Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:46, курсовая работа
Курсовая работа базируется на законодательных актах Правительства Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет нашего исследования. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.
В бывшем Советском Союзе бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.
В
настоящее время бюджетная
Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.
Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.
Принцип
гласности обязывает
Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга, они нашли свое правовое отражение в Конституции нашей республики и специальных законах: « О бюджетной системе РБ» и некоторых других законодательных актах.
Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.
Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Как уже отмечалось выше, с обретением независимости госбюджет РБ получил новое назначение, произошли изменения в его структуре, содержании доходов и расходов.
В целом, основные черты бюджета РБ в переходном периоде характеризуются следующим образом:
Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.
Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые в РБ был принят Закон о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: - уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности; - уровень выполнения бюджетных обязательств; - величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; - объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; - величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; - динамику валового внутреннего продукта; - уровень безработицы и др.
Таким
образом, анализ бюджетной политики,
являющейся одним из основных направлений
экономической политики, требует
рассмотрения деятельности государства
по определению основных задач и количественных
параметров формирования доходов и расходов
бюджета, чему и посвящена следующая глава.
1.3.
Принципы бюджетного планирования
В соответствии с законом «О бюджетной системе Республики Беларусь» бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Вся бюджетная система Республики Беларусь построена с учетом принципа единства, принципа самостоятельности, а также выключает принципы полноты, реальность и гласность.
Принцип единства означает обеспечение всей бюджетной системы едиными правовыми правилами, использованием единых бюджетных классификаций (символов), единством фонда бюджетной документации, едиными формами составления статистической и предоставления бухгалтерской отчетности и других данных, необходимых для создания сводного консолидированного бюджета суверенного государства.
Самостоятельность бюджетов как принцип означает, что все уровни единой бюджетной системы обеспечивают собственными источниками в виде доходов и правом использовать эти доходы для осуществления финансирования с учетом нужд каждого из субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
Также,
следует отметить, принцип полноты,
который реализуется
Принцип реальности реализуется по ряду направлений: - реальность бюджета обеспечивается ее законодательством в силу чего она не может быть изменена любым субъектом бюджетных отношений в одностороннем порядке; - означает, что предусмотренные в бюджете показатели по доходам и расходам основанные на реальных возможностях, то есть экономически произвести определенный объем ВВП и НД как условия формирования доходов бюджета.
2.
Формирование доходной
и расходной части
бюджета
2.1.
Понятие доходов, их виды
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
Доходы
бюджета - это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
Государственное
имущество, общегосударственные ресурсы.
За пользование ими могут
Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.
Привлеченные
ресурсы в форме
В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как: - налог на добавленную стоимость; - акцизы; - налог на прибыль и доходы; - экологический налог; - налог на недвижимость; - таможенные экспортные и импортные пошлины; - чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие.
К
неналоговым доходам относятся
доходы: - от использования, продажи и иного
возмездного отчуждения имущества, находящегося
в государственной собственности; - от
платных услуг, оказанных государственными
или местными органами власти и учреждениями;
- средства, полученные в результате применения
мер гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности (штрафы,
конфискации, компенсации, возмещение
ущерба); - финансовая помощь и бюджетные
ссуды от бюджетов других уровней и др.
2.2.Формирование
доходной части и расходной
части государственного бюджета
Республики Беларусь
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В
доходах бюджета находят
В
любом государственном
Таблица 2.1 – Структура бюджета по доходам.