Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 22:40, лекция
Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления. Формирование и исполнение бюджета в нашей стране регламентируется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом, другими законодательными и нормативными актами. Кроме того, ежегодно принимаются закон о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.
1. Бюджетная система РФ. Государственный бюджет и его структура
2. Налоги и налоговая система
3. Бюджетно-налоговая политика и макроэкономическое регулирование
Рассмотрим основные виды налогов. Налог на прибыль исчисляется по такой схеме: предприятия должны отчислять 7,5% прибыли в федеральный бюджет, 14,5% прибыли в региональные бюджеты и 2% - в местные бюджеты. Совокупная налоговая ставка составляет, таким образом, 24%. Со своей стороны региональные власти имеют право снижать налоговую ставку для отдельных категорий плательщиков в части, зачисляемой в региональные бюджеты. При этом размер такой ставки не может быть ниже 10,5%. Соответственно с учетом возможной региональной скидки ставка налога на прибыль составляет 20%.
С 2001 г. предприятия уплачивают единый социальный налог, заменивший существовавшие прежде взносы в четыре внебюджетных фонда: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования и фонд занятости. Этот налог исчисляется в процентах от фонда оплаты труда и относится на себестоимость продукции. Основная часть налога идет в федеральный бюджет, а затем – в пенсионный фонд. Другая часть налога направляется в фонд социального страхования РФ, а третья часть распределяется между федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Что касается фонда занятости, то он ныне интегрирован в федеральный бюджет.
Принципиальное новшество состоит в том, что единый социальный налог является регрессивным: чем выше доход работающего на предприятии, тем меньше налоговая ставка (таблица 7-3):
Таблица 7-3. Ставки единого социального налога
Годовой доход каждого отдельного работника (руб.) | Налоговые ставки |
До 100000 | 35,6% |
100000-300000 | 35600 руб. + 20% с суммы более 100000 руб. |
300000-600000 | 75600 руб. + 10% с суммы более 300000 руб. |
Свыше 600000 | 105600 руб. + 2% с суммы более 600000 руб. |
Идея такого регрессивного налога состоит в том, чтобы побудить предприятия легализовать действительные заработки работников, отказавшись от выплат «в конвертах».
Со своей стороны физические лица платят налог на доходы физических лиц. Традиционно это был прогрессивный налог: чем выше доходы, тем больше и налоговая ставка. При этом максимальная ставка составляла 30%.
С 2001 г. данный налог уплачивается по единой для всех ставке: 13%. Понижая столь радикально налог, правительство исходило из того, что такая мера, в сочетании с улучшением работы налоговых служб, сделает невыгодным уклонение от уплаты налога.
Основной из косвенных налогов – налог на добавленную стоимость (НДС). Его ставка составляет 10% по продовольственным товарам и товарам для детей по установленному в Налоговом кодексе перечню и 18% по всем остальным товарам. Обложению НДС не подлежит ряд товаров, работ и услуг (медицинские услуги, перевозка пассажиров городским пассажирским транспортом и др.), имеющих особо важное социальное значение. Не платят НДС и экспортеры. Последнее повлекло за собой применение предприятиями различных схем лжеэкспорта, позволяющих уклоняться от уплаты налога.
Механизм взимания НДС таков. Пусть предприятие покупает сырье, материалы, комплектующие, стоимостью 100 руб. На эту сумму начисляются 20% (20 руб.) налога. Это – НДС по приобретенным материальным ценностям, уплачиваемый предприятием. Затем предприятие производит продукцию, стоимостью 150 руб. К этой стоимости плюсуются 20% (30 руб.) налога. Это – НДС от реализации, уплачиваемый потребителями. Вычитая из полученного налога ранее уплаченный предприятием налог (30-20=10 руб.), получаем НДС, фактически вносимый предприятием в бюджет.
Заметную роль в формировании бюджета играет еще один косвенный налог - акцизы. Акцизы – косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от цены товара (адвалорный акциз), либо в рублях на единицу товара (специфический акциз). Применяется и смешанная система, при которой акциз составляет некую фиксированную величину плюс процент от цены. Как правило, акцизы применяются в отношении высокорентабельных товаров для изъятия в государственный бюджет получаемой производителями сверхприбыли.
Величина акциза по товарам, в отношении которых налоговые ставки устанавливаются в процентах, рассчитывается по формуле:
P=Pe+A=Pe+tP ,
где Pe - цена без акциза; P - цена реализации с учетом акциза; A - величина акциза; t - ставка акциза в %.
Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определены Налоговым кодексом. В число подакцизных товаров входят спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, легковые автомобили, табачная продукция, а также бензин и другие нефтепродукты, природный газ.
Характерной особенностью России является высокая доля косвенных налогов и относительно низкая – подоходного налога с физических лиц в структуре бюджетных доходов. Причина в том, что косвенные налоги собирать относительно легко, а подоходный налог – трудно из-за большого числа плательщиков. В последнее время в связи с экономическим ростом значительно возросли поступления налога на прибыль, также как и налоговые поступления в целом.
Тем не менее, проблемы повышения эффективности налоговой системы продолжают стоять очень остро. В их числе, прежде всего, недобор налогов (действуют многочисленные схемы по уклонению от их уплаты) и неравномерность налогообложения (одни предприятия платят по максимуму, а другие получают налоговые поблажки).
Основные направления решения налоговых проблем связаны с расширением базы налогообложения за счет роста ВВП и перекрытием лазеек ухода от налогов наряду со снижением налоговых ставок.
В России идет налоговая реформа. Ее цели сформулированы правительством так:
-
продолжение курса на
- упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов;
- ориентация на налоги, стимулирующие рост прибыли, личных доходов, занятости и отказ от теневой экономической деятельности;
-
усиление справедливости
- улучшение налогового администрирования как одного из условий повышения уровня собираемости налогов и сборов, а также снижение издержек, связанных с соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Реформа началась 1 января 2001 г. с введения единой 13-% ставки подоходного налога и регрессивной шкалы единого социального налога. Еще через год была снижена с 30% до 24% ставка налога на прибыль. Наряду с этим в два приема упразднены так называемые «оборотные налоги», исчислявшиеся в процентах от величины выручки и не имевшие аналогов в мировой практике. Эти налоги ложились тяжелым бременем на предприятия, поскольку их надо было платить независимо от того, получило предприятие прибыль или работало в убыток. Последний из них – налог на пользователей автодорог – ликвидирован с 1 января 2003 г. По мнению либеральных экономистов, эти меры способствуют выходу экономики из тени и экономическому росту.
Что касается бюджетных доходов, то на них налоговая реформа пока оказывает противоречивое влияние. Так в 2002 г. заметно снизились бюджетные поступления от налога на прибыль, но при этом выросли поступления от подоходного налога. Последнему способствовали экономический рост, соответственно увеличение доходов населения, а также определенная подвижка в сторону легализации доходов.
Летом 2002 г. Государственная Дума приняла законопроект об изменении обложения малого бизнеса. При этом «малым» считается предприятие, чья годовая выручка не превышает 15 млн. руб., стоимость имущества – 100 млн. руб., доля участия других организаций – 25% и где занято не свыше 100 чел. По новому закону в отношении малого бизнеса могут использоваться две системы налогообложения: упрощенная и действующая по принципу вмененного дохода.
При переходе на упрощенную систему упраздняются НДС, налог на прибыль, налог на имущество и налог с продаж. Вместо них платится единый налог, составляющий по выбору плательщика либо 6% от выручки, либо 15% от прибыли. Отменяется и единый социальный налог, но сохраняется платеж в Пенсионный фонд в размере 14% от фонда оплаты труда.
При установлении налога на вмененный доход сначала определяется потенциальный доход, который может приносить данный бизнес. Этот доход и облагается налогом по ставке 15%. Налог на вмененный доход вводится законами субъектов РФ и может применяться в отношении ограниченных видов предпринимательской деятельности (бытовые услуги, торговля, общественное питание), указанных в Налоговом кодексе. Данный налог заменяет налог на доходы физических лиц, НДС, налог на имущество, налог с продаж и единый социальный налог, но не избавляет от необходимости платить 14% от фонда оплаты труда в Пенсионный фонд.
Облегчая, таким образом, налоговое бремя малого бизнеса, государство рассчитывает дать серьезный толчок его развитию. Будучи по своей природе исключительно мобильным, способным быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, малое предпринимательство способно послужить мотором роста производства и занятости в нашей стране.
Налоговая реформа продолжается. В 2003 г. правительство приняло амбициозное решение о снижении налогового бремени в 2004-05 гг. на 2% ВВП. По мнению тогдашнего председателя правительства М. Касьянова это позволит обрабатывающей промышленности получить дополнительные инвестиционные ресурсы для повышения производительности труда, качества продукции, что, в свою очередь, обеспечит увеличение темпов экономического роста.
С этой целью с 1 января 2004 г. отменен налог с продаж, прежде исчислявшийся как НДС и дополнявший его. В Москве размер такого налога составлял 5%. Кроме того, с 20% до 18% снижен НДС. С 1 января 2005 г. предполагается изменить шкалу единого социального налога. При этом максимальная ставка должна быть снижена до 26% при годовом доходе работника до 300 тыс. руб. в год.
Компенсировать бюджетные потери предполагается в основном за счет сверхприбылей нефтяников, увеличив налог на добычу полезных ископаемых и экспортные нефтяные пошлины.
В
то же время из налоговых новаций
вызывает опасение перераспределение
налоговых доходов от регионов к
центральному правительству. Правительство
совместно с Думой сокращает либо упраздняет
вообще налоги, формирующие доходную часть
региональных бюджетов (подоходный налог,
оборотные налоги). Тем самым создается
система, при которой средства регионов-доноров
поступают «в общий котел», а затем распределяются
центром по его усмотрению. Это, несомненно,
делает правительство более сильным, но
зато подрывает стимулы на местах и, вдобавок,
чревато фактическим превращением федерального
государства в унитарное.
3. Бюджетно-налоговая политика и макроэкономическое регулирование
С
точки зрения макроэкономического
регулирования бюджетно-
А.
Стимулирующая бюджетно-
Такая политика имеет целью преодоление циклического спада экономики, когда фактический ВВП оказывается ниже потенциального. Она предполагает стимулирование совокупного спроса посредством увеличения государственных расходов или сокращения налогов или комбинации этих мер.
Предположим,
государство решило увеличить свои
расходы. Используя модель «совокупный
спрос – совокупное предложение»,
мы видим, что эта мера ведет к
росту совокупного спроса. При
этом кривая AD смещается вправо из положения
AD0 в положение AD1. Поскольку
экономика функционирует с недогрузкой
и цены в коротком периоде полагаются
заданными (
), краткосрочная кривая совокупного
предложения является горизонтальной
(рис. 7-2):