Бизнес в экономике современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

Вся история человечества, так или иначе, связана с бизнесом. Во времена административно-командной экономики в нашей стране под бизнесом обычно понимали деятельность людей в странах с развитой рыночной экономикой, где отношения между людьми окутаны фетишизмом денег, строятся исключительно на чистогане, который руководит их умом, совестью и честью. Естественно, что это отражалось на сознании советских граждан, на их негативных оценках бизнеса. Хозяйственно-правовое законодательство запрещало занятие предпринимательством и преследовало эти виды деятельности вплоть до уголовной ответственности.

Работа содержит 1 файл

Бизнес в экономике современной Росси.Тест.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

       1.2.1. Система бизнеса

     В общественном сознании под бизнесом часто понимается лишь инициативная деятельность предпринимателей, направленная на увеличение доходов.

     Такой подход верен, но лишь отчасти, т.к. упрощает и сужает его сущность. Выше мы

     определили, что бизнес это совокупность деловых отношений в сфере воспроизводства, т.е. производства, распределения, обмена и потребления, а не только действия, направленные на собственное обогащение за счет других. Бизнес можно определить как систему производства, направленную на удовлетворение разнообразных общественных потребностей. Дело в том, что каждая сделка отражает заинтересованность в ее успешном исполнении всеми ее участниками. Помимо непосредственных участников сделки, в ее успешном исполнении заинтересовано и государство (в лице соответствующих государственных структур), поскольку именно оно выражает общий экономический интерес - наиболее эффективное функционирование экономики в целом.

      Бизнес, (деловые отношения) представляют собой систему, охватывающую всех бизнесменов и интегрирующую их деятельность в единое целое.

 
1.2.2. Субъекты бизнеса 

    Рассмотрим  субъектов бизнеса более подробно.

    I. Собственно предприниматели:

    лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой страх и риск, под свою экономическую и юридическую ответственность;

    коллективы предпринимателей и различные предпринимательские объединения.

     Основу  предпринимательского бизнеса составляет частная собственность на средства производства.

     Из  классической индивидуальной частной собственности, основанной на личном или наемном труде, постепенно развились другие, современные формы частной (негосударственной) собственности:

    групповая;

    коллективная;

    кооперативная;

    паевая;

    акционерная.

     Предпринимательский бизнес многообразен. Выделим три его основных компонента:

    производство продукции (товаров, работ, услуг);

    коммерция (торговля);

    коммерческое посредничество.

      Иногда  бизнес сводят только к коммерции  и посредничеству, особенно в России. Это обусловлено тем, что в настоящее время "делать деньги" в этих сферах легче. Они необходимые компоненты рыночной экономики и бизнеса, но основу экономической жизни составляет производство. Поэтому важнейший компонент бизнеса - производство должно поощряться всеми доступными методами, как экономического, так и административного порядка.

      Предпринимательский бизнес - один из элементов системы бизнеса. Бизнес шире по назначению, чем предпринимательство, поскольку бизнес включает действия не только предпринимателей, но и наемных работников, потребителей, государственных структур. В рамках нашего учебно-методического пособия предметом описания будет выступать именно предпринимательство.

2. Потребители.

Они являются равноправными, а не пассивными или второстепенными участниками системы бизнеса, со своим деловым интересом.

     Деловой интерес потребителей - приобретение товаров (работ, услуг) - реализуется посредством самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами, на основе самостоятельного поиска контрагентов, по принципу максимизации прибыли. 

      общие особенности потребительского бизнеса.

    1. Потребительский бизнес отражает всеобщее участие людей в системе деловых отношений, т.к. осуществляется всеми гражданами.

    2. Потребительский бизнес отражает заинтересованность всех граждан в конечных результатах производства, т.е. эта деятельность, направленная на поиск наилучших условий достижения этих результатов.

    3. Потребительский бизнес является стимулятором предпринимательского бизнеса, заставляя производителей считаться с запросами потребителей, воспринимать потребителей как естественных партнеров по бизнесу.

    4. Участниками потребительского бизнеса выступают и сами предприниматели в качестве потребителей продукции других предприятий. Это является важным фактором, балансирующим предпринимательские аппетиты каждого из бизнесменов (деловых людей).

     Основу  потребительского бизнеса составляет частная собственность на предметы потребления и услуги*.

     Она выступает в различных формах -индивидуальной,семейной,групповой,коллективной и др.

      Частная (в различных формах) собственность  на средства производства и частная (в различных формах) собственность  на предметы потребления и услуги являются двумя взаимосвязанными компонентами деловых отношений.

III. Граждане, работающие по найму.

Деловой интерес наемных работников - получение доходов -реализуется посредством работы в предпринимательской фирме на контрактной или иной основе.

Личный  доход, получаемый в ходе выполнения должностных обязанностей и его  размеры (величина полученного вознаграждения), является выгодой в их деловых отношениях с предпринимателями.

     Реализуя  свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделки с предпринимателем, данная категория граждан (наемные  работники) делает свой бизнес.

    Какие особенности бизнеса наемного работника?

1. Предметом делового отношения между предпринимателем и наемным работником является рабочая сила последнего. Она как бы сдается в срочную аренду, где оговариваются сроки, условия "аренды" рабочей силы.

2. Работники и предприниматели делают самостоятельный выбор и идут на экономический риск, обмениваются своим достоянием, навязывают друг другу свои интересы, используют различные приемы давления друг на друга (например, коллективные договора с профсоюзами). Обе стороны осуществляют свою стратегию и тактику.

3. Наемные работники могут изменить свой социальный статус, например, купив акции фирм; по мере накопления средств, открыть собственное дело, вливаясь в армию мелких предпринимателей.

Основу  бизнеса наемных работников составляет частная собственность на рабочую силу.

Следовательно, бизнес в условиях рыночной экономики  в своей развитой форме опирается  на три компонента: 

* В отечественной литературе ее долгое время называли личной собственностью. 

              IV. Государственные органы.

   Они являются участниками деловых отношений  в том случае, когда непосредственно  выходят на рынок с деловыми предложениями, своими деловыми интересами.

    Деловой интерес государства состоит в необходимости осуществления приоритетных общегосударственных научно-технических, научно-производственных (как правило капиталоемких и наукоемких) и других программ, способных принести выгоду государству, как единомy целому и его гражданам. Деловой интерес государственных органов, как субъектов бизнеса не может не отличаться от деловых интересов других субъектов: предпринимателей и наемных работников.

    Принцип взаимной выгоды различных субъектов  бизнеса является иным - государство стимулирует предпринимателей на участие в приоритетных программах общегосударственного значения различными способами: льготные централизованные кредиты, субсидии, заказы, закупки, льготное налогообложение и.т.д.

    Основу  государственного бизнеса составляет государственная собственность на средства производства, информацию, денежные ресурсы, государственные ценные бумаги и др. 

1.2.2. Интегративные качества системы бизнеса

    Система бизнеса (система деловых отношений  в многогранной сфере общественного  воспроизводства) обладает системными (интегративными) качествами, благодаря  которым данные отношения являются целостным образованием с его элементами, взаимодействием которых системе обеспечивается новое качество - способность к самосохранению и саморазвитию.

Основные  интегративные качества системы  бизнеса:

  социально-экономический суверенишет всех субъектов консенсус интересов всех субъектов бизнеса бизнеса, независимо от их функциональной роли в системе бизнеса

     Суверенитет субъектов бизнеса является необходимым условием их участия в бизнесе. Суверенитет позволяет предпринимателям, потребителям, наемным работникам, государственным органам самостоятельно осуществлять поиск предмета, формы, условий

     сделки, принимать инициативные решения, осуществлять операции, рисковать собственным  достоянием, нести экономическую  и юридическую ответственность  за результаты своей деятельности.

      Суверенитет субъектов бизнеса означает также, что их законная деятельность находится  под защитой органов власти и  управления государства, и никто  не вправе вмешиваться и принудительно  навязывать свои условия делового общения.

     Суверенитет субъектов бизнеса нельзя отождествлять с их свободой. Свобода субъектов бизнеса представляет собой полную независимость их интересов, от интересов и решений других субъектов. Однако, свободный выбор в современной рыночной экономике возможен лишь на основе их наиболее полной осведомленности об интересах и намерениях контрагентов. Предприниматели не могут планировать выпуск своей продукции, услуг и т.д., не ориентируясь на динамику потребительских ожиданий. Наемные работники должны предлагать свою рабочую силу на общественно-нормальном профессионально-квалификационном уровне, а не ниже его.

     Суверенные  субъекты бизнеса не обладают полной независимостью от своих контрагентов. Их свобода в принятии законных решений  и действий имеет определенные рамки. Это рамки обусловлены стремлением каждого из субъектов бизнеса сохранить и воспроизвести свой собственный суверенитет.

Информация о работе Бизнес в экономике современной России