Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа
Желание потребителя купить товар или группу товаров еще не означает, что он это купит. Потребление ограничивают 2 фактора – цены и доход потребителя. Таким образом, можно сказать, что возможности потребителя характеризует линия бюджетного ограничения или бюджетная линия.
1. В чем заключается экономический смысл бюджетной линии. От чего зависит ее наклон на графике 3
2. Какие функции выполняет рынок ценных бумаг. В чем состоят отличия акций от облигаций 6
3. Развернутая рыночная характеристика товара – фотоаппарат 9
4. Задача 22
5. Список использованных источников 23
Фотоаппарат – товар длительного пользования, так как используется в течении продолжительного времени.
Поскольку данное устройство относится к товарам длительного пользования и является предметом роскоши, потребители, во-первых, не имеют необходимости покупать данный товар часто (ежемесячно и даже ежегодно), во-вторых, могут исходя из своего дохода, приобрести товар на выбор из имеющего множества марок и степени функциональности, которая отражается на стоимости устройства. Следовательно, при оценке доли затрат в бюджете потребителя удобнее исследовать средний годовой бюджет, который зависит от сферы деятельности и региона Республики Беларусь, а также цен на фотоаппараты. Так, по данным одного из интернет-магазинов (www.onliner.by), на сегодняшний день данное устройство можно приобрести минимум за 100 – 120 у.е. Максимальная цена может достигать 1500 у.е. и более. Таким образом, каждый потребитель, исходя из своей материальной составляющей, желания и нацеленности, может выбрать тот фотоаппарат, долю затрат на приобретение которого сочтет разумной и оправданной.
Для установления однородности товаров могут приниматься во внимание такие обстоятельства как, в частности, род (вид) товаров, их потребительские свойства и функциональное назначение (объем и цель применения), вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия их реализации (в том числе общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров и другие признаки.
Исходя из этого, можно сказать, что фотоаппараты относительно высокую степень однородности, относятся к товарной группе 88 по Международной торговой классификации.
Что касается возможности перехода определённого количества товара (фотоаппарат) из категории блага в антиблаго, то, по моему мнению, в настоящее время такая возможность сведена к минимуму. Так как, при выборе товара, потенциальный потребитель может не только лично ознакомится с характеристиками товара, но получить и квалифицированную помощь консультантов отделов продаж фотоаппаратов, а также испробовать устройства в действии для сравнения важного критерия – четкости и полно цветности итоговой картинки.
3.2 Характеристика потребностей, которые способен удовлетворить
данный товар
Фотоаппарат (фотографический аппарат, фотокамера) — устройство, осуществляющее формирование и последующую фиксацию статического изображения реального сюжета.
Фотоаппараты общего назначения используются для художественной, репортажной и бытовой фотосъёмки, съёмок групп людей, портретной и пейзажной съёмки, фотоохоты, съёмки спортивных соревнований и т.п.
В зависимости от требований, предъявляемых потребителем к приобретаемому данного товара, весь ассортимент фотоаппаратов можно условно разделить на три класса в соответствии с типологией потребителя и рациональным соотношением "требуемое качество/цена".
Простой класс предназначен для решения задач, стоящих перед неопытными, начинающими фотолюбителями.
Средний класс — для подготовленных фотолюбителей.
Высокий класс — для профессионалов и опытных фотолюбителей.
К начинающим фотолюбителям относятся те, кто взял фотоаппарат впервые или фотографирует редко, от случая к случаю, например в период отпуска, каникул. Начинающие любители составляют самую значительную группу покупателей — около 60% всех потребителей. Они фотографируют обычно с целью получения памятных фотографий сюжеты, сравнительно простые по технике съемки: людей в одиночку и группами, пейзажи, интересные туристские объекты и др.
3.3 Характеристика (качественный анализ) эластичности спроса на данный товар (аргументированный)
Эластичность спроса - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.
Проведем анализ основных факторов, влияющих на эластичность спроса.
а) Наличие и доступность товаров - субститутов. На рынке фотоаппаратов постоянно присутствует множество торговых марок в каждой ценовой категории, с одинаковой функциональной направленностью, т.е. для каждой марки на рынке можно найти несколько устройств, весьма схожих по своим характеристикам (практически полных аналогов). В торговых точках, реализующих бытовую технику и сложно технические товары, а также практически во всех интернет-магазинах всегда есть в наличии широкий ассортимент фотоаппаратов, предназначенных для различных сегментов потребителей по уровню дохода. Поэтому они являются доступным товаром для подавляющего большинства покупателей. Что касается товаров, позволяющих на время заменить фотоаппарат, то к таковым относятся видеокамеры, а также мобильные телефоны со встроенной фотокамерой различного разрешения. Таким образом, чем больше товаров, являющихся, с точки зрения покупателя, заменителями данного, тем эластичнее спрос. Целесообразно, рассматривать эластичность по фотоаппаратам определённой марки или с определенным набором функций. Например, спрос на цифровой фотоаппарат Canon PowerShot. Если цена на эту марку товара повысится, то большинство покупателей безболезненно перейдут на устройства, аналогичные по функциональности, но другого производителя, например, цифровой фотоаппарат Sony CyberShot, хотя кто-то, возможно, останется верен своей привычке (вот почему так важен оборот "с точки зрения покупателя" – субъективное мнение).
б) Интервал времени, имеющийся в распоряжении потребителя. В распоряжении у каждого потребителя всегда есть продолжительный интервал времени, в течение которого можно найти и приобрести фотокамеру. Случаев, когда устройство крайне необходим в текущий момент времени практически нет, и в этих случаях его можно взять во временное пользование. В обычных ситуациях фотоаппарат приобретается на длительный срок. Чем больше времени у потребителей для принятия решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители либо подкопить средств для приобретения желаемого фтоаппарата.
в) Доля затрат в бюджете потребителя на приобретение фотокамеры. Как уже отмечалось в работе, рассматриваемый товар относится к группе товаров длительного пользования. Доля затрат в бюджете потребителя относительна невелика, если разбить сумму, потраченную на приобретение фотокамеры на некоторый период (товар в рассрочку, кредит, использование сбережений на покупку и т.д.), и значительна, при оплате данного товара единовременно. Поэтому, чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения фотоаппарата, чем от покупки столь необходимого в настоящее время телефона, холодильника, куртки. Поэтому спрос на фотокамеры более эластичен.
г) Отнесение товара к предметам роскоши или первой необходимости. Различия в эластичности спроса объясняются также з н а ч и м о с т ь ю фотоаппарата для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя (каким и является фотоаппарат) обычно эластичен. Проблема заключается в том, какой смысл люди вкладывают в понятие «предметы первой необходимости». Какие именно товары они относят к этой категории, зависит от их жизненного уровня.
Можно сделать вывод, что при определении эластичности спроса на какую-либо конкретную марку и модель фотоаппарата, наличие субститутов и большой интервал времени для выбора сыграют основную роль, и поэтому спрос можно охарактеризовать как эластичный по цене.
Заслуживает внимания и перекрестная (взаимная) эластичность спроса, которая выражает степень чувствительности спроса на фотоаппарат к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%. Так, рост (падение) цены цифровых фотоаппаратов приведет к сокращению (увеличению) количества покупаемых флеш-карт, которые являются взаимодополняющим товаром по отношению к фотокамере.
3.4 Характеристика (качественный анализ) эластичности предложения рассматриваемого товара (аргументированный)
Эластичность предложения по цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.
Эластичность предложения определяется рядом факторов, наиболее весомые из которых следующие:
а) Интервал времени, имеющийся в распоряжении фирмы для реакции на изменение рыночной конъюнктуры. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цен, НТП, требованиями покупателей, тем эластичнее предложения. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В среднем, обновление марок фотоаппаратов, с учетом потребности данного времени, происходит 1 раз в 1-1,5 года. Цикл производства фотокамеры (от закупки сырья и комплектующих материалов до производства и сертификации готовой продукции) составляет в среднем 1 месяц. Таким образом, компании по производству данного товара функционируют в долгосрочном периоде, что говорит о повышенной эластичности.
б) Степень мобильности факторов производства. Для производства всех видов фотоаппаратов используется специализированное оборудование, требующее незначительной доработки при переходе, например, от одного размера фотокамеры к другому. Время доработки оборудования не превышает 1-2 месяца. Таким образом, технология производства позволяет производителю быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию ли столь же относительно быстро переориентироваться на производство какой-либо другой модели, соответствующей запросам рынка в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и снижения цены товара.
в) Способность товара к длительному хранению. Эластичность предложениям тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения. Сроки службы фотоаппарата в среднем составляют 7 лет, при этом эксплуатация осуществляется при нормальных условиях, не требующих дополнительных затрат. Стоит заметить, что в отношении данного товара важен больше моральный износ, нежели физический.
Указанные факторы свидетельствуют о том, что компании, занимающиеся производством фотоаппаратов, действуют в долгосрочном периоде, что свидетельствует о повышенной эластичности предложения.
3.5 Примеры товаров-субститутов (не менее 3, с указанием степени сопряженности)
Внутри дифференцированного рынка фотоаппаратов существуют полные субституты (т.е. потребитель в некоторых случаях практически не видит разницы между различными торговыми марками данных устройств – Kodak, Nikon, Samsung, UFO, Sony, Panasonic, Olimpus, Canon и др.), но если рассматривать фотоаппарат в общем, то к полноценным субститутам можно отнести видеокамеру, хотя ценовой диапазон данного устройства отличается от диапазона цен фотоаппаратов.
В некоторой степени субститутом фотокамеры можно назвать мобильный телефон (Например, мобильный телефон Apple iPhone 4 с 5 Мп камерой, разрешением снимка 2592 x 1944 или Мобильный телефон HTC Desire HD с разрешением экрана 480 x 800 (WVGA), с 8 Мп камерой и максимальным разрешением снимка 3264 x 2448).
Что касается сопряжённости, то ее степень во многом зависит от предпочтений потребителя и от того, какие характеристики кроме основного предназначения являются наиболее важными для него.
В случае если для потребителя большое значение имеет известность и популярность бренда и он считает, что Sony и Canon приблизительно равнозначны в этой категории, то, для него сопряжённость этих марок фотоаппаратов будет высокой. Это касается и различных технико-экономических показателей товара, таких как размер жидкокристаллического дисплея, диапазон выдержки, тип аккумулятора, цена фотокамеры и др. в разрезе марок.
По моему мнению, что касается полноценного субститута видеокамеры, то сопряженность с фотоаппаратом будет относительно высокой (для рассмотрения необходимо брать товары с максимально схожими характеристиками), а вот с мобильным телефоном сопряженность будет низкой.
3.6 Примеры комплементарных товаров (не менее 3, с указанием степени сопряженности)
Товарами-комплементами для некогда популярного пленочного фотоаппарата являются пленка и батареи питания, сопряженность с которыми является высокой, а также чехол, предназначенный для хранения и защиты устройства – сопряженность низкая.
Товарами-комплементами для цифрового фотоаппарата являются флеш-карты, предназначенные для хранения большого объема изображений, аккумуляторы, зарядные устройства – степень сопряженность высокая, а также батареи питания и сумки для хранения фото/видеотехники – степень сопряженности будет относительно низкой.
3.7 Примеры неценовых факторов (конкретных), которые способны увеличить спрос на товар (не менее 3)
Неценовые факторы спроса - факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. К таковым факторам, которые способны увеличить спрос на фотоаппараты относятся: