Бюджет и Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ бюджета и изучение фискальной политики;
2. Изучение налоговых доходов и их содержания;
3. Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
4. Определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА, ВИДЫ НАЛОГОВ…………..6
1.1 Бюджет, его сущность и функции………………..…………………………..6
1.2 Налоговая система, ее функции и виды….………………………………….9
2 АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ……………………………………………………………………….13
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМ……..............................................30
3.1 Цели и задачи бюджетной стратегии на перспективу……………………30
3.2 Направления совершенствования налоговой системы…………………..34
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованных источников……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ  БИЗНЕСА И ПРАВА

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ  ФИЛИАЛ

 

_______________________Кафедра  менеджмента_____________________________ 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

Дисциплина: Макроэкономика

Тема: Бюджет и налоговая система 

  
 

НАПРАВЛЕНИЕ: менеджмент 

Выполнил

студент гр. 1-682   _____________   Соколов  В.Ю. 
 

             

Преподаватель:   _____________ Жарко М.А. 

 Дата: 

Оценка: ______________                                                         

                       

                                           

г. Череповец, 2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ  БЮДЖЕТА, ВИДЫ  НАЛОГОВ…………..6

1.1 Бюджет, его сущность и функции………………..…………………………..6

1.2 Налоговая  система, ее функции и виды….………………………………….9

2 АНАЛИЗ СОСТАВА,  СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ  НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ……………………………………………………………………….13

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМ……..............................................30

3.1 Цели  и задачи бюджетной стратегии  на перспективу……………………30

3.2 Направления  совершенствования налоговой системы…………………..34

Заключение……………………………………………………………………...35

Список  использованных источников……………………………………….37 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Налоги появились с  разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

     В целях преодоления негативных последствий  воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная  необходимость в анализе структуры  и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

     Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

     Налоги  важнейшая форма аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное  условие сбалансированности государственной казны.

     Сущность  налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

     Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как  основной элемент доходов бюджета  обеспечивают финансирование всей структуры  и его расходных статей.

     Роль  налогов в формировании доходов  государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

     - налоговых поступлений в общей  сумме доходов бюджета;

     - отдельной группы налогов (прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

     - конкретного налога (налога на  прибыль организаций) в общей  сумме доходов бюджета;

     - отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

     -конкретного  налога в общей сумме налоговых  поступлений.

     Эти показатели с разной степенью детализации  характеризуют значимость налогов  в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

     К числу наиболее сложных экономических  проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить  их уменьшения, поиск факторов, оказывающих  влияние на них. Решение таких  проблем имеет принципиальное научное  и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

     Актуальность  выбранной темы состоит и в  том, что в условиях рыночных отношений  налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

     Объектом  исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.

     Целью работы является анализ состава и  структуры налоговых доходов  федерального бюджета, определение  факторов, от влияния которых зависит  объем поступивших в анализируемый  период налоговых доходов.

     В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

        1. Анализ бюджета и изучение фискальной политики;
  1. Изучение налоговых доходов и их содержания;
  2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
  3. Определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

     Методологической  основой исследования послужили диалектический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы научного познания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Сущность и функции бюджета, виды налогов

1.1 Бюджет, его сущность и функции

       У государства, выступающего в лице соответствующих  органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

       В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить  экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

       По  экономической сущности государственный  бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с  юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

       Государственный бюджет объединяет главные доходы и  расходы государства. Бюджет – это  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

       Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

       Бюджет  государства рассматривается как  его основной финансовый план. Государственный  бюджет с точки зрения экономической  категории выполняет распределительную  и контрольную функции. Благодаря  первой происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

       Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения  с государством вступают почти все  участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет  и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

       Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

       Основными функциями государственного бюджета  как финансового плана государства, утверждаемого законодательными органами власти, с экономико-законодательной точки зрения являются:

    - перераспределение  ВВП;

    - государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

    - финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществления социальной политики государства;

    - контроль  за образованием и использованием  централизованных фондов денежных  средств.

       Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

       Важное  значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев  населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования  и культуры, решение жилищной проблемы.

Информация о работе Бюджет и Налоговая система