Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:45, курсовая работа
Задачи, решаемые в ходе данной работы:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Обозначить цели и задачи социально-экономического развития региона.
3. Рассмотреть механизмы реализации стратегии Республики Карелия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА…………………………..5
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"…………………..12
1.2 Методика стратегического планирования развития региона…20
1.3 Государственное регулирование регионального развития в Российской Федерации……………………………………………...23
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ………………………………….29
2.1 Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия……..29
2.2 Механизмы реализации стратегии………………………….….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.39
Если федеральная власть в ближайшие годы не определит параметров новой региональной политики в стране, то уже через 2–3 года она столкнется с тем, что диспропорции в уровне и темпах развития отдельных территорий России могут привести к утрате в долгосрочной перспективе экономического контроля над наиболее отдаленными от Москвы и, одновременно, наиболее вовлеченными в процессы мировой интеграции землями.
Стабилизация бюджетной системы страны и экономический рост дал государству необходимые ресурсы для реализации политики выравнивания социально-экономического развития регионов. Сегодня можно констатировать, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания.
Для российского государства в сфере региональной политики возник целый ряд новых проблем:
1. Политика выравнивания социально-экономического развития регионов, характерная для эпохи первичной индустриализации, и рассчитанная на размещение в регионах основных фондов, предназначенных для выпуска типовой массовой продукции, а также предполагающая концентрацию рабочей силы, была заменена на политику выравнивания последствий открытия внутреннего рынка.
Бюджетное выравнивание отстающих в адаптации к рыночным условиям регионов не привело к ожидаемым результатам.
Регионы-лидеры стали терять мотивацию к развитию, а среди остальных территорий начали проявляться иждивенческие настроения.
2. Для управления региональным развитием в целом использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются чрезвычайно медленно.
Во-первых, проведение административной реформы и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, сосредоточилось в основном на федеральном уровне государственной власти. В силу это трудно определить качество регионального управления, выделить показатели развития российских регионов, зафиксировать их связанность с действиями органов государственной власти.
Во-вторых, отсутствует признанная типология регионов, позволяющая дифференцировать названные показатели для каждого типа территорий, а на основании этого определить по отношению к ним параметры государственной политики.
В-третьих, отсутствуют механизмы согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В результате межрегиональная кооперация фактически отсутствует, бюджетные средства используются недостаточно эффективно. Федеральные целевые программы не решают этой задачи.[12]
В-четвертых, отсутствует утвержденная Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации, в которой были бы обозначены федеральные приоритеты в отношении развития конкретных регионов страны, призванных обеспечить и поддержать решение общенациональных задач удвоения ВВП, сокращения уровня бедности и сохранения целостности страны, в отношении старопромышленных регионов, в отношении сырьевых зон.
В-пятых, различные аспекты деятельности территориального планирования "разнесены" по различным ведомствам. Реформы инфраструктур (транспорт, связь, энергетика, ЖКХ) и в целом последствия реализации пакета реформ на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы.
В-шестых, утрачена культура планирования использования территории. Аналитическая модель новой пространственной организации страны не востребована в правоприменительном и бюджетном процессе. Проектно-планировочная документация сохраняется в том виде, в каком она сложилась еще в советскую эпоху, но относительно эффективно может выполнять свою регулирующую функцию. В современных условиях, разработанная в 1994 году Генеральная схема расселения Российской Федерации не выполняет своей координирующей роли по отношению к действиям бизнеса и власти территорий.
3. Сложившаяся административно-
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
2.1 Главные цели, задачи и сценарии развития республики Карелия
Основными целевыми ориентирами для органов государственной власти Республики Карелия являются: повышение благосостояния жителей республики, защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности. В соответствии с этим главными целями социально-экономического развития республики являются:
На долгосрочную перспективу
- повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики и повышения конкурентоспособности региона в России и в мире.
На среднесрочную перспективу
- создание условий для устойчивого экономического роста, модернизации экономики и последовательного повышения уровня жизни населения на основе поддержки самореализации каждого гражданина.
Для достижения долгосрочных целей необходимо решить следующие важнейшие задачи социально-экономического развития республики:
1. Создание условий для повышения конкурентоспособности экономики, что включает:
формирование экономической и правовой базы, направленной на создание необходимых механизмов и условий для развития предпринимательства и создающей конкурентную среду;
проведение структурной политики, направленной на обновление экономики, в том числе за счет реструктуризации и финансового оздоровления; активной маркетинговой и корпоративной политики, направленной на обеспечение максимальной доли экономики республики в конечной цене товара;
создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение инвестиций на создание новых производств и новых рабочих мест, введение в экономический оборот незавершенного строительства и простаивающих зданий и сооружений,
развитие инновационного потенциала;
повышение эффективности использования всех видов ресурсов;
действенная поддержка развития малого и среднего бизнеса и индивидуального предпринимательства;
повышение эффективности управления государственной и частной собственностью;
развитие необходимых рыночных институтов, наполнение их реальным содержанием;
развитие рынков факторов производства (земли, труда, недвижимости)
выделение и поддержка точек экономического роста;
обеспечение условий для безопасной экономической деятельности предприятий и граждан;
повышение эффективности государственного управления, внедрение инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результат; повышение эффективности управления государственными закупками;
расширение перечня государственных информационных услуг, формируемых на основе административных и электронных административных регламентов, направленных на развитие и повышение эффективности работы бизнеса;
формирование условий для устойчивого развития муниципальных образований, эффективной реализации конституционных прав гражданина на местное самоуправление;
обеспечение создания на региональном уровне эффективного инновационного цикла "идея - технология - товар-услуга", направленного на создание необходимых информационных ресурсов, информационных систем, информационных услуг.[14]
2. Создание условий для повышения качества жизни населения республики, что включает:
обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества основных социальных услуг, в том числе качественного социального и медицинского обслуживания, образования, в том числе в рамках реализации соответствующих национальных проектов;
изменение соотношения смертности и рождаемости в сторону увеличения рождаемости и снижения смертности;
сохранение, а в дальнейшем приумножение духовных, культурных, интеллектуальных ценностей республики;
увеличение реальных доходов граждан;
создание организационно-правовых, экономических условий и действенных стимулов для расширения масштабов занятости, в том числе за счет миграции;
обеспечение общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью;
поддержку и развитие системы образования;
охрану здоровья человека, природной среды и культурного наследия;
создание условий для обеспечения населения доступным и комфортным жильем;
создание условий для развития сельских территорий, традиционных и новых секторов занятости сельского населения, в том числе самозанятости;
создание системы оказания персональных услуг населению со стороны государства с использованием современных программно-технических средств;
сближение бюджетных нормативов с минимальными финансовыми и социальными нормативами при формировании и исполнении бюджета РК;
создание условий для повышения производительности труда и системы мотиваций к высокоэффективному труду и возможности самореализации личности.
Для достижения среднесрочных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:
снижение энерго- и материалоемкости товаров и услуг;
повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Карелии;
увеличение доходности территории;
создание условий для увеличения доходов граждан;
создание инфраструктуры, обеспечивающей гарантированно эффективное для граждан участие в процессах кредитования и инвестирования в проектах развития и функционирования экономики;
привлечение населения и представителей карельского бизнеса к участию в регулировании социально-экономических процессов через институты гражданского общества;
совершенствование системы подготовки кадров для ликвидации дефицита подготовленных в соответствии с современными требованиями экономики и социальной сферы специалистов;
повышение эффективности функционирования жилищно- коммунального хозяйства;
развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, социальной защиты с использованием современных информационных технологий;
ускорение структурной перестройки экономики и повышения инвестиционной привлекательности республики;
оздоровление финансового сектора (формирование рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).
содействие развитию точек и территорий роста, создание туристско-рекреационной зоны, поддержка высокоэффективных проектов в отраслях экономики;
улучшение состояния здоровья населения на основе повышения качества жизни, лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
сохранение культурного потенциала и обеспечение доступности культурных ценностей;
развитие на территории республики мультисервисных сетей, а также сети широкополосного доступа с целью охвата всего населения и организаций республики современными информационно-
Заявленные в Концепции задачи развития республики позволяют выбрать следующие экономические приоритеты:
Развитие и поддержка
производств с принципиально более эффективными технологическими параметрами, обеспечивающими глубокую переработку сырья, выпуск конечной продукции, снижение ресурсоемкости производства;
производств, обеспечивающих мультипликативный эффект для экономики республики в целом;
высокотехнологичных и инновационных производств, в том числе на основе перепрофилирования предприятий;
исследований, создания информационных ресурсов, информационных систем и информационных услуг, бизнеса в сфере информационных технологий, новых материалов и биотехнологий;
Информация о работе Борьба с организованной преступностью как задача государственного управления