Бюджет и Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ бюджета и изучение фискальной политики;
2. Изучение налоговых доходов и их содержания;
3. Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
4. Определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА, ВИДЫ НАЛОГОВ…………..6
1.1 Бюджет, его сущность и функции………………..…………………………..6
1.2 Налоговая система, ее функции и виды….………………………………….9
2 АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ……………………………………………………………………….13
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМ……..............................................30
3.1 Цели и задачи бюджетной стратегии на перспективу……………………30
3.2 Направления совершенствования налоговой системы…………………..34
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованных источников……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

       В процессе бюджетного планирования и  исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

       Функции государственного бюджета  осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. 

1.2 Налоговая  система, ее функции и виды

       Налоговая система - совокупность налогов, построенных  на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

       Основой налоговой системы являются налоги. Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые  государством. С помощью налоговой  системы государство реализует  свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

       Основные  функции налоговой системы государства  и, соответственно, установленных в  государстве налогов являются:

  1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
  3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

       Современная налоговая система включает различные  виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

       Прямые  налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. К числу прямых налогов относятся:

    1. Реальные налоги:

      - подомовой;

      - промысловый;

      - на ценные  бумаги;

      -поземельный;

    1. Личные налоги:

    - подоходный  налог с населения;

    - налог на  прибыль корпораций;

    - налог на  сверхприбыль;

    - налог на  доходы от добычи нефти;

    - налог на  доходы от денежных капиталов;

    - налог с  наследства и дарений;

    - поимущественный  налог. 

    Косвенные налоги (непрямые) - это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. К косвенным налогам относятся:

    1. Акцизы:

    - индивидуальные (на пиво, на сахар, на бензин);

    - универсальный  или налог с оборота (однократный, многократный);

    - налог  на добавленную стоимость;

    2. Фискальные  монопольные налоги (на соль, на табак, на спички, на спирт);

    3. Таможенные пошлины:

    - по происхождению  (экспортные, импортные, транзитные);

    - по целям  (фискальные, протекционные, сверхпротекционные, антидемпинговые, преференциальные);

    - по ставкам  (специфические, адвалорные, смешанные).

       В современных условиях в связи  с расширением социальных функций  государства широкое распространение  получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

       В зависимости от органа, который взимает  налог и распоряжается его  суммой, различают государственные  и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

       В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. 
К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

       Для  современной  налоговой  системы  характерен   рост   взносов   в   фонд социального страхования, который по темпам роста опережает  как  прямые,  так и косвенные  налоги.

       Структура налоговой системы России, в которой  относительно большую роль играют непрямые налоги, в целом отвечает общим закономерностям, которые присущи развитию налоговых систем.

       В условиях падения реальных доходов  предприятий,  увеличения количества убыточных предприятий, несовершенства налогового законодательства, низкого уровня доходов граждан, невозможно обеспечить преимущества в структуре налоговой системы прямых налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов 

     Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

     К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.

     Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

     В перечень этих налогов входят:

     1) Налог на добавленную стоимость

     2) Акцизы

     3) Налог на прибыль организации

     4) Налог на доходы физических  лиц

     5) Государственная пошлина

     6) Водный налог

     7) Сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами

     8) Единый социальный налог

     9) Налог на добычу полезных ископаемых

     10) Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами

     Налоговые доходы от федеральных налогов и  сборов, а также налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, зачисляются  в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов:

     налога  на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

     налога  на прибыль организаций (в части  доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью  в Российской Федерации через  постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

     налога  на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

     налога  на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

     акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

     акцизов на спирт этиловый из всех видов  сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

     акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

     акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

     акцизов на автомобильный бензин, прямогонный  бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;

     акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

     акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

     налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

     налога  на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

     налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

     налога  на добычу полезных ископаемых на континентальном  шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

     регулярных  платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

     регулярных  платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

     регулярных  платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за пределами  территории Российской Федерации при  выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

     сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;

     сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;

     водного налога - по нормативу 100 процентов;

     единого социального налога по ставке, установленной  Налоговым кодексом Российской Федерации  в части, зачисляемой в федеральный  бюджет, - по нормативу 100 процентов;

     государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2  Бюджетного Кодекса РФ) - по нормативу 100 процентов.

     Основное  место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

Информация о работе Бюджет и Налоговая система