Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть виды, а также последствия и методы сокращения безработицы.
Задачи:
- изучить содержания безработицы; - форм безработицы, ее виды;
- рассмотреть причин возникновения безработицы;
- проанализировать безработицу в России;
- определить способы регулирования занятости в условиях финансово-экономического кризиса в Российской Федерации;
- изучить методов преодоления безработицы.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1. Сущность безработицы
1.2. Виды безработицы и их специфика
1.3. Причины возникновения безработицы
2. Особенности безработицы в России
2.1. Динамика последних лет безработицы в России
2.2. Регулирование занятости в условиях финансово-экономического кризиса
2.3. Последствия безработицы и методы её сокращения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Безработица в России.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Наиболее  угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является разгосударствление и свертывание производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

     Среди множества проблем, встающих перед  любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы и смягчение ее социальных последствий.

     Среди конкретных причин, обусловливающих  сокращение занятости трудоспособного  населения в России, можно отметить следующие:

     1.Характерной  чертой советской экономики являлась  чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал подавлению у них стимула к лучшей работе.

     2.Директора  государственных предприятий нередко,  и по сей день, склонны мириться  с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой. 2.Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий показывает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия, возможно, продадут физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу в управлении персоналом и освобождении от ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

     3.Многие  госпредприятия восприняли либерализацию  цен как возможность их бесконтрольного  повышения с тем, чтобы не  только покрыть свои чрезмерные  издержки, но и значительно увеличить  доход. На первых порах это  широко удавалось. Однако такое  положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся многократным удорожанием сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу [7, c.103].

     Рыночные  реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику, но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитие только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом.

     Наряду  с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и специфические факторы: разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу.

 

      2. Особенности безработицы  в России

     2.1. Динамика последних  лет безработицы  в России

     Динамика  общего уровня безработных в процентах  от общего уровня экономически активного  населения за период с 2008 по 3 квартал 2010 года, представлена на рисунке 2. 

     

     Рис.2. Уровень общей безработицы в процентах от экономически активного населения 

     Так, численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в декабре 2008 года увеличилась по сравнению с  декабрем 2007 года на 1,2 млн. человек, достигнув  к концу декабря 2008 года 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного населения. Такое резкое увеличение числа безработных явилось негативным последствием складывающейся под влиянием финансового кризиса экономической ситуации. В целом за 2008 год численность безработных относительно 2007 года увеличилась на 197 тыс. человек.

     Начиная с ноября 2008 года, наблюдался рост численности  официально зарегистрированных безработных; однако, к концу 2008 года численность  этой категории безработных граждан  не превысила показатель 2007 года и составила 1,522 млн. человек, или 2% экономически активного населения. При этом ожидалось, что сокращение численности занятых будет происходить, в первую очередь, в таких видах экономической деятельности, как финансовая деятельность, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства.

     Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, на конец 2008 года уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 231,6 тыс. человек, число вакансий в конце декабря 2008 г. составило 894,7 тыс. человек. Коэффициент напряженности (который определяется как численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию), по сравнению с декабрем 2007 года увеличился с 1,5 до 1,9 в декабре 2008 года.

     В 2009 году негативное влияние экономического кризиса на рынок труда продолжилось. Снижение спроса на труд привело к тому, что численность занятых в экономике в 2009 году снизилась на 1,5 млн. человек и составила 69,4 млн. человек, эти люди пополнили собой ряды безработных. Именно на 1,5 млн. человек возросла среднегодовая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, которая составила в 2009 году 6,3 млн. человек (8,4% экономически активного населения).

     При этом, численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2009 год  выросла на 685 тыс. человек и составила 2,1 млн. человек (2,8% экономически активного населения).

     Влияние мирового финансово-экономического кризиса  заставило работодателей принимать  меры по снижению издержек производства, в том числе путем перевода работников в режим неполной занятости, и сокращения численности работников (по состоянию на 30 декабря 2009 года численность таких работников составила порядка 1,6 млн. человек).

     При этом следует учитывать, что увеличение доли работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, с одной стороны, позволило сохранить кадровый потенциал компаний, с другой стороны данные работники расширили категорию потенциально безработных граждан.

     Экономический кризис затронул все виды экономической  деятельности, однако, наибольшее сокращение численности занятых произошло в сельском хозяйстве, в строительстве, в обрабатывающих производствах, в том числе в автомобилестроении и машиностроении, и в торговле.

     В 2010 году ситуация на рынке труда начала выправляться. Так, в среднем по итогам 3 квартала 2010 г. численность безработных, определяемых по методологии МОТ, составила 5,2 млн. человек или 6,8% экономически активного населения, что на 0,4 млн. человек меньше, чем в прошлом квартале. На конец сентября 2010 г. численность граждан, не имеющих работы, составила 5,0 млн. человек или 6,6% экономически активного населения, что на 732 тыс. человек меньше, чем на конец сентября прошлого года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на труд.

     Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, сокращается с конца февраля 2010 года. За семь месяцев 2010 года она стала  меньше на 30% или на 697 тыс. человек. На конец сентября 2010 г. численность официально зарегистрированных безработных составила 1,598 млн. человек (или 2,1% экономически активного населения). По сравнению с концом сентября 2009 г. численность безработных снизилась на 437 тыс. человек.

     Число вакантных рабочих мест в органах  службы занятости населения за сентябрь 2010 г. снизилось на 21 тысячу и по состоянию  на конец сентября текущего года составило 1,236 млн. вакантных рабочих мест. Однако, вследствие сокращения численности  незанятых граждан, обратившихся в службу занятости населения, продолжает снижаться коэффициент напряженности (в расчете на 100 вакансий); так, в сентябре текущего года коэффициент напряженности составил 146,0 против 211,7 в сентябре прошлого года.

     В таблице 1 представлена характеристика федеральных округов РФ по отдельным показателям напряженности на рынке труда по итогам 3 квартала 2010 года: уровень безработицы, среднее время поиска работы безработными, доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более.

     Таблица 1

     Характеристика  регионов России по отдельным показателям  напряженности на рынке труда (в %)

Федеральные округа Уровень безрабо-тицы, в % Среднее время поиска работы безработными, месяцев Доля  безработных, ищущих работу 12 месяцев  и более, в %
Центральный федеральный округ 5,6 7,2 25,3
Северо-Западный федеральный округ 7,1 6,9 24,6
Южный федеральный округ 8,7 7,3 29,5
Северо-Кавказский федеральный округ 19,5 9,0 40,8
Приволжский федеральный округ 9,1 7,2 27,3
Уральский федеральный округ 9,6 7,5 26,8
Сибирский федеральный округ 10,4 7,7 31,1
Дальневосточный федеральный округ 10,5 7,2 27,4

     Примечание: таблица составлена на основе данных [14] 

     Очевидно, что наибольшее значение показатели, характеризующие напряженность  на рынке труда, имеют в Северо-Кавказском федеральном округе. Далее по уровню напряженности идут Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.

     Рейтинг субъектов РФ, характеризующихся  наивысшими значениями уровня безработицы, представлен на рисунке 3.

 

     

     

     Рисунок 3. Субъекты РФ, характеризующиеся самым высоким уровнем безработицы (в процентах) 

     Очевидно, что худшим образом с безработицей дела обстоят в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике и других субъектах РФ, представленных на рисунке 3.

     Таким образом, была рассмотрена динамика безработицы в целом по РФ за период с 2008 по 2010 года, определены федеральные  округа, а также субъекты РФ, ситуация на рынке труда которых характеризуется  самым высоким уровнем напряженности. Перейдем к рассмотрению социальных последствий безработицы, а также мер, предпринимаемых правительством РФ в целях минимизации их негативного влияния. 
 
 
 
 
 

     2.2. Регулирование занятости  в условиях финансово-экономического  кризиса в Российской Федерации

     Социально-экономические  преобразования в России, начатые  в конце 1980-х годов и продолжающиеся в настоящее время, имеют своей  целью поиск решения важнейших  общественных проблем.

     Учитывая  сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них - проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

     Являются  ли последствия безработицы серьезной  проблемой? Несомненно, социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

     Действительно, в переходный период единственным средством  побудить большие массы людей  перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.

Информация о работе Безработица в России