Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:28, курсовая работа
Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ 5
1.1 Содержание и цели бюджетно-налоговой политики 5
1.2 Инструменты фискальной политики 7
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 9
2.1 Цели налогово-бюджетной политики России и их 9
трансформация в посткризисном периоде 9
2.2 Политика государственных расходов 12
2.3 Налоговая политика 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЯ 24
К 2005 году были финансово обеспечены наиболее неотложные нужды, которые на протяжении ряда лет накапливались в бюджетном секторе. С этого времени появилась возможность начать формирование качественно новой политики государственных расходов, направленной на последовательное повышение жизненного уровня населения, устранение инфраструктурных ограничений социально-экономического развития страны, повышение качества государственных и муниципальных услуг, качественную модернизацию военной организации государства, обеспечение должного уровня безопасности его граждан.
Начата реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, агропромышленном комплексе, жилищном строительстве.
В
2006 году произошли заметные сдвиги
в укомплектовании кадрами
Началась реализация масштабных мер по улучшению демографической ситуации в стране, повышению социального престижа материнства и семейного воспитания детей. Ассигнования, необходимые для существенного увеличения объемов государственной поддержки семей с детьми, предусмотрены в федеральном бюджете на 2007 год.
Бюджет
все в большей степени
В 2008 году в реальном выражении доходы федерального бюджета к предыдущему году снизились на 6,6%, а в 2009 и 2010 годах возрасли на 5,2% и 1,9%. В относительном выражении доходы в 2008–2010 годах по сравнению с 2006–2007 годами несколько снизились и стабилизировались.
Если в 2007 году прирост непроцентных расходов к предыдущему году в реальном выражении составил 22,9%, то в 2008, 2009 и 2010 годах реальный рост будет ограничен соответственно 8,7%, 6,2% и 1,9% Объем непроцентных расходов федерального бюджета в 2007–2009 годах составит 17–18% ВВП, после чего в 2010 году снизился до 16,6% ВВП. [4]
Структура
расходных обязательств Российской
Федерации бюджетной политики в
2007 – 2008 гг. представлена на рис. 1. Крупнейшими
направлениями расходов федерального
бюджета в 2008–2010 годах являются
трансферты государственным внебюджетным
фондам на цели социального
и пенсионного обеспечения (20,4%),
трансферты региональным бюджетам
(14,0%), национальная оборона (14,6%)
и национальная безопасность (11,7%).
На национальную экономику приходится
10,9% расходов бюджета, большая часть которых
направляется на развитие инфраструктуры
и поддержку стратегических отраслей.
Общими факторами формирования бюджетных
расходов являются увеличение заработной
платы работникам бюджетной сферы, денежного
довольствия военнослужащих и приравненных
к ним лиц, пенсий, рост ассигнований на
реализацию приоритетных национальных
проектов, программ, направленных на
устранение инфраструктурных ограничений
и развитие инновационных отраслей науки
и промышленности.
2007 2008
Рис.
1. Структура расходных
В
структуре расходных
2007 2008
Рис. 2. Структура расходных обязательств по оказанию государственных услуг в 2007–2008 годах
Если охарактеризовать бюджетную политику в целом, то в основу формирования и реализации политики расходов положены стратегические цели развития страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации. Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Первые шаги в направлении повышения эффективности расходов были сделаны в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах. Принятые в 2007 году поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляют новые правила и процедуры, что позволило устранить часть фундаментальных проблем бюджетной системы и предоставляют возможности для повышения эффективности использования бюджетных ресурсов.
В общем, можно отметить, что сформированные в 2000–2006 годах бюджетные процедуры позволяют обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Жесткая финансовая дисциплина и контроль целевого использования бюджетных средств обеспечивают расходование бюджета в полном соответствии с потребностями бюджетной сети в ресурсах. Вместе с тем, бюджетирование по ресурсам не позволяет учитывать цели государственной политики при формировании бюджета и не гарантирует эффективного и результативного использования имеющихся ресурсов. Бюджетирование по результатам подразумевает, помимо прозрачности и подконтрольности распределения и использования финансовых ресурсов, повышение эффективности их распределения и использования. Первое означает концентрацию бюджетных средств на решении приоритетных задач государственной политики, второе – наиболее эффективное и экономное использование этих средств для достижения запланированного результата.
Налоговая политика в 2006 - 2007 годах и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Основными
направлениями налоговой
В
2005 году уплаченные в бюджетную систему
Российской Федерации налоги без
учета погашения налоговой
В целом общее число налогов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), сократилось в два раза (с 28 налогов в 2001 г. до 14 налогов в 2007 г.), причем в большей степени за счет региональных и местных налогов.
В
рамках проводимой налоговой реформы
практически завершена
В числе наиболее значимых решений - введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, установление регрессивной шкалы ставок единого социального налога и их дальнейшее существенное снижение, отмена налога на наследование.
Ставка налога на прибыль снижена с 35 до 24 процентов при одновременном включении в учитываемые в целях налогообложения затраты на производство товаров (работ, услуг) практически всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков. Многочисленные же льготы по налогу на прибыль были отменены.
Ставка налога на добавленную стоимость снижена с 20 до 18 процентов, а порядок его взимания приближен к принятому в мировой практике.
В
сфере налогообложения
Принято решение о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, что создает более благоприятные налоговые условия для добычи нефти на выработанных месторождениях и в труднодоступных районах.
Введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено взимание акцизов и государственной пошлины.
Приняты решения о применении преференциальных систем налогообложения в особых экономических зонах и при осуществлении деятельности в сфере информационных технологий, а также в рамках Российского международного реестра судов.
Так же проводились упорядочение ставок таможенных пошлин и совершенствование порядка их взимания. По целому ряду товарных позиций, прежде всего инвестиционного характера, ввозные таможенные пошлины существенно снижены. При этом осуществлено укрупнение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, что позволило несколько сократить масштабы "серого импорта" и контрабанды. Вывозные таможенные пошлины на нефть дифференцированы и установлены на уровне, обеспечивающем изъятие в бюджет значительной части конъюнктурных сверхдоходов от ее экспорта.
В
2006 году принят федеральный закон, призванный
обеспечить повышение качества и
объективности налогового администрирования,
сделать его менее
В результате принятых мер по совершенствованию налоговой системы сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность. Прямая экономия предприятий от введения новаций в сфере налоговых отношений 2007 году оценивается в 0,53% ВВП, или 166,7 млрд. рублей.[4]
В то же время целый ряд задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации в налоговой сфере, до настоящего времени не выполнен.
Практика применения налога на добавленную стоимость остается препятствием для расширения экономической деятельности. Организации испытывают большие сложности ввиду сложившихся избыточно обременительных процедур возврата входящего налога на добавленную стоимость. За прошедшие со времени введения данного налога 15 лет так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования.
Другой
проблемной сферой по-прежнему является
налогообложение фонда оплаты труда
для видов экономической
Не введен налог на жилую недвижимость, обеспечивающий более справедливую систему налогообложения имущества граждан.