Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является получение знаний по организации контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета.
Задачи:
1. Дать определение затратам и рассмотреть их классификацию
2. Выяснить роль контроля и анализа затрат по данным управленческого учёта
3. Рассмотреть организацию контроля и методику анализа затрат АО данным управленческого учёта
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие затрат и их классификация…………………………………….5
1.2. Роль контроля и анализа затрат в процессе управления себестоимостью продукции……………………………………………………………………...15
1.3. Организация контроля затрат по данным управленческого учета……23
1.4. Методика анализа затрат по данным управленческого учета………....33
2. Практическая часть
2.1.Условие задачи…………………………………………………………....39
2.2. Решение задачи…………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………44
Список использованной литературы…………
База распределения косвенных расходов должна отражаться в учетной политике предприятия. Косвенные затраты, которые часто также называют накладными расходами, нельзя экономически обоснованно связать с конкретным объектом учета. Они подразделяются на две группы: общепроизводственные и общехозяйственные расходы и соответственно отражаются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Общепроизводственные затраты включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и общецеховые расходы на управление [3].
По экономической роли в процессе производства продукции затраты подразделяются на основные и накладные. К основным можно отнести все виды ресурсов, потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). Накладные расходы - это расходы, образующие в связи с организацией, обслуживанием и управление производства и предприятия в целом и состоят из общепроизводственных и общехозяйственных затрат. Величина последних, зависит от структуры управления подразделениями, цехами и организации в целом.
Таблица 2
Состав накладных расходов производственного предприятия
Накладные расходы | ||
Общепроизводственные | Общехозяйственные | |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | Общецеховые расходы на управление | |
- амортизация оборудования и транспортных средств; - текущий уход и ремонт оборудования; - энергетические затраты на оборудование; - услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест; -заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование; - расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции; - прочие расходы, связанные с использованием оборудования. | - расходы по производственному управлению; - затраты, связанные с подготовкой и организацией производства; - содержание аппарата управления производственными подразделениями; - амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря; - содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря производственного назначения; - затраты на обеспечение нормальных условий работы; - затраты на профориентацию и подготовку кадров. | - административно- управленческие расходы; - расходы по техническому управлению; - расходы по производственному управлению; - расходы по управлению снабженческо-зaгoтовительной деятельностью; на управление финансово-сбытовой деятельностью; - расходы на рабочую силу: на набор, отбор, подготовку руководителей, обучение, переподготовку и на повышение квалификации; - оплата услуг, оказываемых внешними организациями; - содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря общехозяйственного назначения; - обязательные сборы, налоги, платежи и отчисления. |
В зависимости от времени возникновения отнесения затрат на себестоимость продукции их подразделяют на три группы:
Текущие затраты
Затраты будущего периода
Предстоящие затраты
Текущие затраты – это ежедневные затраты по производству и реализации продукции за данный период. Которые приносят доход в настоящее время и потеряли способность обеспечивать его в будущем.
Затраты будущего периода – это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость, которая будет выпускаться в последующие периоды. Такие затраты должны принести доход в будущем.
Предстоящие затраты - это затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (затраты на оплату отпусков рабочих, ремонтный фонд и другие, имеющие периодический характер).
По характеру затрат их подразделяют на производственные и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты периода). В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета для оценки запасов произведенной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции.
Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные (затраты отчетного периода, или периодические затраты).
Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), — это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из трех элементов:
прямые материальные затраты;
прямые затраты на оплату труда;
общепроизводственные затраты.
Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции (товаров) на складе предприятия. В управленческом учете их часто называют запасоёмкими, так как они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли, и запасами. Затраты на их формирование считаются входящими, являются активами фирмы, которые принесут выгоду в будущих отчетных периодах.
Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета они не используются в расчетах себестоимости готовой продукции (незавершенного производства), а следовательно, и для оценки производственных запасов предприятия. Поэтому их иногда называют незапасоемкими. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые — расходы по управлению предприятием. Учет этих затрат ведется соответственно на балансовых счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу». Периодические затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета в отчете о прибылях и убытках их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании и оценке производственных запасов[6,C.158].
Сравнивая промышленный и торговый учет, можно выявить различия между такими затратами как заработная плата, амортизация, страхование. В промышленности многие из подобных затрат относятся к производственной деятельности, и поэтому общепроизводственные затраты становятся расходами лишь тогда, когда продукция (работа, услуга) реализована. На предприятиях торговли эти издержки являются затратами периода.
Сопоставление затрат и результатов деятельности – суть экономики предприятия. Результаты деятельности организации включают производственные, экономические и социальные результаты. Эффективность работы фирмы можно оценить только путем соизмерения затрат и результатов.
Издержки, относящиеся к выпущенной продукции, выполненным работам, оказанным услугам, выражаются в себестоимости продукции (работ, услуг).«Классическое» определение себестоимости содержится в п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».
Мировая практика подтверждает, что даже компании, умеющие точно определить величину производственных затрат, приходящихся на конкретный товар, работу, услугу, находятся в трудном положении при поиске путей эффективного контроля и управления себестоимостью.
1.3. Организация контроля затрат по данным управленческого учёта
Под общей системой контроля на предприятии понимают коммуникационную сеть управленческого учета, с помощью которой обеспечивается соответствие решений, принятых на предприятии, с реализацией их на практике, и основа правильных действий в будущем.
Внутренний управленческий контроль содержит методы и способы, которые помогают управлению, планированию и контролю за хозяйственной деятельностью предприятия, подразделений и внутри них. Примером может служить бюджетирование и составление отчетов, нормативный метод учета затрат[9].
Внутренний управленческий контроль сосредоточивает свое внимание на элементах предприятия: отделах, службах, цехах, участках, бригадах, называемых центрами ответственности.
Деление организации на центры ответственности базируется на следующем положении: каждую структурную единицу предприятия обременяют те и только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует.
На рис. 2.1. представлены центры ответственности, которые возможны на предприятии. Центры издержек как начальная стадия развития управленческого учета представляют собой только один вид. Есть и другие центры (например, центры доходов). Это значит, что данная структурная единица несет расходы, но они являются настолько несущественными, что контролировать их смысла нет, а доходы, которые центр формирует (например, служба маркетинга на предприятии), намного превышают те расходы, которые несет данный объект. Центры прибыли - это симбиоз центра издержек и центра доходов там, где можно это организовать.
Рис 2.1. Центры ответственности на предприятии
Структуризация бизнеса по центрам ответственности, в отличие от деления его на информационные сегменты, является типовой для всех организаций, независимо от их отраслевой принадлежности, размеров и организационной формы.
Для иллюстрации содержания организационного аспекта сегментации бизнеса можно воспользоваться формулой расчета рентабельности активов (РА), широко используемой в экономическом анализе:
где РА - рентабельность активов сегмента бизнеса;
Р - прибыль сегмента бизнеса;
А - стоимость его активов;
N- доходы (выручка) сегмента бизнеса;
S-расходы сегмента бизнеса.
Степень ответственности руководителей сегментов бизнеса за отдельные составляющие этой зависимости представлена в таблице 3.
Таблица 3
Степень влияния руководителей организационных сегментов бизнеса на параметры производственной деятельности
Вид центра ответственности | Показатель, контролируемый руководителем центра ответственности и составляющий основу его мотивации |
Центр затрат | S |
Центр доходов | N |
Центр прибыли | P = N-S |
Центр инвестиций | PA = P/A = (N-S)/A |
Поскольку у каждого центра ответственности имеются свои цели, то для их осуществления они вырабатывают свою стратегию. Иногда такую процедуру управления называют стратегическим планированием. Но по существу стратегическое планирование не входит в систему внутреннего управленческого контроля, так как стратегия вырабатывается предприятием и достаточно стабильна по причине редкого появления дополнительных, новых возможностей или трудностей в достижении целей. Поэтому внутренний управленческий контроль в большей мере представляет собой процесс, с помощью, которого управленцы оказывают влияние на работников организации для действительного выполнения организационной стратегии[6,C.203].
Повышение эффективности хозяйствования на любом этапе экономического развития страны является главной задачей. Это делает необходимым применение нормативной системы управления как на уровне отраслей национального хозяйства, так и в рамках одного предприятия.
Нормативная система управления затратами представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Но основной целью является полное использование производственных факторов и экономное ведение хозяйства.
Нормативные издержки служат основой управления бизнесом. Они обусловлены рядом ограничений и ориентируют предприятие на будущее.
Рассчитывают нормативные затраты на материал и труд, накладные расходы. Исходя из сущности нормы подразделяются на основные, идеальные и текущие. Соответственно они характеризуют тенденцию эффективности производства отдельных изделий в течение длительного периода; минимальную величину затрат для деятельности в идеальных условиях производства; достижимые затраты на короткий отрезок времени.
Система текущих норм, нормативов и смет расхода различных ресурсов называется нормативным хозяйством. Основой расчета нормативных величин выступают пооперационные, подетальные, поузловые нормы материальных затрат, нормы времени, нормы выработки и т.п. Нормативное хозяйство есть отправная точка системы контроля за издержками производства.
Большой удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции промышленности предопределяет их значение в процессе формирования норм и нормативов. Именно с нормирования материальных запасов и затрат начинают организацию системы нормативного управления издержками.
Нормы материальных затрат относительно продукта делят на пять групп: пооперационные, подетальные, поузловые, поиздельные и функциональные. Каждый вид норм несет отдельную полезную информацию и рассчитывается на основе своих источников информации.