонность производства;
    • доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей и их распределение;
    • конкуренция;
    • информированность о состоянии рынка;
    • государственная политика в области регулирования производства;
    • средства защиты растений;
    • средства ветеринарии;
    • обеспечение техникой, топливом и энергией;
    • здания и сооружения (например, теплицы или фермы), их состояние;
    • семена;
    • удобрения;
    • корма и т.д.

Непосредственное  влияние этих факторов сказывается  на структуре затрат на производство сельскохозяйственной продукции у  сельскохозяйственных товаропроизводителей. Особое влияние на формирование уровня цен на сельскохозяйственную продукцию оказывают внешние факторы, не зависящие от конкретных условий хозяйствования.

Сильное влияние  на конечную цену сельскохозяйственной продукции оказывают расходы сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение материально – технических ресурсов и услуг, горюче - смазочных материалов, электроэнергии. Эти затраты не зависят от производителей сельскохозяйственной продукции.

Основным фактором производства в сельском хозяйстве является земля. Однако стоимость сельскохозяйственной продукции в настоящее время учитывает стоимость данного фактора опосредованно, через дифференциацию цен в зависимости от зоны производства.

В зависимости  от природно-климатических, территориальных, а также экономических и других факторов цены на один и тот же вид сельскохозяйственной продукции могут существенно различаться в один и тот же период времени. Это проявляется в территориальной дифференциации цен на сельскохозяйственную продукцию.

При анализе  и прогнозировании цен на сельскохозяйственную продукцию следует учитывать фактор сезонности. По отдельным видам сельскохозяйственной продукции (молоко, зерно и др.) колебания цен по сезонам весьма существенны.

Одним из основных следует считать фактор качества продукции сельского хозяйства. Например, к экологически чистой сельскохозяйственной продукции, а также используемой для производства детского питания, предъявляются более высокие требования с точки зрения качества. Их выполнение требует определенных затрат, которые покрываются более высокой ценой.

В последнее  время на уровень цен сельскохозяйственного  рынка все большее влияние  оказывает фактор информированности и ожиданий. Информация о неурожае или сокращении производства в регионах или странах, которые являются потенциальными потребителями продукции, может служить стимулом для расширения производства, увеличения предложения и снижения цен. Она может стать также сигналом для повышения цен на реализуемую продукцию, стимулировать ее хранение или вывоз. Недостаточная информированность производителей сельскохозяйственной продукции о рыночной и ценовой ситуации приводит к ошибкам в хозяйственной и сбытовой деятельности и финансовым потерям

1.3 Методы  ценообразования в сельском хозяйстве

В рыночных условиях используются следующие методы ценообразования:

Установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль;

установление цены по уровню плановой рентабельности продукции (обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли);

установление цены на основе уровня средних цен.

По первому из перечисленных методов цена устанавливается на основе себестоимости продукции и стандартной наценки. Размеры наценки меняются в зависимости от вида товара и объема партии реализации.

Расчет цены на основе планового уровня рентабельности основывается на сопоставлении общих (валовых) издержек и предполагаемой плановой прибыли. Размер прибыли должен быть не менее нормальной и, как правило, колеблется в незначительных пределах в зависимости от вида продукции.

Недостаткам этих двух методов является то, что они не учитывают действие рыночных механизмов – соотношения спроса и предложения.

При установлении цены на основе реальной ценности товара оцениваются не реальные издержки производства и обращения, а реакция потенциальных покупателей на изменение цены (эластичность спроса). Большая часть обладает низкой эластичностью, что обуславливает необходимость государственного регулирования уровня цен.

При установлении цен на основе уровня средних текущих цен продавец товара также не учитывает собственные издержки производства и реализации, а ориентируется на уровень цен конкурентов на аналогичную продукцию. Если данная цена определяется на этапе нового производства, следует учитывать изменения спроса и предложения (и, соответственно, уровня равновесной цены) после выхода нового товаропроизводителя на рынок.4

Параметрические методы ценообразования используются при расчете цены на аналогичную продукцию, т.е. продукцию, удовлетворяющую одинаковую потребность и идентичную по физико-химическому составу. Эти методы применяются, когда основные потребительные параметры аналогичной продукции поддаются четкому количественному определению. Такая продукция может быть описана параметрическим рядом (ряд станков разных марок в зависимости от показателя мощности, ряд полимерных материалов в зависимости от содержания основного вещества и т.п.). Применительно к продукции одного ряда основных параметров может быть несколько. Цена на каждый новый продукт ряда рассчитывается путем корректировки цены базового изделия этого ряда.

Если новая  цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В самом общем виде он может быть представлен формулой:

Цн = Цб * Кп ,

где Цн – цена нового изделия ряда; Цб – цена базового изделия; Кп – корректирующий коэффициент, значение которого связано с тем, показывает ли улучшение параметров количественное их снижение или увеличение по сравнению с базовыми.

Если новая  цена рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно – параметрическим. Он может быть представлен формулой:

Цн = Цб + Нз * Кп ,

где  Цб – цена базового изделия; Цн – цена нового изделия; Нз – нормативные затраты на единицу потребительского параметра изделия.

В качестве параметрических  используются методы удельной цены, баллов и регрессии.

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.

Во избежание  грубых ошибок метод удельной цены используется для ориентировочных  оценок. Его недостаток в том, что  цена определяется на основе только одного параметра, а воздействие на цену других параметров не учитывается.

Ценовой метод  баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Цена на искомый (новый) товар (Цн) ценовым методом баллов рассчитывается по формуле:

Цн =  Цб

где Цб – цена базового товара; Ббi и Бнi – балльная оценка i – го параметра соответственно базового и нового товара.

Ценовой метод  баллов целесообразно применять  при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство использования, дизайн, цвет, запах, вкус и т.д.). Недостаток метода – субъективизм при начислении баллов.

Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величин нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция параметров:

Ц = f(x1,x2,x3,…xn),   - где x1,x2,x3,…xn – основные параметры качества товаров.

Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определить аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.

Метод с учетом потребительского эффекта. Если продукция является взаимозаменяемой, т.е. удовлетворяет одинаковые потребности, но различается по физико – химическому составу, в параметрический ряде выстроить нельзя. Вместе с тем, поскольку эта продукция удовлетворяет одинаковые потребности, цены на нее не могут строиться изолированно. Взаимосвязь цен на новое и ранее выпускающееся изделие обеспечивается посредством показателя потребительского эффекта, т.е. эффекта, который потребитель может получить при использовании нового изделия (материала) вместо прежнего. Цену согласно этому методу можно рассчитать по формуле:   Цн = Цб + Эп * Кт ,

где Цн – цена нового изделия; Цб – цена базового, ранее применявшегося изделия; Эп – эффект у потребителя от замены прежнего изделия новым; Кт – коэффициент торможения, или морального старения, изделия (чем выше темпы научно – технического прогресса, тем меньше величина коэффициента).

Расчетные методы в условиях административно регулируемой экономики являются практически единственной ценовой методикой, поскольку при таких условиях нет объективной необходимости учитывать конъюнктуру рынка.

В условиях рыночной экономики цена, рассчитанная продавцом, - это лишь база формирования цены фактической сделки. Расчетная цена может совпадать с ценой фактической сделки и даже быть выше, если продавец является монополистом и проводит политику полной реализации своего исключительного положения на рынке. Если же продавец придерживается умеренной ценовой политики, то не только цена фактической сделки, но и цена предложения может быть ниже расчетной цены. Когда продавец работает в условиях конкурентного рынка, расхождение между расчетной ценой и ценой фактической реализации значительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Глава. Государственное регулирование цен на     сельскохозяйственную продукцию

2.1 Прямое регулирование цен

В соответствии с действующим законодательством  государство оказывает регулирующее воздействие на агропромышленное производство и формирует ценовую политику в данной сфере. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется с помощью разнообразных инструментов.

Для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции  государство может применять  закупочные и товарные интервенции. В ходе закупочной интервенции государство изымает часть продукции с рынка в интервенционный фонд, в ходе товарной – обеспечивает поступление части запасов интервенционного фонда на рынок в целях обеспечения баланса между спросом и предложением и формирования реальных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие (в ходе закупочной интервенции обеспечивается некоторый рост рыночных цен, в ходе товарной интервенции – их снижение). Порядок проведения государственных интервенций включает условия финансирования, а также цены, обслуживающие интервенционный механизм, сроки и порядок их утверждения. Он изложен в Правилах осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Регулирующую  роль выполняют закупки сельскохозяйственной продукции для федеральных и  региональных государственных нужд.

Информация о работе Ценообразование на сельскохозяйственную продукциюие