Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:22, реферат
Вся история человечества, так или иначе, связана с бизнесом. Во времена административно-командной экономики в нашей стране под бизнесом обычно понимали деятельность людей в странах с развитой рыночной экономикой, где отношения между людьми окутаны фетишизмом денег, строятся исключительно на чистогане, который руководит их умом, совестью и честью. Естественно, что это отражалось на сознании советских граждан, на их негативных оценках бизнеса. Хозяйственно-правовое законодательство запрещало занятие предпринимательством и преследовало эти виды деятельности вплоть до уголовной ответственности.
1.1. Понятие бизнеса. Бизнес и экономика
Вся
история человечества, так или
иначе, связана с бизнесом. Во времена
административно-командной
Несомненно, устоявшееся в сознании некоторых людей представление о бизнесе, как стремлении любым способом (дозволенным или недозволенным) получить наживу (прибыль, доход), отражает существующее положение и именно доход является непосредственной целью любого бизнесмена.
Несомненно и то, что криминальный элемент в поведении, действиях, взаимных отношениях бизнесменов присутствует в различной степени в различных странах.
Доход является непосредственной целью бизнеса. Но бизнесмен понимает (и действует в соответствии с этим пониманием), что получить доход можно лишь удовлетворяя потребности своих клиентов (покупателей), производя необходимые товары, работы, услуги.
Самое первое и самое простое определение бизнеса можно дать, отталкиваясь от этимологии термина. Бизнес - это дело. Исторически "дело" и было тождественно "бизнесу".
Бизнес - это не только само дело, а деловые отношения между людьми, участниками дела. Принимая участие в деле, люди являются деловыми людьми, или бизнесменами.
В
экономике "дела" так или иначе
связаны с производством
Деловые отношения представляют иное выражение общественного явления, которое принято называть производственными отношениями.
Деятельность любого субъекта производственных отношений на первый взгляд его личное "дело", но в действительности он участвует в общественном процессе взаимного обмена деятельностью и результатами деятельности.
Бизнес имеет родовые черты, присущие ему как таковому, т.е. антиисторическому понятию:
- обмен деятельностью между субъектами экономики;
- стремление каждого субъекта при взаимном обмене своей деятельностью реализовать свои интересы независимо от того реализуются ли при этом интересы его контрагентов;
- стремление навязать свои интересы в процессе делового общения сделки);
способность и готовность рисковать ради проведения сделки на более выгодных условиях;
- способность, готовность и умение:
• проводить различные приемы делового общения ради достижения наибольшей выгоды;
• предпринимать различные шаги, в разных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения;
• дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок, определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового обучения.
В рыночной экономике родовые черты бизнеса приобретают видовые признаки, отражающие особенности хозяйствования на рыночной основе. В рыночной экономике бизнес получает наиболее полное свое развитие, обусловленное эволюцией товарно-денежных отношений.
Слово
"бизнес" вошло в научный
и бытовой обиход при переходе
общества к капитализму, с его
развитой рыночной экономикой, но,
даже в первобытном
строе в рамках замкнутых экономических
сообществ (родах, племенах и др.) между
ними были своеобразные бартерные сделки
(товар - товар) сделки с использованием
различных товаров, играющих роль эквивалента.
Родовые черты бизнеса несложно обнаружить в недрах рабовладельческого и феодального способов производства: войны ради добычи, работорговля, торговля крепостными, продуктами феодальной ренты и т.д.
Был
ли изжит или нет бизнес в советской
до перестроечной экономике, в период
административно-командной
Наиболее распространенные в тот период мнения:
1. Бизнес существует во внешнеэкономической деятельности;
2. Бизнесменов нет, как особой социальной группы;
3. Люди занимаются бизнесом, поступая незаконно, и живут нечестно.
Отсутствие
в советской экономике полноценных
товарно-денежных отношений, при которых
деловые контакты между субъектами экономики
определялись не по личной инициативе,
а по воле планирующего и распределяющего
государства, естественно, придавало родовым
чертам бизнеса свои особенности. Но вопреки
этому бизнес
был распространенным
явлением в планово-распределительной
экономике.
В
современной России бизнесмен (предприниматель)*,
способный функционировать в
рыночной экономике, должен занять достойное
место. В 1990 году в России был
принят Закон "О предприятиях и предпринимательской
деятельности", в
1991 году -
Закон "Об общих началах предпринимательства
граждан". Эти законодательные акты
исходили из понимания необходимости
и значимости предпринимательской деятельности.
В настоящее время предпринимательство в России в наиболее общем виде регламентируется Гражданским Кодексом РФ. Бизнес в нашей стране находится под охраной закона.
В русском языке близким по значению (но не тождественным) понятию бизнес является понятие предпринимательство.
Бизнес и экономика достаточно близкие понятия. Экономические субъекты (субъекты экономики) выступают участниками разных сделок, становятся тем самым, субъектами деловых отношений. Между экономикой и бизнесом есть и различия.
Экономика - это более широкое понятие, охватывающее макро- и микросферы производства, обмена деятельностью и потребления продукта, отражающие законы и закономерности развития отношений между людьми.
Бизнес - более конкретная характеристика отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами, в том числе форм индивидуального и группового соперничества, в определенных исторических условиях и на основе определенного законодательства.
Деловые интересы, собственность, капитал, доход
Интересы субъектов деловых отношений можно определить как деловые интересы. Они определяются потребностями каждого из участников сделки к достижению намеченных результатов, определенных целей.
В общем виде цель может быть определена, как стремление каждого из субъектов бизнеса к воспроизводству и укреплению своего экономического положения, по сравнению с другими субъектами. Это выражается:
• в стремлении сохранить, упрочить, приумножить имеющуюся собственность;
• возместить затраты, получить и максимизировать доход;
• сохранить и укрепить личную конкурентоспособность каждого работника.
Экономические притязания субъектов бизнеса лежат в основе борьбы каждого из них за приращение собственности, увеличение дохода, укрепление личной конкурентоспособности.
Собственность представляет собой одно из наиболее фундаментальных понятий экономики. Это общественно-правовая форма отношений между людьми, формирующаяся в процессе присвоения ими каких-либо объектов.
Присвоение- означает использование данных объектов в интересах тех, кто осуществляет этот процесс, применяет данные объекты ради намеченной цели.
Присвоить можно средства производства и предметы потребления. Соответственно формируется собственность на средства производства и предметы потребления.
Сохраняя и увеличивая накопленную ранее собственность, участник сделок сохраняет и укрепляет свое положение по отношению к другим людям.
Разновидностью собственности является капитал - денежная оценка совокупности объектов собственности одного лица.
В
число таких объектов входят недвижимое
имущество (здания, помещения, квартиры,
дома, сооружения, земля), движимое имущество
(машины, транспорт, оборудование, сырье,
полуфабрикаты), денежные накопления,
товарно-материальные ценности, предназначенные
к реализации.
Можно выделить две функциональные формы капитала:
I. Основной капитал | |
II. Оборотный капитал |
часть
капитала, полностью оборачиваемая
за несколько оборотов капитала. К
нему
относятся здания, сооружения, машины и др., износ которых происходит за несколько производственных циклов. |
часть капитала, полностью оборачиваемая за один оборот капитала. К нему относятся сырье, материалы полуфабрикаты, запасные части и т.п., полностью изнашиваемые за один полный производственный цикл. |
Стремление субъектов бизнеса к упрочению собственности означает их движение в сторону увеличения капитала.
Но не менее важное значение имеет максимизация дохода.
Доход можно определить в самом общем виде, как выручку предпринимателя, остающуюся после возмещения затрат. Более конкретной категорией является прибыль, однако ее получает предприниматель, т.е. тот, кто организует собственное дело. Стремление к максимизации доходов такое же естественное явление, как и стремление к наращиванию собственности.
Повышение личной конкурентоспособности включает развитие способностей человека, повышение его профессионального мастерства, овладение специальными навыками, позволяющими лучше реализовать свой потенциал, а также, что немаловажно, укрепление деловых контактов человека, сохранение и поддержание им своего положительного имиджа, совершенствование служебной карьеры.