Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть виды, а также последствия и методы сокращения безработицы.
Задачи:
- изучить содержания безработицы; - форм безработицы, ее виды;
- рассмотреть причин возникновения безработицы;
- проанализировать безработицу в России;
- определить способы регулирования занятости в условиях финансово-экономического кризиса в Российской Федерации;
- изучить методов преодоления безработицы.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1. Сущность безработицы
1.2. Виды безработицы и их специфика
1.3. Причины возникновения безработицы
2. Особенности безработицы в России
2.1. Динамика последних лет безработицы в России
2.2. Регулирование занятости в условиях финансово-экономического кризиса
2.3. Последствия безработицы и методы её сокращения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Безработица в России.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Последствием  безработицы является и усиление конкуренции на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может привести к тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них будет носить "вынужденный" характер, а такой труда, как известно, не может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ.

     Более того, в таких условиях не представляется возможным сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость  которых очевидна. Кроме того, безработица  убивает инициативу человека, порождает  у него неуверенность в завтрашнем дне, и своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.

     Экономические последствия безработицы для  отдельного человека могут выразиться и в понижении цены рабочей  силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы.

     Известны  случаи, когда работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают  более продолжительную, по сравнению  с установленной законом, рабочую  неделю, сокращают продолжительность  отпуска, не оплачивают больничные листы, в том числе в связи с  родами, отказывают в приеме на работу женщинам. Они могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований.

     В конечном итоге рост безработицы  свидетельствует об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом  курсе правительства.

     Однако вряд ли правомерно говорить о том, что все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие негативные последствия, изучен недостаточно.

     Безработица, ее рост дают весьма точный и эффективный "сигнал" работнику о том, что  его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства. Для отдельного человека безработица в этом случае может стать "трамплином" для получения новой профессии (специальности), как сегодня иногда происходит и в России, и за рубежом. Она может "побудить" человека повысить свою квалификацию, получить знания по второй, третьей профессии. Зачастую именно она "заставляет" человека получить высшее образование.

     В этом случае безработный в определенной степени моральных потерь не несет, а материальные затраты зачастую просчитаны и с его точки зрения оправданы. Соответственно они и воспринимаются им по-другому, т.е. если эффект этих затрат положителен (или они "окупятся" в будущем), то нет основания говорить о каких-либо потерях.

     Последствия безработицы могут иметь (и имеют) положительные результаты и для  предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее  или уволившее работника, оказалось  в "минусе", наоборот, чаще всего  оно выигрывает. В результате сокращения штатов предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли - экономия на зарплате, на налогах (в частности, подоходном). Кроме того, уволив работника, предприятие может найти на рынке труда более квалифицированного сотрудника.

     Позитивным  результатом существования безработицы на уровне страны (при условии, что уровень безработицы не превышает ее естественного уровня в разы) является тот факт, что безработица - одно из условий нормального, бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики. Это обусловлено, в частности, и необходимостью ввода в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения.

     В то же время действующее производство систематически предъявляет спрос  на дополнительную рабочую силу и  в связи с необходимостью пополнения естественной убыли, и в связи  с так называемой текучестью кадров. Удовлетворить его в условиях современного рыночного механизма оказывается возможным лишь за счет резервирования рабочей силы, поскольку многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации.

     Осуществить это в целом ряде случаев возможно только с отрывом от производства.

     Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые  сегодня нужны потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека.

     И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения, процессов.

     Абсолютно ясно одно: с безработицей можно  и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

     Общие меры по сокращению безработицы следующие:

     1. Трудоустройство непосредственно  на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на другие специальности и т.д.).

     2. Организация общественных работ  (благоустройство территорий, лесных  массивов и городских улиц, работа  на овощных базах, по уборке  сельскохозяйственной продукции).

     3. Поощрение частного предпринимательства  и стимулирование самозанятости  населения, развитие малого бизнеса  (товарищества, кооперативы, фермерские  хозяйства).

     4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным специальностям и профессиям.

     5. Использование гибких форм занятости  (надомный труд, неполный рабочий  день, неделя).

     6. Широкая информация населения  о возможности трудоустройства,  проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д. [6, c.16].

     Правительство РФ разработало комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства. В режиме немедленного реагирования правительство приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

     Документ  напоминает, что федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. руб. на стабилизацию ситуации на рынке  труда. Субъектами РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее  профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

     Программой  запланировано направить на опережающее  обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных  рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек. Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами РФ.

     Повышена  информированность работников и  работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области  занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах РФ организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно. При этом для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам РФ по сравнению с их предложениями.

     Количество  безработных во второй половине 2009 года растет более быстрыми темпами  и к концу года власть столкнется с неприятными цифрами. Поэтому  правительство объявило борьбу с  безработицей одним из приоритетных направлений антикризисной программы.

 

      Заключение

     Безработица – это социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей  силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров  и услуг. В реальной экономической  жизни безработица выступает  как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

     В теоретических исследованиях выделяют несколько видов безработицы:

     - фрикционная безработица;

     - структурная безработица.

     Совокупность  структурной и фрикционной безработицы  принято называть естественным уровнем безработицы или полной занятостью.

     - циклическая безработица;

     - скрытая безработица;

     - сезонная безработица.

     Особое  место в системе регулирования  рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.

     На  рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

     Основными направлениями деятельности бирж труда  являются:

     1) регистрация безработных; 

     2) регистрация вакантных мест;

     3) трудоустройство безработных и  других лиц, желающих получить работу;

     4) изучение конъюнктуры рынка труда  и предоставление информации  о ней; 

     5) тестирование лиц, желающих получить  работу;

     6) профессиональная ориентация и  профессиональная переподготовка  безработных; 

     7) выплата пособий.

     Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

 

      Список использованной литературы

  1. Арямнова В.С. Ударим оптимизмом по безработице? - rt-online.ru
  2. Андреев П.В. Рабочий вопрос / Андреев П.В. // Газета «Волжская коммуна»- №1от 03.03.2010.
  3. Аврамов А.С. Работа – не волк?// Экономика и жизнь, январь, 2008, №4. – С. 4-5
  4. Булатова А.С. Экономика: Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. – 450 с.
  5. Безработица в законе. Антикризисные программы занятости сделают постоянными // Российская газета - Столичный выпуск №5457 (81). - http://www.rg.ru/2011/04/14/rinok-truda-site.html
  6. Бункин М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник. – М.: Филинъ, 2008. – 345 с.
  7. Вечканов Г.С., Вечканова Г. Р. Экономическая теория: Учебное пособие. - СПб.: Вектор, 2008. – 500 с.
  8. Видяпин В.Л. Экономическая теория: учебник / В.Л. Видяпин – М.: Инфра-М, 2007. – 671 c.
  9. Волгина А.С. Одегов М.Н. Экономика труда: Учебник. - М.: Экзамен, 2007. – 467 с.
  10. Малева Т.М.Государственная и корпоративная политика занятости: Учебник. - М.: Московский центр Карнеги, 2008. – 345 с.
  11. Никифоров А.А. Рынок труда, занятость и безработица: Учебник. - М.: Феникс, 2007. – 389 с.
  12. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 2006. – 400 с
  13. Пузиков О. С. Экономическая теория для студентов и вузов: Учебное пособие. Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 489 с.
  14. Раминович А.С. Упало число заявок по безработице в США//Коммерсант, пятница 22 июля, 2007, № 134. – С. 8-9.
  15. Рофе А.И., Збышко Б. Г. Рынок труда, занятость населения, экономика: Учебник. - М.: МИК, 2008. – 540 с.
  16. Рощин С.Ю., Разумова Т.О.Экономика труда: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 350 с.
  17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Учебник. - М.: Дело, 2007. – 400 с.
  18. Четвернина Т., Лакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления//Вопросы экономики, 2007, №2. - С. 3-4.
  19. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ.
  20. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ.

Информация о работе Безработица в России