Безработица в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я преследовала следующие цели:
- рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
- ознакомиться с различными видами безработицы;
- проанализировать причины и особенности безработицы в России;
- рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. Безработица: сущность и виды……………………………………...….5
Понятие и сущность безработицы……………………………………….......5
1.2. Виды безработицы…………………………………………………………...….9
ГЛАВА 2. Безработица в России…………………………………………………..13
2.1. Причины возникновения и роста безработицы в Российской Федерации....13
2.2. Особенности безработицы в России………………………………………….18
ГЛАВА 3. Государственное регулирование занятости населения……………....23
3.1. Возможные пути решения проблем безработицы в России………………....23
3.2. Роль государства в сокращении безработицы……………………………..…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА1.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

1. Трудоустройство  непосредственно на предприятии  путем создания новых рабочих  мест (расширение или создание  подразделений, переквалификация  на другие специальности и  т.д.).

2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции).

3. Поощрение  частного предпринимательства и  стимулирование самозанятости населения,  развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства).

4. Переподготовка  и профессиональная подготовка  по дефицитным специальностям  и профессиям.

5. Использование  гибких форм занятости (надомный  труд, неполный рабочий день, неделя).

6. Широкая  информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.[7].

      Пассивные методы включают создание системы социального  страхования и материальной помощи безработным. Система социального  страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

      В последние годы проблемам занятости  и сокращения масштабов безработицы  начали заниматься и негосударственные структуры. Эти структуры решают вопросы трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки граждан, информированием населения о рабочих местах и потребностях в кадрах с соответствующей профессией и квалификацией. К негосударственным структурам относятся коммерческие биржи труда, рекрутинговые фирмы, некоторые учебные центры, коммерческие агентства по подбору кадров, различные общества занятости и т. п. В Москве и Московской области получили широкую известность такие учреждения как общество «Триза», корпорация «Исида» и «Инфо-Сервис». Предпринятые негосударственными структурами шаги по решению проблем безработицы безусловно заслуживают положительной оценки. 
 
 
 
 
 
 

3.2. Роль  государства в сокращении безработицы 

     Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: 
    1. удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; 
    2. обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

     Политика  российского государства в области  занятости осуществляется по следующим направлениям:

- обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

- соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;

- обеспечение социальной защиты в области занятости;

- поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

- координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

- поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

- обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости.

      Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу.     Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет: 
1) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:

- совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников; 

- создание новых рабочих мест; 

- поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;

- поощрение миграции населения;

- диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости; 
2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:

- оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов;

- поддержка диверсификации производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов;

- поддержка традиционных видов занятости коренного населения;

- расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;

- образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу; 
3) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:

- углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников;

- содействие развитию самозанятости населения;

- активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;

- создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.

     Правительство РФ разработало комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства. В режиме немедленного реагирования правительство приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

     Субъектами  РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. Проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

     Дополнительные  бюджетные средства выделяются в  виде субсидий из федерального бюджета  на основании специальных соглашений с субъектами РФ.

Повышена  информированность работников и  работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах РФ организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий".  Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

     Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

     Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

     Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

     Функции службы занятости многообразны:

1. Анализ  и прогнозирование спроса и  предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей  о состоянии рынка труда;

2. Учет  свободных рабочих мест и граждан,  обращающихся по вопросам трудоустройства;

3. Для  эффективного осуществления этих  задач необходимо комплексное  внедрение автоматизации в процессы  управления занятостью. Она позволяет  освободить персонал от рутинной  работы по переработке информации, оставляет время для разбора  различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.

4. Консультация  обращающихся в службу занятости  трудящихся и работодателей о  возможностях получения работы  и обеспечения рабочей силой,  о требованиях, предъявляемых  к профессиям и работникам;

5. Оказание  помощи гражданам в выборе  подходящей работы, а работодателям  - в подборе необходимых работников;

6. Для  граждан, потерявших работу и  заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной  подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

7. Организация  профессиональной подготовки, переподготовки  и повышения квалификации граждан  в учебных центрах службы занятости  или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии  и определении содержания курсов  обучения и переобучения;

8. В  настоящее время уровень профессиональной  подготовки занятого населения  достаточно низок. При значительном  высвобождении с предприятий  работников потребуется организация  курсов ускоренной их подготовки  и переобучения по краткосрочной  программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

9. Оказание  услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

10. Регистрация  безработных и оказание им  в пределах своей компетенции  помощи.

11. В  законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый  человек, по отношению к которому  государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

Информация о работе Безработица в РФ