Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:45, курсовая работа
Задачи, решаемые в ходе данной работы:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Обозначить цели и задачи социально-экономического развития региона.
3. Рассмотреть механизмы реализации стратегии Республики Карелия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА…………………………..5
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"…………………..12
1.2 Методика стратегического планирования развития региона…20
1.3 Государственное регулирование регионального развития в Российской Федерации……………………………………………...23
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ………………………………….29
2.1 Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия……..29
2.2 Механизмы реализации стратегии………………………….….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.39
5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
В Г. ПЕТРОЗАВОДСКЕ
Отделение высшего профессионального образования
Система государственного и муниципального управления
Курсовая работа
Борьба с организованной преступностью как задача государственного управления
Дата сдачи __________________________
Оценка _____________________________
Подпись руководителя________________
Петрозаводск
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА…………………………..5
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"…………………..12
1.2 Методика стратегического планирования развития региона…20
1.3 Государственное регулирование регионального развития в Российской Федерации……………………………………………...
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ………………………………….29
2.1 Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия……..29
2.2 Механизмы реализации стратегии………………………….….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.39
Мир вокруг нас непрерывно меняется. Органы государственной власти в регионах должны своевременно реагировать на эти изменения, чтобы обеспечивать достижение своей главной цели – повышения качества жизни населения. Этим обусловлена необходимость стратегического планирования регионального развития.
Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов – относительно новое явление для России. За последние годы в большинстве субъектов Российской Федерации были достигнуты общественно-политическая стабильность, устойчивое развитие экономики и социальной сферы, что обусловило возможность и необходимость использования стратегического планирования в качестве инструмента государственного управления.
Стратегический план социально-экономического развития региона позволяет его администрации и всему региональному сообществу действовать совместно. Такой план должен создаваться как сеть взвешенных и согласованных пожеланий по решению имеющихся проблем и адресоваться со стороны бизнеса и населения к администрации. Он представляет собой инструмент стратегического партнерства, механизм определения и осуществления эффективных стратегий во всех сферах жизни региона.
В настоящее время в России предпринимаются попытки разработки стратегий развития регионов, как органами государственной власти, так и специализированными организациями.
Задачи, решаемые в ходе данной работы:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Обозначить цели и задачи социально-экономического развития региона.
3. Рассмотреть механизмы реализации стратегии Республики Карелия.
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Регион - это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.
Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Под термином "развитие" обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.
Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Экономическое развитие обычно рассматривается совместно с развитием социальным, так как их существование, друг без друга невозможно.
Программу комплексного социально-экономического развития региона должен разрабатывать местный орган власти, но при поддержке Правительства Российской Федерации и органов власти субъекта Федерации.
В условиях многоукладной собственности орган власти обязан учитывать планы развития частных компаний и населения.
Программа социально-экономического развития представляет собой систему планов:
Стратегический
Долгосрочный
Среднесрочный
Текущий.
Поэтому и разрабатывается он непрерывно: в конце каждого года подводится итог выполнения текущего плана и вносятся корректировки во все остальные.[1]
Реализация такого подхода позволяет обеспечивать преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона; рационально подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптируя их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.
Инициатором разработки стратегии комплексного социально-экономического развития муниципального образования должен быть глава местного самоуправления. Его представления и приоритеты в существенной степени повлияют на успех (неуспех) реализации разработанной стратегии.
Разработку стратегии должна вести целевая группа из специалистов городской администрации (ведущая роль здесь во многом должна принадлежать экономистам и градостроителям, архитекторам) с привлечением экспертов из различных организаций. При этом разработкой подобной стратегии могут заниматься как муниципальные служащие, так и специалисты научных учреждений, привлекаемые для выполнения подобной работы.
Периодичность разработки и принятия программ развития может быть различной в зависимости от потребностей муниципального образования. Традиционно программы могут быть разделены на краткосрочные (не более одного финансового года, что связано со спецификой ежегодного утверждения бюджета) и долгосрочные (свыше одного года либо свыше срока полномочий представительного органа).
Структура разрабатываемой программы социально-экономического развития состоит из следующих этапов:
1. Цели и приоритеты развития (концепция развития).
2. План основных шагов по направлению к поставленной цели.
3. План конкретных мероприятий на определенный период с жестким закреплением источников финансирования (бюджет развития).
4. Порядок, сроки и механизм контроля исполнения принятых программ и анализ эффективности данной программы.[2]
Комплексная программа социально-экономического развития должна содержать следующие элементы:
Экономическое развитие региона.
Оценка состояния региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, экспортного потенциала.
Финансовая ситуация и бюджетный процесс.
Социально-демографическая ситуация в регионе. Социальные программы и приоритеты.
Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы.
Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета и региональных программ.
Региональная законодательная и нормативная базы.
Законодательная база, обеспечивающая программу социально-экономического развития региона, представляет собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов.
Эта система законодательных актов должна быть согласована, взаимосвязана с федеральным законодательством (по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов. Региональные акты должны быть согласованы между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области. Система регионального законодательства должна учитывать требования международных инвестиционных и финансовых институтов, для участия в международных проектах и программах. На основе основных законодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана региональная нормативно-правовая база. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортного потенциала региона. Система управления социально-экономическим развитием региона. Организационное и инфраструктурное его обеспечение. Информационно-рекламное и организационное сопровождение программы социально-экономического развития
Наиболее важным направлением информационного сопровождения программ социально-экономического развития регионов, являются проекты на динамично развивающемся рынке Internet-услуг. Такие проекты дают возможность посредством Internet создать единое информационное пространство, демонстрирующее потенциал региона, а также среду общения, продвижения и реализации региональных проектов и программ.
Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов.
Стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:
обеспечение стабильного развития экономики региона на основе эффективного использования его ресурсов и рационального природопользования
законодательное обеспечение программы развития региона на основе системы законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов структурная перестройка инфраструктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и производительных сил региона обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, повышение уровня социальной защищенности населения; создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ
Информация о работе Борьба с организованной преступностью как задача государственного управления