Блоки экономической трансформации: либерализация, приватизация, институциональные преобразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:25, лекция

Описание работы

Право (правомочия) собственности
 Под правами собственности принято понимать те действия или совокупность действий с объектами (ресурсами, предметами потребления и т.п.), которые индивид или другой субъект действия может осуществлять с объектом, не подвергаясь угрозе санкций со стороны других субъектов. Кратко говоря, права собственности – это санкционированные обществом действия с имуществом.

Работа содержит 1 файл

4.Блоки экономической трансформации.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Блоки экономической  трансформации: либерализация, приватизация, институциональные преобразования

Лекция 4

Пути формирования адекватных рынку субъектов хозяйствования 
 

  • Формирование  частного сектора на собственной  основе
  • Приватизация
 

Право (правомочия) собственности

  • Под правами собственности принято понимать те действия или совокупность действий с объектами (ресурсами, предметами потребления и т.п.), которые индивид или другой субъект действия может осуществлять с объектом, не подвергаясь угрозе санкций со стороны других субъектов. Кратко говоря, права собственности – это санкционированные обществом действия с имуществом.
  • Правомочия собственности:

       - Право владения

       - Право распоряжения 

       - Право пользования

Теория прав собственности исходит из представления, что любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий. Что чем шире набор правомочий, закрепленных за ресурсом, тем выше его ценность.   

Пейевич:  Процесс  расщепления права собственности.

        1) право пользования имуществом (usus);

        2) право его изменять (abusus);

        3) право на получение выгоды  от имущества (usus fructus); 

        4) право передачи всех или некоторых  прав, указанных в пунктах (1), (2) и (3) другим лицам за определенную  плату по взаимной договоренности. 

При этом четвертое  правомочие означает возможность передачи указанных выше правомочий как всех вместе, так и каждого по отдельности.  

Современная система  прав (правомочий) собственности включает следующие элементы

  • 1) право владения, т.е. исключительного физического контроля над вещью;
  • 2) право пользования, т.е. личного использования вещи;
  • 3) право управления, т.е. решения, как и кем вещь может быть использована;
  • 4) право на доход, т.е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею (иными словами, право присвоения);
  • 5) право на «капитальную стоимость» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, проматывание, изменение или уничтожение вещи;
  • 6) право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации;
  • 7) право на переход вещи по наследству или по завещанию;
  • 8) бессрочность;
  • 9) запрещение вредного использования, т.е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом;
  • 10) ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрания вещи в уплату долга;
  • 11) конечные права, т.е. ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечение срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причине

Правомочия  собственности и их распределение на государственных предприятиях в условиях плановой экономики 

  • Модель двух агентов - «наверху» ­ центральная власть, «внизу» - выполняющее план предприятие – явное упрощение картины.
 
  • Определенное  «разделение труда» между теми, кто мог пользоваться правами собственности.  Неопределенность в реализации функций собственности в каждом конкретном случае. 

       На практике   правомочия  пользования  и  получения  выгоды от использования  имущества   в  различных комбинациях  перераспределялись между предприятиями и  органами власти различных уровней. Для осуществления же  функций изменения имущества  и его передачи руководителям предприятий всегда требовалось получить разрешение высших органов управления либо ждать, когда центральные органы власти дадут непосредственное указание   осуществить  определенную модификацию или перевод  основных средств предприятий.

  • Перераспределение правомочий собственности – содержание всех реформ по совершенствованию хозяйственного механизма.
 

Приватизация- определение понятия

  • Под приватизацией понимается передача собственности от государства частному сектору, т.е. в центре внимания  находится  переход  собственности  на  активы  существующих предприятий из государственного сектора в частный, а, в конечном счете,  в сферу индивидуального хозяйства*.
  • Э.Савас считает, что  «...в расширенном  понимании «приватизировать» означает в  большей мере опираться  на частные институты общества и в меньшей на правительство в целях удовлетворения нужд населения. В более же узком понимании приватизация - это акт усиления роли частного сектора или ослабление роли правительства в распоряжении или владении финансовыми активами»**
 

Приватизация  – определение понятия

 

         Немецкие  экономисты, наряду с  передачей прав собственности на активы существующих предприятий от государства частному сектору, под приватизацией понимают:

·       организационные меры  (создание новых частных предприятий, разделение компетенции между государственными и частными субъектами хозяйствования и т.д.);

·       финансовые меры, предусматривающие перекладывание издержек государственных выплат на индивидуальных потребителей, 

·       обеспечение частных предприятий льготными услугами государственного сектора,

·       приватизацию доходов, полученных в  результате государственных инвестиций в частный сектор.

 

Приватизация  имущества и приватизация задач

Приватизация  имущества может иметь:

1.    формально-правовой характер, когда путем передачи прав пользования и распоряжения частным лицам достигается основная цель - привлечение частного капитала к финансированию общественно значимых проектов,

2.    либо материальный характер, при котором происходит частичная или полная передача всех прав собственности, включая право владения.

Приватизация же задач, как правило, сводится к приватизации управленческих функций.  

Приватизация  – определение понятия

   «Системное определение приватизации - относительно длительное (сопоставимое по времени со всем периодом  постсоциалистического перехода) системообразующее явление, которому присущи два параллельных процесса:

  •         деэтатизация в рамках системного перехода (сужение возможностей государства как субъекта имущественных отношений по экономической реализации соответствующих прав);
  •         создание условий для функционирования частного капитала - созидательный процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и институциональных структур, без которых невозможна в полной мере экономическая реализация института частной собственности. В первую очередь к ним относятся частный и частный корпоративный секторы экономики, устоявшаяся система корпоративного контроля (управления), прямо связанная со сложившейся и стабильной структурой собственности, рынок ценных бумаг как важнейший механизм перераспределения прав собственности и мобилизации инвестиционных ресурсов, система институциональных негосударственных инвесторов.
 

Три стратегии  приватизации 

  • «приватизация путем отказа от владения»: продажа  или ликвидация государственных  активов;
  • «приватизация путем делегирования»: обеспечение  частному сектору  контрактов, лицензий, субсидий,  предоставление разрешений на ведение деятельности, ранее находившейся в исключительной компетенции  государства;
  • «приватизация путем замены государства при решении хозяйственных задач  представителями частного сектора» (расторжение контрактов с государственными предприятиями, сокращение объема вмешательства государства в экономику и т.д.).

       Стратегия 2 и 3 требует выхода  государства из определенных  сфер деятельности, что возможно в результате декапитализацити государственного сектора и «докапитализации» частного. 

Экономическая теория о мотивах приватизации

Политические  мотивы приватизации

  • Приватизация - это наилучший способ создания прочных основ жизнеспособной демократии
  • Единственный способ покончить с громоздкой системой политического регулирования экономики. Без появления института независимых частных собственников будет превалировать сращивание политического государства, экономических органов управления и руководства предприятий, т.е. произойдет возрождение системы командной экономики, которая, в отличие от коммунизма, строится по другим идеологическим канонам.
  • Без стремительной и всеобъемлющей приватизации, начатой государством, может произойти (и уже  происходит) своеобразная «дикая» или «спонтанная» приватизация, т.е. экспроприация национальных активов представителями номенклатуры. 
 

Социальные мотивы приватизации

  • Необходимость восстановить справедливость по отношению к тем, кто владел собственностью до коммунистических переворотов.
  • «Благодарность, лояльность и зависимость»

 

Экономические цели приватизации

       1. Главная задача приватизации  сводится к реорганизации производственных объединений, из которых складывалась прежняя социалистическая экономика, путем из дезинтеграции по вертикали и по горизонтали и такой последующей интеграции, которая минимизирует суммарные трансакционные издержки и управленческие затраты.

      «Приватизация призвана превратить  каждую фирму в стабильно прибыльное  предприятие. Иначе права новых собственников будут постоянно ставиться под вопрос. Акционер, не получающий дивидендов, продаст принадлежащие ему акции и, таким образом, откажется от осуществления контроля активов. Следовательно, приватизация убыточного предприятия чаще всего невозможна или экономически неэффективна. Прибыльность является важной предпосылкой успешной приватизации, ибо она гарантирует позитивную стоимость активов и тем самым облегчает торговлю ими».

   

Некоторые подходы к обоснованию  преимуществ частной  собственности 

· инициатива и  ответственность;

· жесткие бюджетные  ограничения;

· конкуренция;

· децентрализация  принятия решений;

· управление риском;

· разрешение проблемы собственник - субъект управления;

· мобильность  капитала. 
 

  • В принципе ничто не мешает законодательным и исполнительным властям создать равные условия принятия хозяйственных решений для руководителей производственных ячеек различного собственнического статуса, например, для менеджеров частных акционерных компаний и руководителей государственных предприятий. Как арбитр последней инстанции именно государство определяет круг прав и обязанностей современного собственника, а, следовательно, и меру свободы его хозяйственного поведения. Любой хозяйственник (менеджер) подчиняется не только «невидимой руке» рыночной конкуренции (из-под нее он, как правило, стремится выскользнуть при первой возможности и укрыться в какой-нибудь монопольной нише), но и постоянно осязаемой властной руке государства в лице парламента, правительства и администрации. В экономике редких благ именно правовые нормы создают институциональную решетку, которая определяет качество конкурентной борьбы как главной движущей силы режима рыночного регулирования[i].
  •  
    [i] Приватизация: чему учит мировой опыт.  М., 1993,  с.16

Экономические мотивы приватизации

2. Использование  доходов от приватизации в  интересах восстановления финансовой  сбалансированности экономик постсоциалистических  стран. 

Внутренняя и  внешняя задолженность в странах  ЦВЕ (в % к ВВП)

Программы приватизации и продекларированные в них цели

  • Системные  (политические) изменения в результате достижения новых соглашений о правах собственности;
  • Социальная справедливость – более равномерное распределение богатства среди населения;
  • Экономическая эффективность – приватизация как средство увеличения экономической эффективности аллокации ресурсов, эффективности предприятий и управления;
  • Бюджетная наполняемость – продажа принадлежавших государству активов позволяет финансировать социальные программы, переходить к новой пенсионной системе и уменьшать бюджетный дефицит.

Информация о работе Блоки экономической трансформации: либерализация, приватизация, институциональные преобразования