Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:23, доклад
Основными причинами неравномерного развития и экономической отсталости отдельных регионов служат: продолжительные циклические кризисы перепроизводства, ломка производственной и хозяйственной структур, низкий уровень отраслевой диверсификации и зависимость от внешних рынков, в том числе зарубежных, несоответствие факторов производства требованиям современной НТР, неблагоприятные природные и климатические условия, экологические катастрофы и стихийные бедствия, исторические и социокультурные особенности,
5. Российская практика использования целевых (специальных) трансфертов требует проведения кардинальной реформы. Необходимо создать качественно новую систему адресных трансфертов, имеющих прочную правовую основу и механизмы контроля, вместо действующей громоздкой и неэффективной системы взаимных расчетов и бюджетных дотаций. Может найти применение такой бюджетный метод поддержки отсталых районов, как фонд специальных инвестиционных трансфертов, формируемый за счет средств Федерации и экономически сильных регионов. Это повысило бы заинтересованность регионов-доноров в контроле за расходованием финансовых ресурсов, выделяемых в виде помощи из бюджета, и ответственность получающих ее территорий.
6. В условиях острого дефицита федеральных бюджетных ресурсов при решении проблемы развития депрессивных и отсталых районов может оказаться полезным метод особых бюджетных режимов. Он перспективен применительно к отдельным регионам России, в которых существуют специфические этнические проблемы и условия хозяйствования. Однако более широкое его использование приведет к потерям доходов федерального бюджета, нарушению регулирующих функций центральных органов власти и ослаблению целостности государства. В то же время большой интерес может представлять метод особых бюджетных режимов, устанавливаемых для относительно небольших "проблемных" территорий. В России могут найти применение зоны как с экстерриториальным статусом (СЭЗ), так и без этого статуса (типа предпринимательских зон в индустриально развитых странах).
СЭЗ вызвали повышенный интерес со стороны региональных властей в России, хотя они представляют собой более дорогостоящие и рисковые проекты по сравнению с предпринимательскими зонами, способными не менее эффективно решать локальные проблемы. СЭЗ экономически оправданы только в случае, если они создаются для использования сравнительных преимуществ данных территорий, а не для компенсации недостающих факторов экономического роста.
8. Льготы по общенациональным налогам, которые играют главную роль в системе фискальных стимулов в СЭЗ, могут приводить к существенным чистым потерям доходов центрального бюджета, особенно на начальном этапе образования зон и при значительных их территориях. Поэтому к создаваемой системе налоговых льгот должны предъявляться жесткие бюджетные требования. Кроме того, следует иметь в виду, что какой бы щедрой ни была система льгот, для инвестора, особенно зарубежного, ее привлекательность может перевешиваться такими негативными факторами, как политическая нестабильность и частые изменения в налоговом законодательстве страны.
9. Создание зон ведет к определенным изменениям в структуре управления и характере бюджетных взаимоотношений между территориальными и вышестоящими бюджетами, особенно при организации многофункциональных производственных СЭЗ. Это дополнительно осложнит и без того непростой процесс становления бюджетного федерализма в России.
В целом резко обострившаяся в стране проблема межрегиональных различий делает настоятельно необходимыми решение вопросов размежевания бюджетных полномочий и компетенций между всеми уровнями власти, глубокую проработку бюджетного законодательства и развитие региональной статистики.