Ценообразование на рынке капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

Любое предприятие на рынке выступает в двух ролях: как продавец созданного
товара и как покупатель факторов производства (земли, труда, капитала).
Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную
систему использования экономических ресурсов в производственном процессе.
Как продавец своей продукции фирма выходит на рынок товаров; как
покупатель ресурсов - на рынок факторов производства. Каковы поведенческие
особенности фирмы как продавца? Его главный интерес в соответствии с
законом предложения - продать больше продукции по более дорогой цене. При

Работа содержит 1 файл

к.р эконом теория.docx

— 79.02 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ. 

 Любое предприятие  на рынке выступает в двух  ролях: как продавец  созданного

товара и как  покупатель факторов производства (земли, труда, капитала).

   Факторы  производства  представляют  собой   совокупность,  взаимосвязанную

систему использования  экономических ресурсов в производственном процессе.

  Как  продавец  своей  продукции  фирма   выходит  на  рынок  товаров;   как

покупатель ресурсов - на рынок факторов производства.  Каковы  поведенческие

особенности фирмы  как  продавца?  Его  главный  интерес  в  соответствии  с

законом предложения - продать больше продукции по более  дорогой  цене.  При

высокой цене продукции  фирмы увеличивают свое производство и предложение  на

рынке.

  На рынке  факторов производства предприятия  выступают как  носители  спроса

и стратегии  покупки необходимых ресурсов как  можно дешевле. Поведение  фирмы

как покупателя в целом описывается  уже  известным  законом  спроса:  больше

покупок ресурсов по более низким ценам.

 Купив факторы   производства  и  организовав   процесс  изготовления  товара,

предприниматель впоследствии  получит  доход  от  продажи  готовых  изделий.

Доход  этот распределяется в определенной зависимости  от  того,  сколько  и

каких  факторов  использовано.  Величина   заработной   платы   зависит   от

количества вложенного труда (рабочей силы); рента - от  величины   стоимости

используемого  земельного  участка;  процент  и  прибыль   -   от   величины

приведенного  в действие капитала.

  Именно  производство  (величина  издержек   производства)   определяет   и

структуру покупок  факторов производства.

 Можно нанять  пять или на ту же сумму  купить один станок. Что более   выгодно

для  предприятия?  На  этот  вопрос   можно   ответить,   только   сравнивая

затраченные издержки с полученным результатом. 
 
 

           Некоторые особенности рынка  факторов производства  в  современной

России. 

  Административно-командная   система  хозяйствования  имела   деформированный

рынок  факторов   производства.   Все   вопросы   ценообразования   решались

централизованно  и  являлись  прерогативой  планирующих  органов.  Земля  не

продавалась и  не покупалась. Производственные фонды (средства  производства)

выделялись в  размерах, порой превышающих  потребности  заводов,  с  запасом,

который потом  гнил и ржавел на складах, а то и  просто под открытым небом.

 Хозяйствование  предпринимателя было  сведено   на  нет  отсутствием  частной

собственностью  на  средства  производства   и   конкуренции.   Рабочие   не

чувствовали  себя  реальными   хозяевами   предприятия,   заработная   плата

фиксированной и не стимулировала выпуск дополнительной продукции.

 Новая   экономическая  стратегия   современного,  рыночного  развития  России

предполагает  ориентирование на свободу  предпринимательства,  способного  не

только  оценить,  какие  ресурсы  необходимы,  но  и  просчитать,  какое  их

сочетание обеспечит  фирме наименьшие издержки и наибольший доход.

 Но пока  такая в России только формируется.  Минимизация издержек в  условиях

инфляции крайне затруднена. Закон замещения факторов более  дешевыми  должен

опираться  на  передовые  технологии,  а  их  внедрение  идет  очень   вяло.

Дефицитность  товаров и ресурсов  на  фоне  общего  роста  цен  ведет  к  еще

большему застою в производстве. «Челночная» торговля становиться куда  более

выгодным делом, чем  восстановление  и  обновление  производства.  Положение

также усугубляется дефицитом государственного бюджета.

  Всё это  говорит о  том,  что  в   России  пока  не  сложились   условия  для

равновесия на рынке факторов производства, но это  задача  -  одна  из  самых

насущных для  выхода России из глубокого экономического кризиса.

              Факторы производства. Виды доходов  и собственность на  факторы

производства. Цена факторов производства. 
 

 Одной из  ключевых экономических  категорий   является  капитал.  Капитал-это

фактор производства, представленный всеми средствами  производства,  которые

создали люди для  того, чтобы  с  их  помощью  производить  другие  товары  и

услуги. К ним  относятся инструменты, оборудование, здания,  сооружения  и  т

п. Первую часть  капитала  называют основным, вторую - оборотным.

  Основной  капитал - это капитал, который  участвует в процессе  производства

на протяжении нескольких производственных циклов и  переносит свою  стоимость

на создаваемые  товары по частям.

 Каждый элемент  основного капитала имеет законодательно  установленный  срок

службы, в соответствие с которым  предприниматели  накапливают  перенесённую

на  производимые  товары  и  услуги  стоимость  в   форме    амортизационных

отчислений.

 Оборотный  капитал -  это  капитал,  который  участвует  в   производственном

цикле лишь один раз и свою  стоимость   полностью  переносит  на   созданные

товары. При реализации товаров деньги, затраченные  на  элементы  оборотного

капитала,  полностью  возвращаются  предпринимателю,  и   могу   быть   снова

использованы  для приобретения факторов производства,  на  это  уходят  годы,

иногда десятилетия.

 Каждый фактор  производства приносит  свой  доход,  которым  вознаграждается

его владелец. По капиталу таким доходом является процентный доход.

 Процентный  доход - это доход, вложенный в бизнес  капитал.  В основе  этого

дохода лежат  издержки альтернативного использования  капитала  (деньги  имеют

альтернативные  способы применения,  например  их  можно  положить   в  банк,

потратить на акции  и т п) Размер  процентного  дохода  определяется  ставкой

процента,  то  есть  которую  банк  или  другой  заёмщик  должен   заплатить

кредитору за пользование  деньгами в течение какого-то периода.

  Субъектами  спроса на капитал являются  бизнес,  а  субъектами  предложения-

домашние хозяйства (они предлагают инвестиционные средства, т.е. денежные. Спрос на капитал - это спрос на инвестиционные  средства.  Его  можно представит на графике кривой, имеющей отрицательный наклон 

Предложение   капитала    графически    представляется    кривой,    имеющей

положительный  наклон.  В  точке  пересечения  двух  этих  кривых  (Е)

устанавливается равновесие на рынке капитала. Ему  соответствует  равновесная

процентная ставка (R 0).

R-             уровень             процента                               

Спрос и предложение  на рынке факторов производства  

     В отличие от спроса на обычные потребительские  товары индивидуального назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет  свою специфику. Особенностью, специфической  чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению  со спросом на конечные потребительские  блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется  тем, что потребность в них  возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены  пользующиеся спросом конечные потребительские  блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения. Спрос  на любой фактор производства может  возрастать или снижаться в зависимости  от того, возрастает или снижается  спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного  фактора производства.

Спрос на факторы  производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых  для конечного потребления.

Предприниматели стремятся обнаружить возможности  получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках  товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д. Для  организации производственного  процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все  они в большей или меньшей  степени могут быть взаимоопыляемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д.

Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимоопыляемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства.

Например, более  высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать  снижение спроса на труд и повышение  его на машины, заменяющие рабочую  силу, и наоборот. Следовательно, спрос  на факторы производства Ч это  взаимозависимый процесс, где объем  каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен  не только на каждый из них, но и на все  остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена одно из важнейших условий изменения  эластичности спроса по каждому фактору  производства. Спрос более эластичен  на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснить дорогостоящие  факторы производства, снижать издержки производстве!. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены. Эластичность спроса по каждому конкретному  фактору производства может изменяться в зависимости от:

  • уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию;
  • возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов:
  • наличия рынков взаимозаменяемых и взаимоопыляемых факторов производства по приемлемым ценам;
  • стремления к новациям и т.д.

На конкурентных рынках цены факторов производства формируются  под влиянием, как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства - это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют существенные особенности.

Здесь предложение  во многом зависит от специфики каждого  конкретного фактора производства как экономического блага для  осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. В  целом же особенности предложения  обусловлены редкостью, ограниченностью  экономических ресурсов и прежде всего таких, как земля, труд, природные  ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки.

Информация о работе Ценообразование на рынке капитала