Бюджетные механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:23, доклад

Описание работы

Основными причинами неравномерного развития и экономичес­кой отсталости отдельных регионов служат: продолжительные цик­лические кризисы перепроизводства, ломка производственной и хо­зяйственной структур, низкий уровень отраслевой диверсификации и зависимость от внешних рынков, в том числе зарубежных, несоответ­ствие факторов производства требованиям современной НТР, небла­гоприятные природные и климатические условия, экологические ка­тастрофы и стихийные бедствия, исторические и социокультурные особенности,

Работа содержит 1 файл

бюджетные механизмы.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

5. Российская практика использования целевых (специальных) трансфертов требует проведения кардинальной реформы. Необходимо создать качественно новую систему адресных трансфертов, имеющих прочную правовую основу и механизмы контроля, вместо действующей громоздкой и неэффективной системы взаимных расчетов и бюджетных дотаций. Может найти применение такой бюджетный метод поддержки отсталых районов, как фонд специальных инвестиционных трансфер­тов, формируемый за счет средств Федерации и экономически сильных регионов. Это повысило бы заинтересованность регионов-доноров в контроле за расходованием финансовых ресурсов, выделяемых в виде помощи из бюджета, и ответственность получающих ее территорий.

6. В условиях острого дефицита федеральных бюджетных ре­сурсов при решении проблемы развития депрессивных и отсталых районов может оказаться полезным метод особых бюджетных режи­мов. Он перспективен применительно к отдельным регионам России, в которых существуют специфические этнические проблемы и усло­вия хозяйствования. Однако более широкое его использование при­ведет к потерям доходов федерального бюджета, нарушению регули­рующих функций центральных органов власти и ослаблению целост­ности государства. В то же время большой интерес может представ­лять метод особых бюджетных режимов, устанавливаемых для отно­сительно небольших "проблемных" территорий. В России могут най­ти применение зоны как с экстерриториальным статусом (СЭЗ), так и без этого статуса (типа предпринимательских зон в индустриально развитых странах).

СЭЗ вызвали повышенный интерес со стороны региональных властей в России, хотя они представляют собой более дорогостоящие и рисковые проекты по сравнению с предпринимательскими зонами, способными не менее эффективно решать локальные проблемы. СЭЗ экономически оправданы только в случае, если они создаются для использования сравнительных преимуществ данных территорий, а не для компенсации недостающих факторов экономического роста.

8. Льготы по общенациональным налогам, которые играют глав­ную роль в системе фискальных стимулов в СЭЗ, могут приводить к существенным чистым потерям доходов центрального бюджета, осо­бенно на начальном этапе образования зон и при значительных их территориях. Поэтому к создаваемой системе налоговых льгот долж­ны предъявляться жесткие бюджетные требования. Кроме того, сле­дует иметь в виду, что какой бы щедрой ни была система льгот, для инвестора, особенно зарубежного, ее привлекательность может пере­вешиваться такими негативными факторами, как политическая неста­бильность и частые изменения в налоговом законодательстве страны.

9. Создание зон ведет к определенным изменениям в структуре управления и характере бюджетных взаимоотношений между терри­ториальными и вышестоящими бюджетами, особенно при организа­ции многофункциональных производственных СЭЗ. Это  дополни­тельно осложнит и без того непростой процесс становления бюджет­ного федерализма в России.

В целом резко обострившаяся в стране проблема межрегиональ­ных различий делает настоятельно необходимыми решение вопросов размежевания бюджетных полномочий и компетенций между всеми уровнями власти, глубокую проработку бюджетного законодатель­ства и развитие региональной статистики.



Информация о работе Бюджетные механизмы