Бюджетная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа базируется на законодательных актах Правительства Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет нашего исследования. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

     Альтернативные  возможности внешнего льготного  финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

     Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

     Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается  менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

     При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

     Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным  вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

  1. удается организовать концессионное финансирование;
  2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  3. торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
  5. первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

     Внутреннее  долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как  антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

     Если  облигации государственного займа  размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

     В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

     Рост  бремени внутреннего долга увеличивает  и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

  1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  2. внутреннее предложение относительно эластично;
  3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

     Для РБ проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

     Исходя  из вышесказанного, следует еще раз указать на ключевую роль дефицита бюджета в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

 

      3 Проблемы бюджетного дефицита и профицита в Республике Беларусь 

     3.1 Структура бюджетной системы Республики Беларусь 

     В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

       Местные бюджеты делятся на:

      1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
      2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
      3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

     Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами.

     Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

     Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных  бюджетов районов, бюджетов городов  областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

     Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит  из республиканского бюджета, консолидированных  бюджетов областей и бюджета г. Минска.

     Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности (далее - внебюджетные средства) бюджетных организаций. 

     3.2 Принципы бюджетной системы Республики Беларусь

       Бюджетная система Республики  Беларусь основывается на принципах:

  1. единства;
  2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
  3. сбалансированности бюджетов;
  4. гласности;
  5. самостоятельности бюджетов;
  6. эффективности использования бюджетных средств;
  7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  8. достоверности бюджетов;
  9. адресности и целевого назначения бюджетных средств;
  10. ответственности участников бюджетного процесса.

     Принцип единства означает, что единство бюджетной  системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

     Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

     Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

     Принцип гласности означает открытость для  общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений  местных Советов депутатов о  бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

     Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней  бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а  также правом соответствующих государственных  органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

     Принцип эффективности использования бюджетных  средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы  бюджета должны обеспечиваться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

  1. расходов государственных целевых бюджетных фондов;
  2. целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;
  3. государственных займов;
  4. добровольных взносов;
  5. средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;
  6. средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  7. средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;
  8. иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

     Принцип достоверности бюджетов означает, что  бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей  социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

     Принцип адресности и целевого назначения бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

     Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что  каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

     Республиканский бюджет утверждается законом, местные  бюджеты утверждаются решениями  местных Советов депутатов. 

     3.3 Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь 

     Очевидно, что после распада СССР Беларуси достались практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год.

     Как следствие, в начале 90-х гг. Республика Беларусь столкнулась с дефицитом  госбюджета. Впервые бюджет был сведён с дефицитом в 1992 году. Размер дефицита составил 2% ВВП. Максимального значения бюджетный дефицит достиг в 1993 году – 5,5% ВВП, или 17% к доходам бюджета.

     С начала 1990-х гг. в Республике Беларусь для покрытия бюджетного дефицита использовалась денежная эмиссия и кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств. В 1993 – 1994 гг. основным источником покрытия дефицита были внешние займы. Например, в 1994 году за счёт этого источника было профинансировано более 60% бюджетного дефицита. В 1996 году дефицит более чем на 80% покрывался эмиссионными кредитами Национального банка. В 1998 – 2001 гг. из внутренних источников были профинансированы не только дефицит текущего года, но и погашение внешнего долга прошлых лет. В 2001 году благодаря развитию рынка ценных бумаг за счёт внутренних источников удалось покрыть около 50% объёма дефицита. [4, с. 42]

Информация о работе Бюджетная система Республики Беларусь