Бизнес в экономике современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

Вся история человечества, так или иначе, связана с бизнесом. Во времена административно-командной экономики в нашей стране под бизнесом обычно понимали деятельность людей в странах с развитой рыночной экономикой, где отношения между людьми окутаны фетишизмом денег, строятся исключительно на чистогане, который руководит их умом, совестью и честью. Естественно, что это отражалось на сознании советских граждан, на их негативных оценках бизнеса. Хозяйственно-правовое законодательство запрещало занятие предпринимательством и преследовало эти виды деятельности вплоть до уголовной ответственности.

Работа содержит 1 файл

Бизнес в экономике современной Росси.Тест.doc

— 189.00 Кб (Скачать)
  1. Бизнес  в экономике современной  России

1.1. Понятие бизнеса. Бизнес и экономика

Вся история человечества, так или  иначе, связана с бизнесом. Во времена  административно-командной экономики  в нашей стране под бизнесом обычно понимали деятельность людей в странах с развитой рыночной экономикой, где отношения между людьми окутаны фетишизмом денег, строятся исключительно на чистогане, который руководит их умом, совестью и честью. Естественно, что это отражалось на сознании советских граждан, на их негативных оценках бизнеса. Хозяйственно-правовое законодательство запрещало занятие предпринимательством и преследовало эти виды деятельности вплоть до уголовной ответственности.

      Несомненно, устоявшееся в сознании некоторых  людей представление о бизнесе, как стремлении любым способом (дозволенным или недозволенным) получить наживу (прибыль, доход), отражает существующее положение и именно доход является непосредственной целью любого бизнесмена.

      Несомненно  и то, что криминальный элемент  в поведении, действиях, взаимных отношениях бизнесменов присутствует в различной степени в различных странах.

     Доход является непосредственной целью бизнеса. Но бизнесмен понимает (и действует  в соответствии с этим пониманием), что получить доход можно лишь удовлетворяя потребности своих клиентов (покупателей), производя необходимые товары, работы, услуги.

     Самое первое и самое простое определение  бизнеса можно дать, отталкиваясь от этимологии термина. Бизнес - это дело. Исторически "дело" и было тождественно "бизнесу".

      Бизнес - это не только само дело, а деловые отношения между людьми, участниками дела. Принимая участие в деле, люди являются деловыми людьми, или бизнесменами.

     В экономике "дела" так или иначе  связаны с производством продукции (товаров, работ и услуг) и ее движением  в сферу потребления. Процесс воспроизводства характеризуется многочисленными эпизодами хозяйственной жизни в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

     Деловые отношения представляют иное выражение общественного явления, которое принято называть производственными отношениями.

     Деятельность  любого субъекта производственных отношений  на первый взгляд его личное "дело", но в действительности он участвует в общественном процессе взаимного обмена деятельностью и результатами деятельности.

     Бизнес имеет родовые черты, присущие ему как таковому, т.е. антиисторическому понятию:

  - обмен деятельностью между субъектами экономики;

  - стремление каждого субъекта при взаимном обмене своей деятельностью реализовать свои интересы независимо от того реализуются ли при этом интересы его контрагентов;

  - стремление навязать свои интересы в процессе делового общения сделки);

   способность и готовность рисковать ради проведения сделки на более выгодных условиях;

   - способность, готовность и умение:

    проводить различные приемы делового общения ради достижения наибольшей выгоды;

    предпринимать различные шаги, в разных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения;

    дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок, определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового обучения.

   В рыночной экономике родовые черты  бизнеса приобретают видовые  признаки, отражающие особенности хозяйствования на рыночной основе. В рыночной экономике  бизнес получает наиболее полное свое развитие, обусловленное эволюцией товарно-денежных отношений.

Слово "бизнес" вошло в научный  и бытовой обиход при переходе общества к капитализму, с его  развитой рыночной экономикой, но, даже в первобытном строе в рамках замкнутых экономических сообществ (родах, племенах и др.) между ними были своеобразные бартерные сделки (товар - товар) сделки с использованием различных товаров, играющих роль эквивалента. 

Родовые черты бизнеса несложно обнаружить в недрах рабовладельческого и феодального способов производства: войны ради добычи, работорговля, торговля крепостными, продуктами феодальной ренты и т.д.

Был ли изжит или нет бизнес в советской  до перестроечной экономике, в период административно-командной экономики  и почти полного ее огосударствления?

Наиболее  распространенные в тот период мнения:

    1. Бизнес существует во внешнеэкономической деятельности;

    2. Бизнесменов нет, как особой социальной группы;

    3. Люди занимаются бизнесом, поступая незаконно, и живут нечестно.

     Отсутствие  в советской экономике полноценных товарно-денежных отношений, при которых деловые контакты между субъектами экономики определялись не по личной инициативе, а по воле планирующего и распределяющего государства, естественно, придавало родовым чертам бизнеса свои особенности. Но вопреки этому бизнес был распространенным явлением в планово-распределительной экономике. 

     В современной России бизнесмен (предприниматель)*, способный функционировать в  рыночной экономике, должен занять достойное  место. В 1990 году в России был принят Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности", в 1991 году - Закон "Об общих началах предпринимательства граждан". Эти законодательные акты исходили из понимания необходимости и значимости предпринимательской деятельности.  

     В настоящее время предпринимательство в России в наиболее общем виде регламентируется Гражданским Кодексом РФ. Бизнес в нашей стране находится под охраной закона.

В русском  языке близким по значению (но не тождественным) понятию бизнес является понятие предпринимательство.

     Бизнес  и экономика достаточно близкие понятия. Экономические субъекты (субъекты экономики) выступают участниками разных сделок, становятся тем самым, субъектами деловых отношений. Между экономикой и бизнесом есть и различия.

     Экономика - это более широкое понятие, охватывающее макро- и микросферы производства, обмена деятельностью и потребления продукта, отражающие законы и закономерности развития отношений между людьми.

     Бизнес - более конкретная характеристика отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами, в том числе форм индивидуального и группового соперничества, в определенных исторических условиях и на основе определенного законодательства.

Деловые интересы, собственность, капитал, доход

     Интересы  субъектов деловых  отношений можно определить как деловые интересы. Они определяются потребностями каждого из участников сделки к достижению намеченных результатов, определенных целей.

     В общем виде цель может быть определена, как стремление каждого из субъектов бизнеса к воспроизводству и укреплению своего экономического положения, по сравнению с другими субъектами. Это выражается:

    в стремлении сохранить, упрочить, приумножить имеющуюся собственность;

    возместить затраты, получить и максимизировать доход;

    сохранить и укрепить личную конкурентоспособность каждого работника.

     Экономические притязания субъектов бизнеса лежат  в основе борьбы каждого из них  за приращение собственности, увеличение дохода, укрепление личной конкурентоспособности.

     Собственность представляет собой одно из наиболее фундаментальных понятий экономики. Это общественно-правовая форма отношений между людьми, формирующаяся в процессе присвоения ими каких-либо объектов.

     Присвоение- означает использование данных объектов в интересах тех, кто осуществляет этот процесс, применяет данные объекты ради намеченной цели.

     Присвоить можно средства производства и предметы потребления. Соответственно формируется  собственность на средства производства и предметы потребления.

     Сохраняя и увеличивая накопленную ранее собственность, участник сделок сохраняет и укрепляет свое положение по отношению к другим людям.

     Разновидностью  собственности является капитал - денежная оценка совокупности объектов собственности одного лица.

     В число таких объектов входят недвижимое имущество (здания, помещения, квартиры, дома, сооружения, земля), движимое имущество (машины, транспорт, оборудование, сырье, полуфабрикаты), денежные накопления, товарно-материальные ценности, предназначенные к реализации. 
 
 
 

      Можно выделить две функциональные формы капитала:

I. Основной капитал  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
II. Оборотный капитал
часть капитала, полностью оборачиваемая  за несколько оборотов капитала. К  нему

относятся здания, сооружения, машины и др., износ  которых происходит за несколько  производственных циклов.

  часть капитала, полностью оборачиваемая за один оборот капитала. К нему относятся сырье, материалы полуфабрикаты, запасные части и т.п., полностью изнашиваемые за один полный производственный цикл.
 

     Стремление  субъектов бизнеса к упрочению  собственности означает их движение в сторону увеличения капитала.

     Но  не менее важное значение имеет  максимизация дохода.

     Доход можно определить в самом общем виде, как выручку предпринимателя, остающуюся после возмещения затрат. Более конкретной категорией является прибыль, однако ее получает предприниматель, т.е. тот, кто организует собственное дело. Стремление к максимизации доходов такое же естественное явление, как и стремление к наращиванию собственности.

     Повышение личной конкурентоспособности включает развитие способностей человека, повышение его профессионального мастерства, овладение специальными навыками, позволяющими лучше реализовать свой потенциал, а также, что немаловажно, укрепление деловых контактов человека, сохранение и поддержание им своего положительного имиджа, совершенствование служебной карьеры.

Информация о работе Бизнес в экономике современной России