Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа
Данная работа посвящена проблеме безработицы в Российской Федерации. Эта проблема является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в посткризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.
Введение………………………………………………………………………...…2
Глава 1. Теоретические основы явления безработицы
1.1. Сущность безработицы………………………………………………..…..…4
1.2. Причины и виды безработицы…………………………………………....…5
1.3. Кривые Бевериджа…………………………………………………………....9
1.4. Закон Оукена………………………………………………………………...10
1.5 Добровольная и вынужденная безработица……………………………….11
1.6. Последствия безработицы………………………………………………….12
Глава 2. Безработица в России и способы борьбы с ней
2.1. Взаимосвязь инфляции и безработицы …………………………….……..14
2.2. Безработица в России. …………………………………………………...…17
2.3. Государственное регулирование рынка труда …………....………………19
Глава 3. Пути решения проблемы безработицы и занятости населения в Нижегородской области
3.1. Состояние рынка труда в Нижегородской области……………………....22
3.2. Механизмы обеспечения занятости населения ………………………...…24
3.3 Занятость и безработица в РФ в январе 2012 года………………………...31
Заключение
Список литературы
В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.
В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.
Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:
• уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;
• уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
• гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.
Продолжительность
периода выплаты пособия по безработице
не может превышать двенадцати календарных
месяцев в суммарном
Государственное
регулирование проблем
Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.
Глава 3. Пути решения проблемы безработицы и занятости населения в Нижегородской области
3.1. Состояние рынка труда в Нижегородской области
Постановлением
правительства России от 12 октября
2010 года установлены размеры
Отмечу, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России сейчас составляет 6 070 рублей, а по Нижегородской области-5798 рублей для трудоспособного населения.5
Согласно данным Росстата, в сентябре численность безработных в России составила до 5 миллионов человек, или 6,6 % экономически активного населения.
Миллионы людей боятся потерять работу, причины высокого уровня опасений россиян несколько. Экономические: пособие по безработице в России ниже прожиточного минимума в большинстве регионов, а службы занятости зачастую занимаются лишь регистрацией, не оказывая действенной помощи в трудоустройстве.
Психологические и ментальные: работают страхи, заложенные в 1990-е гг., когда безработица превышала 14%, а уровень жизни населения резко снизился — не только у безработных, но у безработных сильнее. Кроме того, работа как основа стабильности (и безработица как символ жизненного провала) заложены в сознании части людей еще советской пропагандой. Безработица для многих означает катастрофическое падение собственного статуса среди окружающих и в собственных глазах.
Французы меньше боятся увольнения из-за высокого уровня социальных гарантий для безработных и значительных возможностей для переобучения. Американцы известны высокой мобильностью, для испанского рынка труда характерна высокая доля срочных контрактов, которые подразумевают более частую смену работы.
На что готовы жители разных стран ради сохранения занятости? Европейцы склонны к переобучению и удаленной работе, американцы — к смене места жительства. Россияне также готовы к освоению новой специальности, но в целом они чаще соглашаются на снижение зарплаты или сокращенную рабочую неделю.
В январе-июне 2010 года в областную службу занятости населения обратились за содействием в поиске подходящей работы 74,7 тыс. человек, или 64,1% к соответствующему показателю 2009 года.6
В январе-июне 2010
года при содействии областной службы
занятости населения
Количество безработных, официально зарегистрированных в службе занятости Нижегородской области, на 1 июля 2010 года составило 27,4 тыс. человек, или в 1,2 раза меньше соответствующего показателя 2009 года (32,0 тыс. человек).
В январе-июне 2010 года в областную службу занятости было заявлено 100,4 тыс. вакансий, или 102,2% к аналогичному показателю 2009 года. С учетом вакансий на начало года служба занятости в отчетном периоде располагала 116,2 тыс. вакансий (в январе-июне 2009 года – 118,4тыс. вакансий). По состоянию на 01.07.2010 заявленная потребность в работниках составила 43,6 тыс. вакансий (на 76,2% больше, чем на 01.07.2009). В их числе 31,8% - вакансии с заработной платой ниже величины прожиточного минимума (на 01.07.2009 – 44,3%).
Коэффициент напряженности на рынке труда Нижегородской области (отношение числа незанятых граждан к количеству заявленных в службу занятости вакансий) составил 0,68 (на 1 июля 2009 – 1,45).
Уровень безработицы по области составил 1,52% (для сравнения, на 1 июля 2009 года — 1,77%).
Хотя все
коэффициенты имеют тенденцию к
снижению, следует разрабатывать
механизмы обеспечения
3.2. Механизмы
обеспечения занятости
Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо определенное разграничение функций между ними, которое в общем виде можно представить следующим образом.
Функции федерального центра: разработка государственной Концепции занятости населения; выработка на ее основе федеральной политики занятости; нормативно-законодательное обеспечение государственной политики занятости; разработка и обеспечение действия системы экономических и финансовых механизмов реализации государственной политики занятости и регулирования общероссийского рынка труда; координация деятельности в этой области различных министерств и ведомств и органов управления СФ; формирование специализированной федеральной службы занятости населения; контроль за деятельностью в сфере занятости населения различных министерств, ведомств и регионов; организация подготовки и переподготовки кадров (особенно руководящих); научно-информационное и методическое обеспечение; организация обмена опытом между различными СФ и с зарубежными странами.
Функции Совета Федерации: разработка на основе государственной Концепции и учета местных условий региональной политики занятости населения; нормативно-законодательное обеспечение ее реализации, закрепление основных положений политики занятости в Уставе СФ; разработка и реализация целевых региональных программ содействия занятости населения; разработка и обеспечение действия системы реализующих ее экономических механизмов; координация и контроль за деятельностью управляющих структур региона и муниципальных образований: региональной службы занятости населения, общественных и др. организаций по реализации целей и задач региональной политики занятости; организация подготовки и переподготовки кадров; научно-информационное и методическое обеспечение; организация обмена опытом с зарубежными странами, другими СФ и внутри региона — между муниципальными образованиями.
Функции органов местного самоуправления: разработка на основе государственной Концепции и основных положений государственной и региональной политики занятости и с учетом условий развития муниципального образования и положения на местном рынке труда муниципальной политики занятости населения; нормативно-законодательное обеспечение ее реализации; разработка и обеспечение действия системы экономических и финансовых механизмов реализации муниципальной политики занятости и регулирования муниципального рынка труда; координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, муниципальной службы занятости, общественных и других организаций.
. Взаимодействие между Советом Федерации и органами Местного Самоуправления в сфере социальной защиты регламентируется законодательными актами, принимаемыми в дополнение к федеральным и устанавливающими минимальные значения региональных социальных стандартов (которые должны быть не ниже федеральных). На их основе осуществляется расчет минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований и размера дотаций.
Финансирование социальной защиты и содержания материально-технической базы социального обслуживания осуществляется из бюджета субъекта Федерации. Эти средства могут перечисляться в муниципальные бюджеты напрямую или через специально создаваемый целевой фонд.
Взаимодействие между федеральными органами, Советом Федерации и органами Местного Самоуправления в сфере занятости, поддержания уровня жизни и социальной защиты осуществляется посредством различных механизмов, главными из которых являются:
1. Налоговый
механизм — предоставление
2. Кредитный
механизм — предоставление
3. Бюджетный
механизм — прямое
4. Механизм госзаказа
— размещение на предприятиях
муниципальных образований (в
первую очередь, кризисных)
5. Административный механизм — обеспечение занятости и социальной защиты с помощью различного рода запретительных, разрешительных, ограничительных и других мер.
6. Организационный
механизм — создание при
7. Правовой механизм
— разработка и принятие
8. Программный
механизм — включение
Заместитель Председателя Правительства РФ Александр Жуков 30 сентября провел селекторное совещание на тему мониторинга ситуации на рынке труда и реализация региональных программ дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году, включая реализацию дополнительных мероприятий в моногородах. В совещании принял участие заместитель губернатора Геннадий Суворов.
По информации заместителя губернатора, в результате осуществления антикризисных мер в 2010 году наметились положительные тенденции в экономике Нижегородской области, что в свою очередь позитивно отразилось на ситуации на областном рынке труда, сообщает пресс-служба областного правительства.
«Уровень регистрируемой безработицы снизился с 2,2%, по состоянию на 01.02.2010 года, до 1,27%, по состоянию на 27.09.2010 года, при численности зарегистрированных безработных 23,1 тысячи человек. По сравнению с началом 2010 года заметно увеличилось количество вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, с 15,8 до 39,3 тысячи единиц. В результате, по состоянию на 27.09.2010 года коэффициент напряженности на рынке труда (соотношение незанятых граждан и вакансий) существенно сократился и составил по Нижегородской области 0,7. Сохраняется тенденция уменьшения числа граждан, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателей, находящихся в простое по вине работодателей и в отпусках без сохранения заработной платы (с 43,2 тысячи человек, по состоянию на 13.01.2010 года до 21 тысячи человек, по состоянию на 27.09.2010 года)», - сообщил Геннадий Суворов.
Информация о работе Безработица, виды, причины, последствия борьбы с ней