Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть виды, а также последствия и методы сокращения безработицы.
Задачи:
- изучить содержания безработицы; - форм безработицы, ее виды;
- рассмотреть причин возникновения безработицы;
- проанализировать безработицу в России;
- определить способы регулирования занятости в условиях финансово-экономического кризиса в Российской Федерации;
- изучить методов преодоления безработицы.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1. Сущность безработицы
1.2. Виды безработицы и их специфика
1.3. Причины возникновения безработицы
2. Особенности безработицы в России
2.1. Динамика последних лет безработицы в России
2.2. Регулирование занятости в условиях финансово-экономического кризиса
2.3. Последствия безработицы и методы её сокращения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Безработица в России.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Очень часто оценивается лишь экономический  эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных  пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.

     В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

     Подчеркнем, что появляется не просто возможность  оценить социальный ущерб или  косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного  времени, падения интенсивности  и производительности труда), но и  прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

     Подобные  исследования представляют несомненный  интерес для России, поскольку  позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь  с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе.

     Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует  о невозможности механического  переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

     В современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

     Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6—8 млн. безработных.

     Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

     Активная  политика занятости – меры, способствующие снижению безработицы до её минимального (естественного) уровня. Инструменты и средства: профессиональная подготовка, переподготовка кадров, информация о рынке труда, общественные работы и организация временной занятости подростков, поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости.

     Пассивная политика занятости – меры, направленные на сглаживание негативных последствий  безработицы, материальную поддержку  безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости.

     Государственными  органами создаются:

     1) центры профориентации и психологической  поддержки населения, 

     2) учебные, социально-деловые и  информационно-консультативные центры,

     3) молодёжные биржи труда.

     Антикризисная программа в России в условиях кризиса была направлена на две основные категории граждан: работающие граждане, находящиеся под угрозой массового  увольнения, или граждане, работающие в неполный рабочий день и безработные люди. Были актуализированы четыре меры: временные рабочие места, переподготовка на другую специальность, поддержка предпринимательских инициатив и адресная поддержка лиц, которые уезжали на работу в другую местность.

     Многие  меры, предпринятые на рынке труда в сложные 2008-2010 годы, хорошо себя зарекомендовали, и министерство готовит поправки в закон о занятости населения, чтобы сделать их постоянно действующими. Например, одной из самых удачных оказалась программа самозанятости населения. Речь идет о том, что безработным гражданам, желающим открыть свое дело, выдавались денежные средства в размере 58 800 рублей.

     За 2009-2010 годы опережающее профессиональное обучение в России прошли 354 тысячи человек, находившихся под угрозой  увольнения. План на этот год - 85,7 тысячи. В стажировке приняли участие более 120 тысяч человек, в этом году их будет 40 тысяч. Собственное дело открыли около 400 тысяч безработных, в 2011-м их будет предположительно 169 тысяч. В общественных работах приняло участие за два года почти 4 миллиона, находящихся под угрозой увольнения, в этом году их будет 67 тысяч человек. Кроме того, в этом году обучат 5,6 тысячи женщин, работающих в опасных условиях, 22,2 тысячи женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, трудоустроят 18,3 тысячи инвалидов, родителей детей-инвалидов и многодетных матерей. Повысят квалификацию четырем тысячам врачей в рамках модернизации регионального и муниципального здравоохранения.[5]

     За 2010 год количество зарегистрированных безработных в Татарстане снизилось  с 68 до 37 тысяч человек (округленно). То есть ситуация улучшается.

     Согласно  данным замминистра труда, занятости  и социальной защиты РТ Клары Тазетдиновой, на 21 декабря в республике числилось 36 917 безработных, а на 12 января - уже 37 400 татарстанцев. На полтысячи больше.

     В 19 районах Татарстана уровень безработицы  превышает среднереспубликанский (примерно 1,9 процента от экономически занятого населения). В Азнакаевском районе больше трех процентов. Рост отмечается в ряде других: Спасском, Алексеевском, Черемшанском и Дрожжановском.

     Поэтому региональные антикризисные программы  поддержки занятости в 2011 году остаются актуальными и будут дополнены. Но объем финансирования их в 2011 году сократится с 40 до 27 миллиардов рублей.

     На  эти средства в общественных и временных работах приняли участие 233 тысячи человек под риском увольнения. Предпринимательскую деятельность начали 19 284 человека. Для работы в другую местность были направлены 333 человека, и 12 400 работников предприятий, находящихся под угрозой увольнения, прошли опережающее профессиональное обучение.

     В 2011 году из федерального бюджета предлагается софинансировать переподготовку работников только тех предприятий, которые  имеют программы развития и модернизации производства в соответствии с инвестициями.

     Приоритетным  направлением будет опережающее  обучение женщин с вредных производств  и повышение квалификации находящихся  в отпуске по уходу за ребенком. А самая популярная и многочисленная программа общественных работ, в  которой в 2010 году по России в целом приняли участие полтора миллиона человек, в 2011 году будет распространяться только на жителей моногородов.

     Отдельным направлением в 2011 году станет подготовка медиков, связанная с модернизацией  здравоохранения. Если в прошлом  году по вопросу трудоустройства в службу занятости обратились 15 миллионов человек, в этом году - 12 миллионов.[1] 
 

     2.3. Последствия безработицы  и методы ее  сокращения

     Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны. Достаточно сложна и их структура. Вместе с тем в различной литературе преимущественно рассматриваются далеко не все аспекты этой весьма важной проблемы. Преимущественно исследуются экономические потери, к которым относят: суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фонды страхования. При этом потери, издержки безработицы исчисляются преимущественно на уровне национальной экономики. Необходимо отметить, что безработица - весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются практически на всех уровнях экономической и социальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только на экономику страны, но и на каждого участника экономического процесса.

     В связи с этим при решении вопроса  об экономических потерях следует  выделить уровни их оценки. К их числу, как нам представляется, необходимо отнести страну, регион, отрасль, предприятие, безработного. В правомерности такого подхода нас убеждает и то, что потери каждого уровня автономны. Результаты расчетов потерь для одного уровня не могут быть использованы для оценки убытков другого. В частности, убытки предприятия нельзя выразить через потери его работников. Уровневый подход оценки потерь от безработицы позволяет осуществить более конкретный и адресный анализ ее экономических последствий.

     В основу расчетов издержек безработицы положен так называемый закон А. Оукена [11,с.504]. Он имеет как бы две стороны: одна показывает, каким должен быть экономический рост, чтобы решить проблему безработицы, другая выражает количественную зависимость изменения уровня безработицы и производства ВВП. А. Оукеном эмпирическим путем было установлено, что при увеличении фактического уровня безработицы на один процентный пункт по сравнению с ее естественным уровнем происходит отставание производства ВВП в среднем на 3%. Даже при увеличении численности работающих и росте производительности труда для создания новых рабочих мест и удержания безработицы на прежнем уровне необходимо от 2,5 до 3% ежегодного прироста ВВП. Дополнительное же уменьшение нормы прироста на 2% увеличивает долю безработных на 1 процентный пункт или наоборот.

     В любом случае неоспорим тот факт, что превышение нормы безработицы  сверх ее естественного уровня ведет  к отставанию роста реального  объема производства. Такой метод  определения экономических потерь от безработицы представляется вполне обоснованным и принят в отечественной и мировой экономической науке.

     Принципиальным  моментом использования закона А. Оукена при оценке экономических издержек безработицы является определение  уровня естественной безработицы. Решение такой задачи позволяет, как уже отмечалось, более точно оценить реальные потери от недопроизводства валового внутреннего продукта.

     Рост  безработицы увеличивает и расходы  государства. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей из заработков работающих, но и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.

     Полнота оценки потерь от безработицы в производстве ВВП предполагает необходимость  анализа их региональной структуры.

     В каждом регионе существует соответствующая  социально-экономическая ситуация, в том числе сложившиеся фактический и естественный уровень безработицы.

     Для большинства людей потеря работы резко меняет жизнь, ставит их в очень  тяжелое положение, как в моральном, так и в материальном плане (при  отсутствии значительных сбережений снижается  уровень жизни, приходится отказываться от многих привычных и необходимых самому человеку и его семье вещей и услуг, а в самом крайнем случае - просто не хватает денег на питание).

     Безработица означает потерю постоянно и регулярно  получаемого дохода. В условиях же, когда доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования является большой бедой. А именно такое положение дел имеет место в России.

     Безработица приносит ущерб не только человеку, но и экономике, поскольку спрос на товары и услуги сокращается, а значит, сокращаются и объемы их производства.

     Однако  нельзя не учитывать и того, что  определенная часть безработных  получает пособие по безработице. Собственно, это единственный официальный источник доходов безработного, если, конечно он зарегистрирован в Государственной службе занятости. Выплата пособия может быть прекращена на срок до трех месяцев в случае: отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы, отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Став безработным, получающим пособие, человек сразу переходит в группу малоимущих, в особенности, если он не может найти работу довольно длительное время, что, как правило, и происходит.

     Оценивая  материальное положение безработных, нельзя не отметить, что у них появляются и новые статьи расходов. От человека требуются определенные затраты для восстановления своего статуса, для поиска подходящей работы. Сюда можно от нести расходы на сбор информации о вакансиях (покупка газет, работа в Интернете, отклик на объявления), на подачу информации о поиске работы; расходы на самостоятельную переподготовку, если она требуется при смене специальности или для повышения квалификации; на составление и рассылку резюме: транспортные расходы; а также на обращение в специализированные фирмы по подбору кадров и т.п.

Информация о работе Безработица в России