Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 22:40, лекция
Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления. Формирование и исполнение бюджета в нашей стране регламентируется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом, другими законодательными и нормативными актами. Кроме того, ежегодно принимаются закон о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.
1. Бюджетная система РФ. Государственный бюджет и его структура
2. Налоги и налоговая система
3. Бюджетно-налоговая политика и макроэкономическое регулирование
Профицит бюджета ведет к тому, что у государства нет необходимости брать займы для покрытия дефицита, отвлекая на себя средства с финансовых рынков. Наоборот, он позволяет правительству выплачивать старые долги, а также формировать финансовый резерв (с 2004г. – Стабилизационный фонд) для страхования от непредвиденных обстоятельств и будущих выплат по прежним займам.
Очень непростым в этом смысле был 2003 г., когда только по внешним обязательствам предстояло выплатить примерно $17,5 млрд. В свое время министр финансов РФ А. Кудрин охарактеризовал бюджет этого года как весьма напряженный, сравнил его исполнение с переходом Суворова через Альпы.
Однако достигнутый в 2000-02 гг. бюджетный профицит позволил правительству накопить некоторый финансовый резерв. Благодаря ему, а также сверхвысоким мировым ценам на нефть наша страна смогла успешно пройти пик платежей по внешнему долгу. Платежи по займам, наряду с выполнением бюджета существенно повысили доверие иностранных инвесторов к российской экономике.
Проблемы, однако, остаются. Прежде всего, федеральный бюджет по-прежнему сильно зависит от мировых цен на энергоносители: доходы от продажи нефти и газа дают до 40% бюджетных поступлений. В частности правительство рассчитало бюджет 2004 г., исходя из цены на нефть $20 за баррель. Такая цена обеспечит незначительный профицит бюджета. Но уже при незначительном падении цены ниже этой отметки неизбежен дефицит.
Главное
новшество бюджета 2004 г. – открытие
стабилизационного фонда, в который
должны идти деньги, зарабатываемые на
благоприятной
Еще недавно формирование бюджета вызывало острые споры. Депутаты Госдумы и ряд специалистов обвиняли правительство в том, что оно намеренно занижало будущие доходы, недооценивая размер ВВП, темп инфляции, мировые цены на нефть, налоговые сборы и т.д. По мнению критиков, правительство делало это для того, чтобы бесконтрольно распоряжаться фактически полученными дополнительными доходами. Весьма непрозрачным был финансовый резерв: никто не мог сказать, каков был размер, где он находился и как расходовался.
Вызывает сомнения, что нынешняя – по сути однопартийная – Дума сможет наладить общественный контроль за государственными финансами.
В последние годы профицит государственного бюджета уменьшается. Если в 2001 г. он составлял 2,9% ВВП, то в 2002 г. снизился до 1,4% ВВП, примерно таким остался и в 2003 г., а в 2004 г. предусматривается в размере лишь 0,6% ВВП.
Этот
факт нельзя считать однозначно негативным,
поскольку бюджетный профицит отчасти
уменьшается благодаря
Отчасти повышенные расходы связаны с необходимостью выплат по займам и осуществления экономических реформ, хотя в последнее время реформы по целому ряду важнейших направлений практически остановлены. В частности мало что сделано в области оптимизации бюджетных расходов. Фактически осталась не измененной система управления государственными финансами, полученная нами в наследство от СССР. Расходы включают в бюджет потому, что они были в бюджете прошлого года, а не потому, что деньги действительно необходимо потратить именно на данные цели. Несмотря на попытки правительства рассчитать бюджет не по аппетитам ведомств, а по целевым ориентирам, ведомствам все равно удается завышать свои плановые расходы. В результате, по оценкам специалистов, до трети бюджетных расходов являются необоснованными. Сохраняется набор чиновничьих льгот, дорогих и крайне неэффективных, сочетающихся с избыточной численностью чиновников. Тормозится военная реформа.
Дополнительной
проблемой выступает
С 2002 г. федеральные власти пытаются осуществить реформу бюджетных расходов. Ее суть состоит в переходе к планированию и финансированию бюджета на основе целевых программ с четкой формулировкой ожидаемых результатов во всех сферах. При этом бюджетополучатели обладают большей самостоятельностью в расходовании денег, одновременно неся полную ответственность за достигнутые результаты. Новая система так и называется: бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Фактически речь идет о внедрении системы корпоративного менеджмента в управлении государственными финансами, с той лишь разницей, что многие результаты в бюджетной сфере определяются не количественными, а качественными показателями.
Разумность предлагаемой реформы очевидна: трудно сомневаться в преимуществах бюджетирования на основе целевых программ и ответственности за их выполнение перед традиционным бюджетированием «от достигнутого» в сочетании с безразличием бюджетополучателей к эффективному использованию выделенных им средств. Рискнем, однако, предположить, что на практике реформа трудно реализуема, если она будет проводиться исключительно сверху и не сопровождаться дебюрократизацией управления, общественным контролем за деятельностью чиновников.
Экономисты
либерального направления видят
выход в решительном сокращении
полномочий чиновников и государственных
расходов. В частности, советник президента
России А. Илларионов полагает предельно
допустимым уровень непроцентных расходов
в размере 12% ВВП. По расчетам бывшего министра
экономики Е. Ясина прекращение практики
«откатов» и проведение настоящих открытых
конкурсов при закупках продукции для
государственных нужд даст экономию бюджетных
средств в размере 1,5-1,7% ВВП. Предполагается,
что освободившиеся средства будут более
эффективно использованы в частном секторе.
2. Налоги и налоговая система
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального законодательства. Они выполняют следующие функции:
-
Фискальная функция. Налоги
-
Функция перераспределения
-
Функция перераспределения
Один из самых крупных экономистов всех времен А. Смит еще в 18 в. сформулировал основные принципы налогообложения:
-
Подданные государства должны
участвовать в содержании
-
Налог должен быть точно
-
Налог должен взиматься в
- Налог должен быть разработан таким образом, чтобы он удерживал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государству. В последнем случае речь идет о сокращении затрат, связанных со сбором налога.
Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямой налог платится непосредственно из того источника, который им обложен (налог на прибыль, подоходный налог). Косвенным является налог, который вносят в казну одни лица, а фактически оплачивают другие. Примерами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. Такие налоги платят продавцы, но фактически оплачивают покупатели, поскольку эти налоги увеличивают цены товаров.
Современная налоговая система в России была сформирована в достаточно быстром темпе, начиная с 1991 г. В качестве основной модели для подражания было избрано налогообложение в странах ЕС с их относительно высокой долей косвенных налогов, особенно НДС.
В декабре 1991 г. ВС России принял пакет налоговых законов, заложивший базу налоговой системы. В 1998-2000 гг. принят Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий построение налоговой системы в нашей стране.
Первая часть кодекса содержит описание налоговой системы, общие правила по уплате налогов, перечень налогов, положения о налоговых органах и т.д. Во второй части приведены конкретные механизмы взимания налогов.
Существует
трехуровневая налоговая
Федеральными являются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:
-
налог на добавленную
-
акцизы на отдельные виды
-
налог на прибыль (доход)
- налог на доходы от капитала;
- подоходный налог с физических лиц;
- единый социальный налог;
- государственная пошлина;
-
таможенная пошлина и
-
налог на добычу полезных
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
- лесной налог;
- водный налог;
- экологический налог;
-
федеральные лицензионные
Региональными признаются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
К ним относятся:
-
налог на имущество
- налог на недвижимость;
- дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог с продаж;
- налог на игорный бизнес;
-
региональные лицензионные
Местными являются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу;
- налог на наследование или дарение;
- местные лицензионные сборы.