Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 07:58, контрольная работа
Единственным способом превратить Россию в подлинную федерацию является конституционное урегулирование отношений между центром и регионами. Прежде всего, это должно касаться бюджетных полномочий, через объем которых и определяется подлинная самостоятельность и субъектов федерации, и местного самоуправления.
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Понятие и принципы федеративного устройства РФ …………………….4
1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. ………………………4
1.2 Принципы построения бюджетной системы. …………………………….7
1.3 Понятие и сущность бюджетного федерализма. …………………………9
1.4 Бюджетная децентрализация и межбюджетное выравнивание. ………..12
2. Региональные проблемы бюджетной системы РФ. ……………………....16
2 .1 Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов………… 16
2 .2 Проблема рентных отношений………………………………………….. 17
Заключение …………………………………………………………………….21
Список используемой литературы …………………………………………...22
выстоять в
исключительно сложных
Новые российские сырьевые компании, ориентируясь на мировую
конъюнктуру цен,
сумели существенно нарастить
реальными инвесторами, что было уже недостижимо в условиях плановой
централизованной экономики. В то же время этот рост сопровождался
формированием беспрецедентных финансовых потоков и личного состояния
новых российских олигархов, проходящих вне государственной казны, в
результате чего российский бюджет в огромной мере стал зависеть от
успехов развития сырьевого сектора экономики.
После прихода к власти В.В. Путина произошли серьезные изменения в
восстановлении функций государственного регулирования экономики при
декларируемом соблюдении интересов и прав частного бизнеса. Эти
реформы не могли не затронуть важнейший сегмент Российской Федерации и ее экономики – сырьевой сектор и сырьевые регионы, и имеющиеся
здесь изменения были весьма существенны. Эти изменения коснулись как
процедур контроля за добычей природных ресурсов, так и четко
обозначенных стремлений федерального Центра к централизации
сверхприбылей («ренты»), возникающих в нефтегазовом секторе.
До сих пор в соответствие с Конституцией Российской Федерации[2] и с
федеральным законодательством в контроле за недрами действовало
правило «двойного ключа», когда при выдаче лицензий на разработку полезных ископаемых решение должно быть одобрено как Министерством природных ресурсов Российской Федерации, так и руководством соответствующего субъекта Федерации. Рекомендации Комиссии Д. Козака и очередная редакция нового закона о недрах фактически ликвидируют эту практику и предполагается, что в ближайшее время весь контроль за лицензированием и налогообложением ценных полезных ископаемых целиком перейдет в руки федерального Центра. В ведении регионов останутся лишь природные ресурсы местного значения (песок, щебень и т.д.). Вместо совместного с федеральным Центром пользования и контроля за природными ресурсами, регионам делегируется лишь процедурное право «согласования» фактически принятых решений. Тем самым регионы и их население фактически исключаются не только из участия в реальном процессе совместного владения государственным фондом недр, но также в формировании путей и направлений решения принципиальных проблем социально-экономического развития данных регионов».
Существует еще одна важная проблема в сфере управления
недропользованием, связанная с изъятием сверхприбылей у крупных
компаний, эксплуатирующих топливно-энергетические и другие природные
ресурсы на основе тезиса «справедливого перераспределения природной
ренты».
Крупные ресурсо-добывающие компании действительно сосредоточили в
своих руках колоссальные «сверхдоходы», которые систематически
выводятся из налогообложения и уходят, как правило, за рубеж. Поэтому
для решения важных народнохозяйственных задач, целесообразно часть
этих сверхдоходов изъять в пользу государства.
Во-первых, наиболее важным представляется не вопрос, «изымать или не
изымать доходы рентного характера», а то, каков будет механизм этого
изъятия: или эти доходы напрямую будут поступать в федеральный бюджет
и будут «растворены» в нем, создавая определенный «запас прочности»
федеральному правительству, или эти доходы должны иметь строго целевой
характер их использования с ориентацией, в том числе, на поддержку
сырьевых, северных и восточных регионов страны.
Во-вторых, с одной стороны, действительно, учет рентной составляющей в
цене на продукцию топливно-энергетических и других сырьевых отраслей
нуждается в серьезном совершенствовании, с другой, целесообразно
увеличить долю рентных доходов, остающихся на территории. Исходя из
практики федеративных государств, рентный доход должен делиться между
федеральным Центром, субъектами Федерации и компаниями
недропользователями,
причем, как правило, почти в равной
пропорции.
Заключение
Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное
государство, состоящее
из равноправных субъектов. Одной из
центральных проблем
определяет взаимоотношения
между бюджетами различных
Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются: проблема несоответствия доходов региональных и местных бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов власти; проблема рентных отношений – проблема государственной поддержки регионов, богатых природными ресурсами, а также проблема исключения регионов и их населения из участия в процессе совместного владения государственным фондом недр; проблема укрупнения регионов, решение которой может сгладить чрезмерную межрегиональную дифференциацию. Для решения проблем бюджетного федерализма и региональных проблем бюджетной системы РФ необходимо: более четко установить круг расходов,
финансируемых из федерального, республиканских и региональных, а также
муниципальных бюджетов; отладить строгую и объективную систему
рассмотрения заявок регионов на получение средств; обеспечивать
определенные финансовые преимущества для регионовдоноров; осуществить
предложенные
программы по переселению населения
и укрупнению регионов.
Список используемой литературы
1) Евсеев П.И.
Бюджетный федерализм и
полномочий РФ и ее субъектов в бюджетной сфере, Москва АЛЕВВ
2003г. – 66с.
2) Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм: диалектика
централизации и децентрализации // РЭЖ 2002 №7
3) Нуреев Р.М. Теория общественного выбора, ГУВШЭ, Москва, 2005г.
– 530с.
4)Родионова А.К.
Политический институт
федерализма в условиях демократизации российского государства, ЗИП
СибУПК, 2006г. 165с.
5) Селиверстов
В. Современные тенденции
региональной политики в России в условиях укрепления власти //
Казанский федералист 2004 №2
6) Федоров В.А. Бюджетный процесс в России: этапы становления,
перспективы развития, роль органов Федерального казначейства.
– Хабаровск, 2004 г. – 345 с.
7)Филиппов В. «Укрепление вертикали власти» и деполитизация
этничности в России // Свободная мысльXXL 2005 №12
8)Фомина Е.А.,
Михайлова Ю.В.
принципов бюджетного федерализма, Уфа: РИО БАГСУ, 2006 г. –
180с.
9)Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист
2004 №4
10)Швецов Ю.
Эволюция Российского
Вопросы экономики 2005 № 8
11) Якобсон Л.И. Бюджетная реформа: федерализм или управление по
результатам? М: ГУВШЭ, 2006 г. – 20с.
Информация о работе Бюджетный федерализм и эффективность бюджетной децентрализации