Ценообразование на рынке капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

Любое предприятие на рынке выступает в двух ролях: как продавец созданного
товара и как покупатель факторов производства (земли, труда, капитала).
Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную
систему использования экономических ресурсов в производственном процессе.
Как продавец своей продукции фирма выходит на рынок товаров; как
покупатель ресурсов - на рынок факторов производства. Каковы поведенческие
особенности фирмы как продавца? Его главный интерес в соответствии с
законом предложения - продать больше продукции по более дорогой цене. При

Работа содержит 1 файл

к.р эконом теория.docx

— 79.02 Кб (Скачать)
 
 

Ценообразование на рынке труда  в условиях несовершенной  конкуренции

Монополия на рынке труда

Происхождение названия этого типа несовершенной  конкуренции связано с тем  реальным обстоятельством, что очень  многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать  им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как  реальными, так и мнимыми.

Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать  им реальные или мнимые уникальные качества.

Примеры такой  конкуренции следующие: "жевательная  резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор  косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.

К основным характеристикам  монополистической конкуренции  можно отнести: а) относительно большое  число некрупных производителей; б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих  в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта; в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного  контроля над рыночной ценой. Это  связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого  товара, приходящаяся на одного, 
— относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.

Соперничающие субъекты могут использовать здесь  как ценовые, так и неценовые  методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.; г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой политики, являются практически мало осуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников; д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.

Монопсония  на рынке труда

Совершенная конкуренция  на рынке труда скорее исключение, чем правило. Для большинства  рынков труда типично несовершенная  конкуренция. Её  крайний случай представляет монопсония. Такая не редко в больших городах , где экономика города почти полностью от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения. Если альтернативных  видов труда мало (или они не идут ни в какое сравнение по оплате с работой в данной компании) , то складываются  условия , то складываются условия близкие к чистой монопсонии. В данном случае фирма выступает главным (а фактически единственным) покупателям на местном рынке труда, а потом обладает возможностям  влиять на уровень на заработной платы . Это достигается путем сокращения числа нанимаемых работников. В результате усиления  конкуренции между наёмными работниками их заработная плата снижается ниже равновесного уровня .

Двухсторонняя монополия 

Двусторонняя  монополия - ситуация, когда на рынке  имеется только один продавец (как  при монополии) и один покупатель (как при монопсонии).

Под двусторонней монополией ронимается такая рыночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу ресурсов производства (для продавца - это готовая продукция).

При двусторонней монополии и покупатель, и продавец имеют возможности, вполне достаточные  для контроля над ценами услуг  ресурсов производства.

Случай двусторонней монополии изображен на рис. 40.1. Линия S - кривая предложения рабочей силы, указывающая на цену этого ресурса, которую нужно уплатить с целью  привлечения некоторого объема услуг  данного ресурса. Поскольку фирма, покупающая ресурс, является монопсонией, она будет стремиться установить цену на уровне wM, необходимом для вовлечения объема услуг ресурса, соответствующего пересечению кривой MIC с кривой ее MRP фирмы. Такое пересечение совершается в точке E1, в которой фирма пожелает нанять LM единиц услуг этого ресурса и предложит цену в размере wM денежных единиц за час услуг ресурса, т. е. цену, необходимую, чтобы привлечь LM единиц услуг ресурса.

Для максимизации прибыли монопольный продавец будет  стараться установить такую цену, которая сыграет роль стимулятора  в покупке объема услуг ресурса, соответствующего точке, где предельный доход от продажи услуг от реализуемого ресурса равен предельным издержкам  на него. В этом случае цена, максимизирующая прибыль, будет соответствовать точке Е2, где MR = МС. В этой точке монополия захочет реализовать Lu единиц услуг ресурса. Чтобы вынудить нанимателя лимитировать покупку услуг ресурса данным объемом, монопольный продавец будет стремиться определить цену, равную wu.

Рис. 40.1. Двусторонняя монополия

Вполне очевидно, что на этом рынке отсутствует  равновесие, ибо wu > wM и LM < Lu. По этой причине сделка не состоится до тех пор, пока не состоится договоренность о цене. По-видимому, цена установится на уровне между wu и wM.

Чистая двусторонняя монополия наблюдается достаточно редко. Она имеет место, когда  государственная монопольная компания (например, по алкоголю) покупает продукцию  у единственного продавца.

Двусторонняя  монополия подобного типа часто  наблюдается в профессиональном спорте, где организация собственников  команд ведет переговоры с союзом игроков относительно оплаты и условий  труда на период действия контракта  между ними.

Влияние минимального уровня цен, устанавливаемого или профсоюзами, или государством на монопсонических рынках рабочей силы, существенно отличается от того, которое существует на рынках в условиях конкуренции. При свободной конкуренции заработная плата выше уровня равновесия приведет к избытку предложения рабочей силы. Однако на монопсоническом рынке рабочей силы такое наблюдается редко (рис. 40.2).

Рис. 40.2. Заработная плата, устанавливаемая профсоюзами, и найм работников монопсонией

Допустим, что  все фирмы города создали ассоциацию нанимателей и действуют как  монопсония. Предположим, что рабочие  не объединены в профсоюз. Монопсонистический картель находится в равновесии в точке Е1, где MRPL = MICL. Кривая SL представляет предложение услуг рабочих. Картель нанимает, допустим, 5 тыс. рабочих часов в день и устанавливает рабочим заработную плату, равную 4 ден. ед. в час.

Теперь предположим, что рабочие создали профсоюз и переговоры с предпринимателями позволили повысить заработную плату с 4 до 8 ден. ед. в час. В такой ситуации предприниматели, как правило, сокращают численность нанимаемых работников. Но на монопсоническом рынке фирмы будут нанимать больше рабочей силы до тех пор, пока заработная плата, установленная профсоюзами, меньше 13 ден. ед. в час.

Фирмы могут  нанимать любое количество рабочей  силы при зарплате, установленной  профсоюзом, до уровня 8 ден. ед. в час. Если фирмы намерены нанять более 10 тыс. рабочих часов в день, они должны будут увеличить заработную плату, чтобы привлечь больше рабочей силы. Равновесие в таком случае установится в точке Е2, где MRPL сравняется с заработной платой, предлагаемой профсоюзом. Заработная плата, установленная профсоюзом, на которую монопсонистические фирмы влиять не могут, является для них вплоть до 10 тыс. часов найма в день также предельными издержками на ресурсы труда. Соглашение с профсоюзом фирмы позволило бы увеличить занятость рабочей силы с 5 тыс. до 7 тыс. часов в день.

Установление  любой заработной платы между 4 и 6 ден. ед. в час привело бы к росту занятости, поскольку монопсонистические фирмы хотят иметь MRPL, равный этой зарплате. Но любая заработная плата, установленная профсоюзом ниже 6 ден. ед. в час, вызвала бы уменьшение предложения работников, что позволило бы увеличить заработную плату до 6 ден. ед.

Эта модель может  быть применима к минимуму заработной платы, устанавливаемому государством. Считается, что при предложении  на монопсонистическом рынке неквалифицированной рабочей силы установление минимальной заработной платы вызовет скорее увеличение, чем сокращение занятости. До тех пор пока государство будет устанавливать минимальную заработную плату ниже уровня, соответствующего точке, в которой MRPL = MICL для монопсонистов, после установления минимума заработной платы они будут нанимать скорее большее, нежели меньшее число рабочих.

Особенности ценоообразования на рынке капитала

Информация о работе Ценообразование на рынке капитала