Бюджетная линия. Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Желание потребителя купить товар или группу товаров еще не означает, что он это купит. Потребление ограничивают 2 фактора – цены и доход потребителя. Таким образом, можно сказать, что возможности потребителя характеризует линия бюджетного ограничения или бюджетная линия.

Содержание

1. В чем заключается экономический смысл бюджетной линии. От чего зависит ее наклон на графике 3
2. Какие функции выполняет рынок ценных бумаг. В чем состоят отличия акций от облигаций 6
3. Развернутая рыночная характеристика товара – фотоаппарат 9
4. Задача 22
5. Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      В чем заключается экономический смысл бюджетной линии. От

              чего зависит ее наклон на графике                                                                                                  3

2.      Какие функции выполняет рынок ценных бумаг. В чем состоят

отличия акций от облигаций                                                                                                                6

3.      Развернутая рыночная характеристика товара – фотоаппарат                            9

4.      Задача                                                                                                                                                          22

5.      Список использованных источников                                                                                    23             

 



2

 

1. В чем заключается экономический смысл бюджетной линии. От чего зависит ее наклон на графике

 

 

Желание потребителя купить товар или группу товаров еще не означает, что он это купит. Потребление ограничивают 2 фактора – цены и доход потребителя. Таким образом, можно сказать, что возможности потребителя  характеризует линия бюджетного ограничения или бюджетная линия.

Бюджетная линия  показывает, какие комбинации двух товаров (Qy и Qx)  могут быть приобретены при данном уровне цен на эти товары  и при данной величине денежного дохода потребителя [5, с. 91]. 

Бюджетная линия – это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Бюджетная линия

 

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью потратить бюджет потребителя.

Если при фиксированных ценах на товары и неизменных предпочтениях потребителя его бюджет увеличивается (уменьшается), то бюджетная линия отодвигается от начала координат параллельно самой себе вверх (вниз). Аналогичное движение бюджетной линии произойдет при изменении цен на оба товара (Рисунок 2).

Если при фиксированном бюджете и неизменной цене товара Х цена товара У снижается (повышается), то наклон бюджетной линии уменьшается (увеличивается), т.е. бюджетная линия повернётся относительно какой-либо точки её соприкосновения с осями координат (Рисунок 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Сдвиг бюджетной линии под воздействием изменения дохода потребителя или изменения цен двух товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 -  Сдвиг бюджетной линии под воздействием падения цены товара Y (а), под воздействием роста цены товара X (б)

 

Математически бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:

Рх* Qх + Рy* Qy ≤ I

 

где, I - это доход данного потребителя,

Qх - количество приобретаемого блага Х,

Рх - цена блага Х,

Qy - количество приобретаемого блага Y,

Py – цена благаY.

 

Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Х и Y то получаем равенство:

Рх* Qх + Рy* Qy = I                                                                      (1)

 

Смысл бюджетного ограничения сводится к тому, что расходы потребителя на приобретение товаров Х и Y не могут превышать его дохода.               Уравнение бюджетной линии выводится непосредственно из равенства (1). Оно имеет следующий вид [1, с. 33]:

 

 

Экономический смысл пересечения бюджетной линии с осями координат состоит  в выражении дохода через максимальное количество определенного товара, которое  можно купить на него. [8, с. 69] 

Из уравнения бюджетной линии видно, что она имеет отрицательный наклон. Угол наклона бюджетной линии определяется отношением цен на оба блага, взятым с отрицательным знаком. То есть это отношение цен будет являться угловым коэффициентом бюджетной линии, который измеряет наклон этой линии к оси абсцисс. Точки пересечения с вертикальной и горизонтальной осями на графике характеризует ситуации, когда потребляется только одно благо из двух (то есть количество другого блага равняется нулю)

Экономический смысл наклона бюджетной линии состоит в том, что дополнительное количество товара У, которое потребитель может купить, жертвуя единицей товара Х, зависит от соотношения цен на данные товары. Поэтому тангенс угла наклона бюджетной линии равен соотношению цен товаров, т.е. Рх / Ру. 

 

 

 


2.     Какие функции выполняет рынок ценных бумаг. В чем состоит отличие акций от облигаций

 

Часто рынок ценных бумаг наделяют только одной и, как кажется, основной функцией – мобилизация свободных денежных средств и перераспределение их в наиболее эффективные или нуждающиеся в дополнительном финансировании сферы.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: обще рыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков [6, с. 195]. 

К общерыночным функциям относятся такие как:

- коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операции на данном рынке;

- ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;

- информационная функция, т.е. рынок, производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках.

- регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

- перераспределительную функцию;

- функцию страхования ценовых и финансовых рисков.

Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:

- перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

- перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

- финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рацио­нальной экономики, поскольку он стимулирует мобилиза­цию свободных денежных ресурсов в интересах производ­ства и их распределение в соответствии с потребностями рынка. Ценные бумаги абсорбируют временно свободный капитал, где бы он ни находился, и через куплю – продажу помогают его “перебросить” в необходимом направлении. В практике рыночной экономики это ведет к тому, что капитал размещается главным образом в тех производствах, которые действительно необходимы обществу. В результате возникает оптимальная структура общественного производства (причем не только по размещению капитала, но и по его размерам в отдельных отраслях производства) и создается бездефицитная экономика, то есть общественное производство в основном соответствует общественному спросу. Это важное достоинство рыночной экономики.

Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации [1, с.229]. 

Облигация является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей права ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента [4, с. 208]. 

Акции более рискованный инструмент, чем бумаги с фиксированным доходом, такие как облигации.

Существует несколько принципиальных отличий облигаций от акций.

Во-первых, Акция – долевая ценная бумага, облигация – долговая. В силу своей природы облигации сопряжены с гораздо меньшими рисками, чем акции. Это связано с тем, что по облигациям поток платежей известен заранее: четко зафиксированы время выплат и их размер. Таким образом, инвестору гарантируется фиксированный доход, а также возврат денежных средств в определенный срок.

Во-вторых, инвестор, приобретая облигации, не принимает на себя бизнес-риски компании-эмитента за исключением катастрофических, способных привести к банкротству (но такое бывает относительно редко). Стоит также отметить, что выплаты по облигациям не связаны с величиной прибыли эмитента, перспективами развития отрасли и экономики в целом.
Каждая компания вне зависимости от результатов своей деятельности обязана в полной мере осуществлять платежи по выпущенным ею облигациям. Проще говоря, вам должны выплатить все, что вы вложили, «при любой погоде». Специально «на черный день» каждый эмитент, выпускающий облигации, должен создавать резервный фонд, откуда и будут осуществлены выплаты. А вот держатели акций не всегда могут рассчитывать на получение дивидендов. Ну а если уж по каким-то конкретным акциям не будет производиться выплата дивидендов, то их цена, как правило, будет стремиться вниз, что может принести еще большие потери.

В-третьих, инвесторы могут рассчитывать на получение дополнительного дохода от роста рыночных цен на облигации. Если рыночные цены «тянутся» вверх, то инвестор имеет возможность продать бумаги и получить дополнительный доход. В случае негативного ценового тренда можно совершенно не волноваться и спокойно ждать погашения данного облигационного выпуска. Так или иначе, инвестор получит запланированный доход.

В-четвертых, облигации в отличие от акций не дают права на участие в управлении компанией. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента; купив облигацию этой компании, инвестор становится ее кредитором. В случае ликвидации компании-эмитента при делении имущества акционеры могут рассчитывать только на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигациям.

Таким образом, облигации - идеальный выбор для инвесторов, которые желают получать доход, но при этом не рисковать. Рынок облигаций - своеобразная «тихая гавань», где можно не только сберечь свои деньги от инфляции, но и получить ощутимый доход.

Для тех инвесторов, которые не желают ждать даты погашения облигаций, подойдут облигации с возможностью регулярного досрочного погашения. Их владелец заранее знает о временном «окне», в которое он сможет при желании продать облигации. Компания - эмитент также заранее объявляет цену выкупа (выставляет оферту). Инвестор может посчитать свой потенциальный доход и оценить, выгодно ли ему воспользоваться офертой или лучше оставить облигации в своем инвестиционном портфеле и, что называется, «стричь» по ним купонный доход [9].

 

 

 

 

 

 

 


3.     Развернутая рыночная характеристика товара

(фотоаппарат)

3.1 Тип товара (нормальный или худший, предмет роскоши или первой необходимости, инвестиционный или потребительский,  длительного пользования или текущего потребления); доля затрат на его приобретения в бюджете потребителя; оценка степени однородности товаров, входящих в товарную группу; возможность перехода определенного количества товара из категории  благо в антиблаго;

 

Фотоаппарат – товар нормальный (полноценный), т.е. спрос на товар будет расти с ростом дохода. Знак предельной полезности будет оставаться положительным. Так, при увеличении дохода, потребитель сможет позволить себе приобрести данный товар, а те потребители, которые уже имеют фотоаппарат, могут поменять марку, либо заменить его на более функциональный, не увеличивая и не уменьшая интенсивность его использования.

              Фотоаппарат, по моему субъективному мнению, относится к товарам роскоши, но никак не к наиболее употребляемым  и нужным в повседневной жизни предметам. Без него легко можно обойтись. Мое мнение основано на уровне жизни подавляющего большинства населения в Республике Беларусь. Доступен по цене относительно состоятельным людям. Фотоаппарат – товар, спрос на который возрастает непропорционально высоко по мере роста дохода.

              Так как фотоаппарат – устройство, непосредственно удовлетворяющее потребности в формировании и последующей фиксации изображения реального сюжета жизни, предназначенное как для личного, так и для семейного пользования, то можно с полной уверенностью сказать что это потербительский товар. Инвестиционные же товары – это товары, используемые в процессе капитального строительства и (или) реконструкции, модернизации, перевооружения производства, промышленной и иной инфраструктур во всех отраслях экономики.

Информация о работе Бюджетная линия. Рынок ценных бумаг