Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:22, реферат
Вся история человечества, так или иначе, связана с бизнесом. Во времена административно-командной экономики в нашей стране под бизнесом обычно понимали деятельность людей в странах с развитой рыночной экономикой, где отношения между людьми окутаны фетишизмом денег, строятся исключительно на чистогане, который руководит их умом, совестью и честью. Естественно, что это отражалось на сознании советских граждан, на их негативных оценках бизнеса. Хозяйственно-правовое законодательство запрещало занятие предпринимательством и преследовало эти виды деятельности вплоть до уголовной ответственности.
Консенсус интересов означает взаимные обязательства всех участников бизнеса не нарушать суверенитета своих контрагентов. Такие обязательства, естественно, не даются бизнесменами. Они формируются в процессе развития и постоянного воспроизведения деловых отношений на началах взаимной выгоды сторон, что является обязательным условием системы бизнеса.
Потребность каждого субъекта бизнеса в постоянном воспроизведении своего социально-экономического интереса, реализуется посредством установления консенсуса социально-экономических интересов. Суверенитет и консенсус обуславливают друг друга.
Система бизнеса - плод длительной эволюции экономики. В прошлом, в эпоху, называемую свободной конкуренцией, бизнес имел своими неразлучными спутниками классовые конфликты, социально-экономические потрясения, экономические кризисы, войны. В середине XX века ситуация изменилась. В обществе появились и укрепились такие социальные механизмы, благодаря которым бизнес (а именно с этого времени он сложился как развитая система) не должен наносить ущерба обществу.
Бизнес, как системное явление, обладает собственными внутренними импульсами развития (конкуренция), способностью воспроизведения (прямые связи субъектов бизнеса), инфраструктурой (биржи, банки, инфермационые системы, страховые компании, консалтинговые и аудиторские фирмы, учебные заведения, рекламное дело и др.), системой управления (менеджмент), системой изучения контрагентов (маркетинг), системой оценки деятельности (деньги).
Бизнес - саморегулирущаяся система.
Существуют
законодательные и нормативно-
|
Бизнес и право
Отношения между субъектами бизнеса, складывающиеся в процессе взаимодействия деловых людей, выступают объектом правого регулирования, т.е. юриспруденции. Отношения между субъектами бизнеса осуществляются лишь в тех пределах, которые установлены ее правилами и нормами. Они образуют правовой "коридор" бизнеса. Правила и нормы могут иметь запретительный и разрешительный характер и являются исторически преходящими. Так, разрешенное на заре цивилизации рабство, сейчас официально отменено. Напротив, рабовладельческий мир никогда не знал норм и правил, регулирующих, к примеру, биржевую торговлю или инвестиционный бизнес.
Право регулирует отношения людей в бизнесе, возникающие в процессе их движения к достижению цели бизнеса. Поэтому объектами правого регулирования выступают собственность, способы и размеры получения дохода, способы взаимодействия между предпринимателями, между предпринимателями и потребителями, между предпринимателями и наемными работниками, между предпринимателями и органами государственного управления и др.
Наличие права позволяет выделить законный и незаконный бизнес. Законный бизнес основан на необходимости учета интересов всех многообразных субъектов экономики. Гарантиями такого учета и выступают правила и нормы права. Нарушение законов ведет к ущемлению интересов сторон и поэтому предусматривает меры ответственности вплоть до уголовной.
Единственным
критерием оправданности и
Система правовых норм и правил, регулирующих деловые отношения
Гражданское
и уголовное
законодательство |
- совокупность документов, содержащая общие правила поведения граждан, включая перечень запрещенных видов деятельности. |
Общее
хозяйственное законодательство
государства |
- нормы гражданского и уголовного права, определяющие типовые экономические обстоятельства действия субъектов. Это преломление гражданского и уголовного законодательства в сфере экономики. Основными источниками права здесь выступает Конституция, Гражданский, Уголовный кодексы, некоторые общеэкономические законодательные акты. |
Специальное
хозяйственное
законодательство |
-
документы, регулирующие различные стороны
деловых отношений:
• законодательство о собственности на средства производства и предпринимательской деятельности; • трудовое законодательство; • законодательство о конкуренции и монополистической деятельности; • налоговое законодательство; • финансовое законодательство; • законодательство об учете и ревизии хозяйственной деятельности; • законодательство о защите прав потребителей; • законодательство об организациях, занимающихся правовым обеспечением бизнеса (органы арбитража, нотариат, адвокатура, третейские суды и др.); |
Подзаконные
нормативные
документы |
• официальные письма, телеграммы, телетайп-программы; • официальные разъяснения и комментарии к законам, выпускаемые местными органами; • решения местных органов власти; • постановления Правительства России; |
Нормы международного права | - устанавливаются межправительственными соглашениями, решениями общепризнанных международных организаций. Во всех странах действует правило, что если положения национального права не соответствуют международным нормам, на практике применяются последние. Это очень важно для бизнеса. Международные нормы определяют общие правила поведения субъектов деловых отношений; им должно соответствовать национальное право. |
Бизнес в рыночной экономике
Термин "рыночная экономика" в последнее время активно используется в РФ для характеристики той модели хозяйствования, которая создана в результате проведения радикальных экономических реформ по разгосударствлению экономики, развития различ-ных форм частной собственности, создания хозяйственного механизма, адекватного развитым рыночным отношениям. Мы пользуемся термином "рыночная экономика", хотя в современных российских условиях экономика является “смешанной экономикой".
Рынок - это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже.
Рынок - это лишь один из элементов рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределение и потребление.
Первый признак развитого рынка - это превышение предложения над спросом. Современный рынок является рынком покупателя. Такой рынок при фиксированных ценах обеспечивает приоритетное положение, "диктат" покупателя. Противоположностью выступает рынок продавца, которому присуще превышение спроса на товар при фиксированной цене.
Вторым признаком рынка является его конкурентный характер. Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами. Конкурируют между собой и потребители, но соперничество между ними в стране рынка покупателя не имеет доминирующего значения.
Третий признак современного рынка - стабилизация отношений между субъектами на основе интеграции. Рынок представляет многосекторное образование.
Секторы рынка - это его части, различающиеся между собой в соответствии с особенностями предмета деловых отношений. Наряду с секторами выделяются сегменты рынка. Сегмент рынка - это часть, образованная по критерию потребительских ожиданий.
И,
наконец, понятие "рыночная
ниша". Это сегмент рынка, не достаточно
освоенный предпринимателями. Поиск и
практическое заполнение рыночных ниш
является основной задачей конкурирующих
бизнесменов, стремящихся к укреплению
своего положения на рынке.
отношений.
Тест (Бизнес в экономике современной России)
1. Оптимальный бизнес требует выполнения следующих условий:
а)
максимум прибыли по отношению к
совокупному предложению
б) равенство совокупного спроса и совокупного предложения;
в) максимум цены;
г) максимум производства товаров.
2. Результаты бизнеса - это:
а) деятельность, приносящая доход;
б)
удовлетворенный
в) факторы производства;
г) предложение товаров и услуг населению;
д) субъекты и объекты бизнеса.
3. Какие пункты из перечисленных Вы можете отнести к целям фирмы?
а) окупаемость издержек;
б) обеспечение нормальной прибыли;
в) рост занятости в экономике;
г) максимальная полезность потребителей от покупки товаров или услуг фирмы.
4. Каковы Ваши, рассчитанные на перспективу, цели и задачи:
а) быть финансово независимым;
б) обеспечить себе постоянный доход;
в) скопить большой капитал;
г) внести свой вклад в благосостояние общества;
д) производить (обеспечивать) продукцию (услугу), которая останется памятью о Вас;
е) обеспечить новый уровень жизни своим близким;
ж) создать новые рабочие места;
з)
достичь определенного
и) иметь предмет для забавы, развлечения;
к) создать бизнес для своих детей.
5. Можно ли считать потребителя субъектом бизнеса:
а) да;
б) нет.
6. Может ли существовать бизнес при отсутствии частной собственности:
а) да;
б) нет.
7. Можно
ли считать спекуляцией
а) да;
б) нет.
8. Взаимоисключают ли друг друга суверенитет субъектов бизнеса и консенсус их интересов:
а) да;
б) нет.
9. Международные нормы права определяют правила поведения хозяйственных субъектов. Им должно соответствовать ... право.
10. Наряду с эгоистическими
побудительными мотивами, отражающими
частные цели предпринимателя, объективно
существуют ... побудительные мотивы.