Бюджет и Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ бюджета и изучение фискальной политики;
2. Изучение налоговых доходов и их содержания;
3. Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
4. Определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА, ВИДЫ НАЛОГОВ…………..6
1.1 Бюджет, его сущность и функции………………..…………………………..6
1.2 Налоговая система, ее функции и виды….………………………………….9
2 АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ……………………………………………………………………….13
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМ……..............................................30
3.1 Цели и задачи бюджетной стратегии на перспективу……………………30
3.2 Направления совершенствования налоговой системы…………………..34
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованных источников……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для  развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой  страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

     Создание  условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

     Достижение  многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

     Однако  решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный  бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

     Именно  поэтому конкретные требования к  бюджетной политике ежегодно формулируются  в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

     Основные  задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на долгосрочную перспективу:

     - превращение федерального бюджета  в эффективный инструмент макроэкономического  регулирования;

     - обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

     - дальнейшее удлинение горизонта  бюджетного планирования;

     - обеспечение исполнения расходных  обязательств;

     - проведение анализа эффективности  всех расходов бюджета;

     - переход на современные принципы  осуществления государственных  капитальных вложений;

     - применение механизмов, стимулирующих  бюджетные учреждения к повышению  качества оказываемых ими услуг  и повышению эффективности бюджетных  расходов, расширение полномочий  главных распорядителей бюджетных  средств по определению форм  финансового обеспечения оказания государственных услуг;

     - повышение качества финансового  менеджмента в бюджетном секторе;

     - решение проблемы несбалансированности  Пенсионного фонда Российской  Федерации;

     - содействие опережающему социально - экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

     Бюджет 2008–2010 годов направлен на повышение  уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных  отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны (рис. 3.1). 

     

     рис. 3.1 

     Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу  должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном  учете критериев эффективности  и результативности бюджетных расходов.

3.2 Направления  совершенствования налоговой системы

    Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:                                           

    - Требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;                                                     

    - Необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

    - Назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь в хорошо отработанной, налаженной налоговой политике. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

       Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

       Изменение государственных расходов и налогов  оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

       На  практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации  экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

       В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

       Также через налоговую политику и бюджетное  финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению  в производство научно-технического прогресса.

       Ряду  стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.

       Меры  фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

       Рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.

       Необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

       Грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

       Проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 26.04.2007).- стр. 51.

2. Налоговый  кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая  от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.).

     Нормативная литература

3. Алиев  Б.Х. Налоги и налогообложение.  М.: Финансы и статистика, 2006. - 416 с. 

4. Гринкевич  Л. С. Государственные и муниципальные  финансы России.- М.: КНОРУС, 2007.- 560 с.

5. Косарева  Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2007. - 240 с.

6. Мысляева  И. Н. Государственные и муниципальные  финансы.- М.: Инфра-М, 2007. - 360 с.

7. Нешитой  А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и  К, 2007.- 512 с.

8. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2007.- 383 с.

9. Финансы:  Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой,  Е. В. Маркиной.- М.: Финансы и  статистика, 2006. – 344 с.

10. Финансы:  Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-Издат, 2006.- 464 с.

11. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2006. – 528 с.

12. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: 2006. -448 с.

13. Налоги и налогообложение: пособие / Т.Ф. Юткина – М.: Инфра-М, 2006. -128 с.

14.   Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учеб.для вузов. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. – 502 с.

15.   Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – 6-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2006. – 472 с.

16.   Макроэкономика: Учеб.пособие/Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2008. – 244с.

     Интернет-источники  (использованы 10.11.09)

17. Сайт федеральной налоговой службы: www.nalog.ru

18. О бюджете: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бюджет

19. О налогах: http://ru.wikipedia.org/wiki/Налог

20. Официальный сайт министерства финансов РФ: http://www1.minfin.ru/

21. Налоговый кодекс Российской Федерации: http://ru.wikipedia.org/wiki/Налоговый_Кодекс_Российской_Федерации 

Информация о работе Бюджет и Налоговая система