Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:23, доклад
Основными причинами неравномерного развития и экономической отсталости отдельных регионов служат: продолжительные циклические кризисы перепроизводства, ломка производственной и хозяйственной структур, низкий уровень отраслевой диверсификации и зависимость от внешних рынков, в том числе зарубежных, несоответствие факторов производства требованиям современной НТР, неблагоприятные природные и климатические условия, экологические катастрофы и стихийные бедствия, исторические и социокультурные особенности,
Для самых важных социальных программ предусматривается открытое финансирование. В США к ним относятся только две крупнейшие программы - помощь нуждающимся семьям с детьми (AFDC) и медицинская помощь нуждающимся (Medicaid). Доля федерального бюджета в расходах на "медикэйд" варьирует в пределах 50-83%, при этом размер гранта обратно пропорционален индексу налогового потенциала штата, рассчитываемому как отношение величины личных душевых доходов населения штата к среднему их уровню по стране.
Во многих странах используются целевые трансферты, которые специально предназначены для развития "проблемных" территорий. Так, в Германии в 1995 г. введена в действие десятилетняя программа "Восстановление Востока", согласно которой новые федеральные земли будут ежегодно получать дополнительную помощь в размере 6,6 млрд. марок на развитие хозяйственной инфраструктуры. Кроме того, на период 1994-1998 гг. вводятся специальные трансферты в объеме 3,4 млрд. марок в год для испытывающих финансовые трудности земель Бремен и Саар. Помощь предназначена для погашения их кредитной задолженности и оговорена строгими условиями оздоровления бюджетов.
Особенно широко данный метод применяется в развивающихся странах. Это связано с тем, что многим из них еще не доступны более тонкие инструменты горизонтального бюджетного выравнивания, или жe взятый курс на ускорение общеэкономического роста отодвигает на второй план задачи нивелирования региональных различий. Пакистан, в частности, ориентируется на использование системы целевых трансфертов. В нее входят: ежегодные фиксированные субвенции северо-западным провинциям и Белуджистану; целевые дотации провинциям на экономическое развитие, строительство шоссейных дорог, нужды образования, ликвидацию последствий стихийных бедствий; разовые индивидуальные дотации; инвестиционные трансферты по одобренным центром проектам; трансферты по ежегодным планам развития провинций. Однако по большинству трансфертов отсутствуют четкие критерии распределения, и выделяемые суммы могут сильно варьировать из-за дефицита средств в центральном бюджете.
Особые бюджетные режимы
Проблемы развития депрессивных и отсталых территорий нередко эффективнее решаются путем установления особых бюджетных режимов. Введение их обычно регламентируется общенациональными законами и предполагает наличие соответствующего бюджетного и налогового законодательства, а также специальных разделов права - договорного, контрактного, инвестиционного. Иногда практикуются индивидуально-договорные формы таких режимов, которые не имеют прочной правовой основы и подвержены частым пересмотрам.
Характер особого бюджетного режима, виды и набор налогово-бюджетных преференций зависят от правового и хозяйственного статуса получателя, причин и целей их введения. Особые бюджетные режимы могут распространяться как на территории, охватывающие целые регионы страны, так и на небольшие по площади административно-
Особый бюджетный режим региона, субъекта федерации. Крупным регионам и территориям страны особые бюджетные режимы предоставляются только в исключительных случаях, обусловленных трудно разрешимыми политическими противоречиями, этническими и экономическими проблемами. Суть этих режимов - в расширенной бюджетной автономии региональных властей, больших полномочиях по налогообложению и финансированию расходов, более льготных условиях распределения доходов от сбора национально-региональных налогов. Местные власти также сохраняют права на получение общих и специальных трансфертов, нередко добиваясь при этом учета своих специфических интересов.
Так, филиппинские провинции Минданао и Кордильера получили особые бюджетные режимы вследствие восстания их мусульманского населения, потребовавшего отделения. Малайзия удержала в составе федерации два богатых природными ресурсами штата - Сабах и Саравак, предложив им особые налоговые режимы, включающие право на взимание таможенных пошлин и акцизов и сохранение в своих бюджетах суммы всех налогов, поступающих с их территорий. В Австралии статус самоуправления получили Северные территории, на которых в основном проживает коренное население с присущим ему образом и уровнем жизни. Это экономически отсталый район с еще не развитой промышленностью, для которого характерны также специфические демографические проблемы (в частности, необычно молодой состав населения). Согласно Закону о самоуправлении, Северные территории получили право удерживать все собираемые налоги, делать займы и активно проводить свою бюджетную политику. Кроме того, они участвуют в распределении между австралийскими штатами общих и специальных бюджетных трансфертов. При этом в расчетах трансфертов учитываются особые условия Северных территорий (в частности, отдаленность, низкая плотность населения, относительно высокие доли в нем детей и молодежи и др.), повышающие их потребности в бюджетном финансировании.
Как показывает мировой опыт, в большинстве стран особым бюджетным режимом пользуется только ограниченное число регионов. Более широкое применение этого метода чревато такими негативными последствиями, как сужение сферы государственного макроэкономического регулирования, обострение проблем вертикальной и горизонтальной несбалансированности бюджетной системы, усиление тенденций к суверенизации территорий.
Примером служит Китай, широко использующий индивидуально-договорные отношения между центром и регионами. В настоящее время многие процветающие провинции Китая по примеру Гуангдонга заключили с центральными органами власти индивидуальные соглашения об одноканальной бюджетной системе, предполагающей перечисление фиксированной квоты их бюджетных доходов в центральный бюджет. Хотя такие соглашения создали стимулы к повышению налоговой активности местных властей и улучшили их бюджетное положение, но при этом они привели к значительному сокращению притока доходов в центральную казну, создали проблему поиска новых источников бюджетных доходов и ограничили возможности центра влиять на хозяйственные процессы в регионах.
Особый локальный бюджетный режим. В большинстве стран метод особых бюджетных режимов активно используется применительно к относительно небольшим территориям (часть региона, город, район в городе), на которых создаются экономические зоны. Зональная политика в индустриально развитых странах преимущественно выступает инструментом сглаживания региональных различий, подъема экономики отстающих и депрессивных территорий и в меньшей мере используется в целях внешнеэкономической экспансии. В развивающихся странах она направлена главным образом на создание анклавов экономического роста, которые должны способствовать ускорению общеэкономического развития, интеграции в мировое хозяйство, и в меньшей степени подчинена решению местных социально-экономических проблем.
Особенности хозяйственного режима, в которых функционируют зоны, определяются их типом и предназначением. Зоны различаются между собой прежде всего тем, сохраняются ли они в границах национальной таможенной территории или получают статус экстерриториальности. В США и Великобритании используются оба варианта зон, которые создаются в соответствии с национальными законами о зонах.
Зоны, не имеющие статуса экстерриториальности, называются предпринимательскими. Статус предпринимательской зоны получают территории (в основном районы в городах), отвечающие определенным критериям депрессивности и отсталости. В США такими критериями служат: уровни бедности и безработицы выше среднего, а также численность населения (не менее 4 тыс. жителей). В Великобритании эти критерии четко не определены, что, как считается, должно обеспечивать проведение более гибкой зональной политики. В обеих странах создание предпринимательских зон требует проведения переговоров и заключения контракта между центральными и соответствующими местными органами власти. Первоначально центральными органами предлагается стандартный набор налогово-бюджетных льгот и стимулов для вновь образуемой предпринимательской зоны. В процессе переговоров он конкретизируется в связи с предложениями местных властей, касающихся размеров их собственных расходов в зоне. Масштабы компенсации центром расходов местного бюджета зависят от активности местных властей по выводу экономики территории из депрессивного состояния. В обеих странах льготы нацелены преимущественно на стимулирование мелкого и среднего предпринимательства (они предусматривают, в частности, временное освобождение или сокращение налогов, прежде всего на недвижимость и землю, субсидии по инвестициям в основные производственные фонды, расходам на НИОКР, на оплату труда и погашение кредита, ускоренную амортизацию оборудования вплоть до 100-процентного вычета расходов на покупку оборудования в первый год его функционирования). Но в отличие от Великобритании в США льготы также распространяются на население, проживающее в такой зоне. Граждане с низким уровнем дохода могут получить дополнительную помощь из федерального бюджета в виде ваучеров на оплату жилья, установления отрицательных ставок подоходного налога. В США предпринимательские зоны могут образовываться в соответствии как с общенациональным законом, так и законами отдельных штатов. Масштабы льгот, которыми пользуются предпринимательские зоны штатов, определяются их бюджетными возможностями.
Зоны с экстерриториальным статусом, или специальные экономические зоны (СЭЗ), получили в мире более широкое распространение, чем предпринимательские. Особенно успешно они функционируют в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, в Бразилии и Мексике. Обычно различают четыре основных типа СЭЗ: торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие и сервисные. Как и предпринимательские зоны, они чаще всего создаются в экономически отсталых и депрессивных регионах, но за исключением простейших (торговых) СЭЗ их роль выходит за пределы урегулирования местных проблем. Предполагается, что они станут точками, полюсами экономического роста, оказывающими мощное модернизирующее воздействие на сопредельные территории, целые отрасли национальной экономики, а также "воротами" страны в мировой рынок, обеспечат значительный приток иностранной валюты. Поэтому критериями для выбора места создания СЭЗ становятся: выгодное географическое положение; доступность факторов производства (трудовых и материальных ресурсов) и наличие инфраструктуры; близость к международным торговым центрам и рынкам сбыта.
Развитие СЭЗ, ориентирующихся на иностранный капитал, требует особенно благоприятного инвестиционного климата, создаваемого с помощью системы льгот: налогово-бюджетных, финансовых и административных. Для каждого типа СЭЗ характерен свой набор льгот и стимулов5. К самым распространенным налоговым преференциям относятся: полное освобождение от таможенных пошлин и других сборов импорта оборудования, сырья и компонентов, необходимых для организации производства; налоговые "каникулы" по уплате налога на прибыль иностранных инвесторов, а в последующем -пониженный уровень обложения; полное или частичное освобождение юридических лиц от большинства других прямых и косвенных налогов; льготы по амортизационным списаниям. Большое значение имеют также финансовые стимулы: субсидии по кредитам и аренде, льготные тарифы на коммунальные услуги.
Инвесторы в относительно крупных многофункциональных СЭЗ пользуются налоговыми льготами по линии как центрального, так и местного бюджета. Это предполагает введение особого бюджетного режима для административно-
Хотя производственные СЭЗ функционируют на принципах самоокупаемости, это не исключает осуществления крупных инвестиций из центра на строительство в них объектов инфраструктуры. Например, обустройство зон в Южной Корее производилось за счет центрального бюджета. СЭЗ "Масан" обошлась корейскому правительству в 28 млн. долл., а "Ири" - в 5 млн. долл.
Кроме того, в целях ускорения создания зон местным властям может предоставляться такая бюджетная льгота, как временное удержание ими собираемых на их территории общенациональных и региональных налогов. Центральные и региональные власти могут также частично компенсировать первоначальные потери в доходах местного бюджета от налоговых и прочих льгот, предоставляемых зональным предприятиям. Но, как показывает опыт успешно функционирующих зон, эти потери с лихвой окупаются поступлениями в их бюджеты в результате общей активизации инвестиционного и потребительского спроса на их территориях.
Уроки мирового опыта для России
Обобщая опыт различных с точки зрения экономического развития и государственного устройства зарубежных стран по подъему хозяйства "проблемных" территорий, можно выделить ряд аспектов, важных для выработки российской программы развития депрессивных и отсталых районов.
1. Как показывает мировая практика, наибольший эффект достигается при комплексном использовании в этих целях различных бюджетных механизмов.
2. В России, где фактически каждый регион может рассматриваться как депрессивный или отсталый, особенно важно найти оптимальное сочетание общенациональных и региональных интересов. Создавая систему бюджетной помощи территориям на данном этапе, очевидно, следует исходить из приоритетов стабилизации и ускорения общеэкономического роста относительно выравнивания межрегиональных различий. Это предполагает ббльшую ориентацию на бюджетную самостоятельность субъектов Федерации в решении их внутренних социально-экономических проблем.
3. Формируя новые бюджетные механизмы, важно следовать принципам открытости, "прозрачности" отношений между центром и отдельными территориями, ограничивая использование индивидуально-договорных форм. В связи с этим особое значение имеет совершенствование нормативно-расчетных бюджетных методов.
4. Общий (выравнивающий) трансферт может стать полезным механизмом поддержки депрессивных и отсталых районов. Для этого используемые расчетные формулы трансфертов нуждающимся субъектам Федерации должны точнее отражать их объективные бюджетные возможности и потребности. Может быть полезен также зарубежный опыт формирования отдельного фонда общего трансферта для "проблемных" территорий.