Основания для пересмотра
приватизации. Мировой опыт
- Привели
ли последующие события в экономической
сфере — такие как финансовый кризис или
повышение цен на сырьевые товары — к
тому, что условия приватизации стали
в ретроспективе восприниматься как неэффективные
и несправедливые? Хотя на момент аукциона
условия приватизации могли восприниматься
как эффективные и справедливые, непредвиденные
изменения экономической ситуации могут
впоследствии показать, что эти условия
были изначально основаны на ошибочных
допущениях. Пришедшее правительство
может счесть необходимым изменить режим
регулирования и налогообложения, чтобы
устранить явную неэффективность использования
активов или чьи-то случайные доходы, воспринимаемые
как незаслуженные. Впрочем, в этом случае
не возникает необходимости в пересмотре
итогов приватизации как таковых; нужно
всего лишь изменить режим регулирования
и налогообложения.
Основания для
пересмотра приватизации. Мировой опыт
- И наконец,
не привела ли приватизация к столь высокой
концентрации экономической власти в
руках иностранных или национальных компаний,
что это создает угрозу для демократии
и национальной безопасности? Если результатом
приватизации стало сосредоточение активов
в руках небольшой группы людей и если
выясняется, что победители злоупотребляют
своим экономическим преимуществом, добиваясь
политической власти, правительство может
начать срочное перераспределение ресурса
экономического влияния среди более широкого
круга игроков. Эту задачу можно решить
с помощью антимонопольного законодательства,
как это было сделано президентом США
Теодором Рузвельтом и его соратниками
— «разрушителями трестов» в отношении
крупнейших промышленных империй. Результатом
этих действий стало разделение принадлежавшей
Рокфеллеру корпорации Standard Oil в 1911 году.
В прошлом многие развивающиеся страны
также прибегали к полной национализации
компаний энергетического сектора, в особенности
если такие компании находились под управлением
иностранцев.
Различия в
подходах на содержание экономического
транзита заключаются, прежде всего,
- в иерархии
целей,
- акцентах
- сочетаниях
мероприятий, представляющих каждый
из этих блоков
- в ответах
на ряд вопросов:
- о причинах
макроэкономической нестабильности (включая
инфляцию),
- о роли государства
(эффективность, масштабы и характер вмешательства)
и рынка,
- о месте социальных
ориентиров в иерархии целей экономической
политики,
- о последовательности
и темпах преобразований.
Блоки экономического
транзита
Несмотря на существующее разнообразие
позиций, совокупность идей, которую
можно назвать широким подходом к трансформации
через заимствование, предлагает рассматривать
ее как трехступенчатый процесс изменений,
соединяющий:
- - макроэкономическую
стабилизацию, предполагающую остановку
инфляции и стабилизацию национальной
валюты и достигаемую средствами макроэкономической
политики (прежде всего кредитно-денежной
и фискальной);
- - микроэкономическую
либерализацию, имеющую целью устранение
препятствий хозяйственной деятельности,
установленных государством;
- - коренную
институциональную перестройку с целью
создания важнейших институтов рыночной
экономики, включая институт частной собственности,
конкуренцию, налоговую систему и т.д.,
предполагающую приватизацию государственных
предприятий, создание новых частных предприятий,
защиту прав хозяйствующих субъектов
и т.д.
Эффективность
корпоративного управления,
исходя из модели «принципала-агента»
(по степени
возрастания эффективности)
- Государственное
предприятие
- Фирма, приватизированная
инсайдерами (руководством и/или рабочими)
- Фирма, приватизированная
аутсайдерами (банками, институциональными
инвесторами, акционерами-резидентами,
иностранными инвесторами и частными
лицами)
Институты, контролирующие
процессы корпоративного управления
Под эффективными
институтами поднимаются те, которые
позволяют аутсайдерам оценивать состояние
дел на предприятии так же легко, как это
делают инсайдеры, то есть институты, гарантирующие
прозрачное корпоративное управление.
Такие институты
предполагают наличие опытных юристов,
аудиторов, бухгалтеров и их профессиональных
ассоциаций, а также банков, страховых
компаний, трастовых компаний, агентств
кредитных рейтингов, клиринговых и брокерских
компаний и, наконец, эффективного фондового
рынка, - всего того, что необходимо для
снижения трансакционных издержек и облегчения
совершения сделок с правами собственности.
Методы приватизации
с позиции совершенствования
корпоративного управления.
Стандартные методы
приватизации крупных государственных
предприятий (прямые продажи активов
внешним стратегическим инвесторам;
проведение тендеров по продаже корпоративных
ценных бумаг; публичное размещение акций
новых акционерных обществ) обеспечивают
появление на фирмах эффективных структур
корпоративного управления, где основные
решения принимаются или единственным
владельцем (на небольших предприятиях),
или жестким «ядром» стратегических инвесторов,
институциональных или зарубежных, которые
поэтому заинтересованы в обеспечении
роста прибыльности активов.
Нестандартные
методы привели к появлению неэффективных
структур корпоративного управления*.
Распределение
приватизированных в ПЭ предприятий
по методам приватизации
На конец 1994 г.:
проданы – 13%, выкуплены управленцами
и работниками – 43%, стали объектами
массовой приватизации – 24%, изменили
форму собственности иным способом
– 20%.
Выкуп активов
работниками и менеджерами стал
основным методом приватизации в 13
ПЭ, массовая приватизаци преобладала
в 8 ПЭ. Продажа активов чаще использовалась
в Болгарии, Венгрии, ВЗГ, Польше
и Эстонии.