Безработица в России и пути минимизации ее уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

5. Задача №2
Рассчитать сдельную заработную плату рабочего при следующих условиях:
Дневная тарифная ставка, руб. – 401
Часовая норма выработки, шт. – 8
Продолжительность смены, час – 8
Изготовлено за месяц, шт. – 1939

Содержание

Введение 3

1. Сущность и причины безработицы 4

2. Классификация безработицы 6

3. Уровень безработицы в России и пути ее минимизации 9

4. Задача №1 14

5. Задача №2 15

6. Задача №3 16

7. Задача №4 17

8. Задача №5 18

9. Тестирование 20

Заключение 21

Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Безработица.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

      Под циклической безработицей понимают безработицу, вызванную спадом, то есть фазой экономического цикла, которая  характеризуется недостаточность общих, или совокупных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

      К скрытой безработице относят существование нерациональной, неэффективной занятости, она включает частично занятых работников, особенно в сельском хозяйстве и кустарных промыслах.

      Под застойной безработицей понимается ее концентрация среди определенной категорий рабочей силы в течение длительного времени. 

     3. Уровень безработицы в России и пути ее минимизации

      В России определить реальный уровень  безработицы достаточно сложно не только из-за разногласий в ее понимании. Отсутствие нормальной информационной базы, недостаточная оперативность служб занятости, да и просто недоверие части населения этим службам порождает множество затруднений в определении безработицы. Так, чтобы получить статус безработного, человек должен зарегистрироваться в службе занятости. Излишне говорить, что далеко не все реально безработные идут в службу занятости, а многие, особенно в сельских районах, вообще не знают о существовании подобных служб. Но и это еще не все. От обращения и регистрации в службе занятости до получения статуса безработного нужно пройти проверку на соответствие некоторым условиям: человек должен искать работу в течение одной-четырех недель до обращения в службу, иметь работу в течение трех из предыдущих двенадцати месяцев, быть уволенным не по собственному желанию, не иметь других источников доходов. Эти достаточно жесткие условия дополняются еще тем, что уже признанные безработными граждане не должны отклонять предложения служб занятости о трудоустройстве, а и без того мизерное пособие по безработице сокращается по мере «стажа» безработицы. Только следующие факторы могут заставить массу безработных обратиться в службу занятости:

      - надежда найти новую работу;

      - высокий уровень пособия по безработице, обеспечивающий нормальное существование;

      - информированность населения о деятельности служб занятости;

      - соответствие всем условиям (документально подтвержденное), необходимым для получения статуса безработного.

      Все эти факторы работают в сторону  преуменьшения реальной безработицы  в стране. С другой стороны, часто  в службах занятости регистрируются люди с сомнительной незанятостью (реально, но неофициально работающие), «активные» в предоставлении всевозможных справок.

      Таким образом, регистрационный подход к  определению безработицы не дает достоверных результатов. Необходимо разрабатывать другие методы оценки безработицы, например, на основе выборочного обследования или экспертных выводов. Одновременно следует предоставлять населению полную информацию об их правах на рынке труда, пропагандировать деятельность служб занятости.

      Несмотря  на отмеченные недостатки оценки уровня безработицы, официальные показатели — это единственное, что у нас есть, с чем можно работать дальше. По крайней мере, такие показатели дают представление о степени актуальности проблемы безработицы и о ее динамике.

      Безработица в России выходит на первое место  в ряду макроэкономических проблем.

      В целом российская политика содействия занятости и защиты от безработицы  основана на богатом опыте развитых стран. Однако опыт этот недостаточно корректируется применительно к российским условиям. Основные направления политики занятости, обобщенные нами и представленные на рис. 3.1, дают не только структурную, но и историко-логическую картину эволюции политики занятости. В самом деле, активной политике занятости должны предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных (так называемая пассивная политика). Как показывает опыт развитых стран, только обеспечив социальную защиту безработных, правительство может идти дальше,—сначала к стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. При этом стимулирование роста занятости происходит по трем направлениям: работа с предпринимателями (например, налоговые льготы при создании рабочих мест), активизация поиска работы со стороны безработных (стимулирование предложения рабочей силы) и вывод части наемных работников с рынка труда (поддержка самозанятости).

      Резкий  всплеск безработицы в России не дает нам времени последовательно  идти по пути нормальной эволюции политики занятости. Поэтому разнообразные

      программы обеспечения занятости пытаются охватить сразу все направления  работы с занятостью и безработицей, слабо согласовывая намеченное с реальными финансовыми возможностями государства. Получается одновременно все и ничего. Представляется, что в современных тяжелых для России экономических условиях необходимо расставить приоритеты в политике занятости, не пытаясь слепо копировать опыт развитых стран. По нашему мнению, необходимо прежде всего обозначить общегосударственные (федеральные) и региональные сферы регулирования рынка труда, соответственно распределив финансовые средства на осуществление политики занятости.

     Рис. 3.1. Основные направления политики занятости

      Следует также пересмотреть методы осуществления политики занятости. Как известно, любое регулирование, в том числе и рынка труда, может быть административным или экономическим'. Граница между этими методами регулирования — в степени вмешательства в рыночный механизм. Административные методы предполагают прямое вмешательство в функционирование рынка труда, иногда даже с нарушением рыночного механизма. Экономические методы регулирования — окольные, рекомендательные, стимулирующие, а не приказные.

      В определенный период радикальных экономических  реформ в России в теории и на практике господствовал приоритет экономических методов государственного регулирования над административными, что являлось отражением идеи «саморегулирования» рыночной экономики. Так, в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах», утвержденной в 1995 г., явно прослеживалась тенденция превалирования экономических методов регулирования рынка труда: общее оздоровление экономики, рост негосударственного сектора, обеспечение свободы найма, содействие трудоустройству через улучшение информации на рынке труда, профориентационные услуги и т.д.2

      Сегодня уже ясно, что эта Программа  не принесла сколько-нибудь ощутимого  результата в стабилизации рынка  труда. Экономисты совершенно справедливо  критикуют «рыночный» подход к государственному регулированию социально-трудовой сферы, в частности - увлеченность мерами, стимулирующими скорейший поиск работы или приобретение новых профессий незанятым населением. Соглашаясь с данной критикой, считаем необходимым еще более заострить вопрос. Ситуация на современном российском рынке труда вынуждает обратиться прежде всего к прямым методам регулирования. Пора перестать пугаться слова «административный», — оно имеет непосредственное отношение к любому регулированию. Более того, опыт развитых стран показывает, что государственное регулирование рынка труда начиналось именно с прямых административных мер, и чем сильнее спад в экономике, тем более жесткими были эти меры.

      В последнее время наметилась тенденция  более реалистичного взгляда на проблемы регулирования рынка труда. Так, Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 годы робко, но уже признает необходимость прямых методов регулирования занятости. Во-первых, уже в самом названии присутствует словосочетание «сохранение рабочих мест», чего не было прежде. Во-вторых, в первом пункте программы признается, что «способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования» (сказано очень осторожно, но это уже шаг вперед). В-третьих, Программа была разбита на два этапа (1996—1997 гг. и 1998—2000 гг.), причем на первом этапе предусматривается в основном предотвращение сокращения занятости (изучение общей потребности в рабочих местах, развитие и сохранение перспективных рабочих мест в отраслевом и региональном разрезе, экспертиза целевых и инвестиционных программ на предмет их влияния на занятость, правовая защита рабочих мест и занятости, ограничение использования иностранной рабочей силы, введение единой тарифной сетки для организаций различных форм собственности и т.д.), а уже на втором — воспроизводство рабочих мест и формирование так называемой эффективной занятости.

      Сейчас  уже очевидно, что немногое из Программы первого этапа удалось осуществить на практике, поэтому целесообразно продолжить работу в указанном направлении, потому что без стабилизации занятости движения вперед быть не может.

      Вместе  с тем, нельзя забывать и о долгосрочных перспективах регулирования занятости (по мере накопления необходимых средств), об активной политике на рынке труда.

      К таким активным экономическим методам  регулирования занятости относятся следующие меры:

      - общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности, стабилизация и в дальнейшем достижение экономического роста;

      - создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;

      - обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости.

      Очевидно, что реализация всех этих задач —  дело будущего. В настоящее же время  основная, на наш взгляд, тактическая задача в области занятости — приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии. 
 
 

     4. Задача №1

     Распределить  бригадную заработную плату, которая  составляет 37000 рублей между членами  данной бригады с учетом отработанного времени и квалификации.

Члены бригады с разрядами Отработанное  время в днях Дневная тарифная ставка в рублях
Петров (Iр) 21 241
Плотников (IIр) 23 316
Свиридов (IVр) 21 333
Иванов (Vр) 20 336
Ступин (IIIр) 22 282
 

     Решение:

Члены бригады с

разрядами

Отработанное 

время в днях

Дневная тарифная

  ставка в рублях

Заработок по тарифу

(гр2хгр3)

Сдельный  заработок
1 2 3 4 5
Петров (Iр) 21 241 5061 5807
Плотников (IIр) 23 316 7268 8340
Свиридов (IVр) 21 333 6993 8024
Иванов (Vр) 20 336 6720 7711
Ступин (IIIр) 22 282 6204 7119
Итого     32246 37001

Информация о работе Безработица в России и пути минимизации ее уровня