Безработица в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я преследовала следующие цели:
- рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
- ознакомиться с различными видами безработицы;
- проанализировать причины и особенности безработицы в России;
- рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. Безработица: сущность и виды……………………………………...….5
Понятие и сущность безработицы……………………………………….......5
1.2. Виды безработицы…………………………………………………………...….9
ГЛАВА 2. Безработица в России…………………………………………………..13
2.1. Причины возникновения и роста безработицы в Российской Федерации....13
2.2. Особенности безработицы в России………………………………………….18
ГЛАВА 3. Государственное регулирование занятости населения……………....23
3.1. Возможные пути решения проблем безработицы в России………………....23
3.2. Роль государства в сокращении безработицы……………………………..…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА1.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

      Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы производства сокращаются в  результате структурных изменений. Казалось бы, спад производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям.

     Однако  ожидаемые процессы не происходят. Предприятия, находящиеся в кризисных  условиях, пытаются лавировать и сохранить  свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.

     Следует иметь в виду, что квалифицированные  работники с таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество за них платит. А она говорит о себе сразу же, ибо первые шаги перехода к рынку значительно снизили уровень потребления населения. Продвижение в направлении реформ ставит и другую проблему сопоставления: во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица по сравнению с финансированием содержания безработных, их переобучения и содействия в трудоустройстве.

      Главная особенность безработицы в России - несравненно большие размеры  скрытой безработицы и неформальной занятости; последняя стала оборотной  стороной безработицы.

      В период рыночных реформ российский рынок труда также развивался в основном нестандартно. В его становлении можно выделить два этапа. Первый (1991-1998 гг.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, растянувшейся почти на целое десятилетие и обусловившей сокращение занятости, рост открытой безработицы. Второй (1999-2005 гг.) связан с энергичным посттрансформационным подъемом, сопровождавшимся положительной динамикой базовых индикаторов рынка труда[3].

     Летом 2009 года к огромному числу безработных  в России присоединились выпускники ВУЗов. Государство пыталось работать с огромными темпами, и в результате 27 июля 2009 года в России вышел закон о разрешении создания малых предприятий на базе ВУЗов, которые будут формироваться силами выпускников. Но, к сожалению, эта мера не является значительной, так как эти предприятия не в состоянии работать в полную силу ввиду отсутствия навыков, коммерческой мощи и опыта, который набирается на протяжении многих лет. Конкуренция в условиях внутреннего рынка велика (именно на внутренний рынок подобные предприятия и были ориентированы), а спрос сравнительно мал.

     Преобладающая часть занятого населения сосредоточена  в организациях, не относящихся к  субъектам малого предпринимательства. В ноябре 2009г. в них работало 35,3 млн. человек, или 50,9% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,9 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в ноябре 2009г. составило 37,2 млн. и было меньше, чем в ноябре 2008г. на 1,6 млн. человек, или на 4,2% (см. табл.1 прил.).

     Численность экономически активного населения в декабре 2009г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,4 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

     В декабре 2009г., по итогам обследования населения  по проблемам занятости, 6,2 млн. человек, или 8,2% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,1 млн. человек, в том числе 1,9 млн. человек получали пособие по безработице (см. табл.1 прил.).

      По  данным Минэкономразвития пик роста безработицы пришелся на начало 2010 года. Наблюдается ухудшение ситуации на рынке труда. Среднегодовой показатель повысился на 200 тысяч человек, то есть до 7 млн. (это 9,6% экономически активного населения). По словам сотрудников Минэкономразвития, в начале этого года ситуация значительно ухудшилась за счет того, что компании продолжают снижать издержки на труд. Это является общемировой тенденцией, когда экономическая ситуация улучшается, а безработица, несмотря на это, продолжает расти.

     Численность экономически активного населения в октябре 2010г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,6 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

     Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В сентябре 2010г. в них работало 34,8 млн. человек, или 48,9% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в сентябре 2010г. составило 36,6 млн. и было меньше, чем в сентябре 2009г. на 0,5 млн. человек, или на 1,2%.(см. табл.3 прил.)

     Численность экономически активного населения в октябре 2010г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,6 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

     В октябре 2010г., по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 5,1 млн. человек, или 6,8% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,5 млн. человек, в том числе 1,3 млн. человек получали пособие по безработице (см. табл.4 прил.).

     Официальная безработица в России выросла  впервые за восемь месяцев, сообщает РИА Новости со ссылкой на сообщение Минздрав России.

     По  данным министерства, с 3 по 10 ноября 2010 года численность безработных увеличилась  на 0,2 процента - до 1,526 миллиона человек. В ведомстве рост безработицы  связывают с сезонным фактором, который ежегодно влияет на данный показатель в осенний период. В 2009 году начало сезонного роста безработицы было зафиксировано 28 октября.

     Уровень общей безработицы, который высчитывается по методологии международной организации труда (МОТ), по прогнозу чиновников, осенью 2010 года будет расти, достигнув к январю 2011 года отметки в 6,4 миллиона человек.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. Государственное регулирование  занятости населения

3.1. Возможные пути решения проблем безработицы в России 

     Абсолютно ясно одно: с безработицей можно  и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется  правительство конкретной страны.

     Постоянное  поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.            

     При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные  конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.

     Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:

- разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;

- разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;

- помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;

- защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;

- организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;

- разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

- содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;

- разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.    

      Деятельность  МОТ ведется как на макро-, так  и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера  охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.

     Результатом работы МОТ являются конвенции и  рекомендации, которые применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном авторитете. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций трудящихся и предпринимателей.

     В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором  работ по организации труда, ведутся  работы в области охраны, гигиены  труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ  не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам.

     Регулирующее  воздействие на занятость населения оказывают в России три основных субъекта: государство, работодатели и профсоюзы. К сожалению, в стране роль профсоюзов в решении проблем занятости близка к нулю.

     Государство решает стратегические вопросы занятости  населения, определяет основные контуры социально-экономической политики занятости и сокращения безработицы. Для их реализации разрабатывает программы обеспечения занятости населения, по профессиональной подготовке и профессиональной ориентации, трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, обеспечивает гарантии для безработных граждан. Государство, не вмешиваясь во внутрипроизводственную деятельность предприятий, воздействует через налоговую систему, денежную и кредитную политику на его деятельность, аккумулирует денежные средства на решение социальных вопросов занятости.

     Работодатели, являющиеся вторым субъектом регулирования  занятости, свою функцию в этом плане  осуществляют путем сохранения создания и предложения рабочих мест на рынке труда. Но при этом создание рабочих мест и предложение его на рынок труда для работодателя в целях сокращения безработицы носит необязательный характер.

     При регулировании занятости и безработицы  работодатели как государственных, так и негосударственных предприятий  должны строить свою деятельность на основе принципа добровольности труда, который складывается из следующих моментов: свобода выбора гражданином между занятостью и незанятостью в общественном производстве; свобода выбора профессионального приложения труда; право выбора форм собственности при приложении своего труда; выбор работником более благоприятного для него режима труда; добровольный выбор географического места приложения труда. Однако все эти названные формы проявления свободы в реальности в условиях высоких показателей безработицы резко сужаются.

     Общие меры по сокращению безработицы следующие:

Информация о работе Безработица в РФ