Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 18:25, контрольная работа
Цель курсовой работы – изучить причины и виды безработицы, исследовать влияние мирового кризиса на безработицу, предложить меры по борьбе с данной проблемой. Объект исследования – рынок труда Пермского края. Предмет исследования – безработица. Задачи: рассмотреть понятие, причины и виды безработицы; выявить проблемы регулирования уровня безработицы; проанализировать уровень безработицы на современном этапе; рассмотреть состояние безработицы в г. Соликамск Пермского края и по России в целом; сравнить с другими областями; изучить безработицу среди молодых выпускников.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы исследования безработицы…………………………..5
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы………………………...5
1.2 Виды безработицы…………………………………………………………….7
1.3 Причины возникновения безработицы……………………………………..10
2.Анализ безработицы и пути ее снижения в Пермском крае………………..15
2.1 Особенности безработицы в Пермском крае………………………………15
2.2 Деятельность службы занятости Пермского края………………………16
2.3 Анализ уровня безработицы в Пермском крае в сравнении с другими областями………………………………………………………………………17
2.4 Структура молодежной безработицы в Пермском крае…………………18
Выводы и предложения…………………………………………………………44
Список использованных источников…………………………………………...45
Приложение………………………………………………………………………46
Органами
службы занятости проводились
Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновение других. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Основными функциями биржы труда являются:
1. учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве;
2.
контроль за установлением
3. обучение, переобучение и повышение квалификации безработных;
4.
изучение спроса и предложения
рабочей силы и
Также
серьезную трудность
2.6 Безработица в Российской Федерации.
Из нижеприведенной таблицы можно сделать вывод, что фактический уровень безработицы в Российской Федерации в январе 2009 года был ниже января 2010, что произошло за счет неполного выполнения тех мер по борьбе с безработицей, которое предложило государство. В наши дни для безработных людей существуют различные мероприятия по содействию в трудоустройстве: материальная поддержка безработных, трудоустройство при содействии службы занятости, переобучение, направленное на профессиональное обучение, поддержка предпринимателей и самозянятости, общественные работы и досрочные пенсии.
Таблица 2. – Структура безработицы в Российской Федерации.
| |||||||||||||||||
2009 | 2010 | Итого | |||||||||||||||
Страна/Федеральный округ | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | ||||
Российская Федерация | 1 708 | 2 012 | 2 177 | 2 269 | 2 211 | 2 142 | 2 146 | 2 108 | 2 035 | 2 014 | 2 041 | 2 147 | 2 202 | 2 202 | |||
Центральный федеральный округ | 236 | 296 | 333 | 358 | 360 | 354 | 359 | 353 | 341 | 332 | 336 | 357 | 364 | 364 | |||
Северо-Западный федеральный округ | 121 | 151 | 168 | 183 | 180 | 173 | 171 | 166 | 157 | 155 | 156 | 165 | 170 | 170 | |||
Южный федеральный округ (по 2009 год) | 572 | 611 | 619 | 616 | 603 | 600 | 597 | 588 | 580 | 579 | 582 | 590 | |||||
Приволжский федеральный округ | 261 | 333 | 379 | 402 | 390 | 377 | 380 | 377 | 367 | 368 | 378 | 404 | 423 | 423 | |||
Уральский федеральный округ | 135 | 171 | 196 | 213 | 206 | 195 | 198 | 197 | 192 | 191 | 193 | 201 | 205 | 205 | |||
Сибирский федеральный округ | 271 | 323 | 350 | 362 | 343 | 325 | 324 | 314 | 292 | 286 | 291 | 313 | 318 | 318 | |||
Дальневосточный федеральный округ | 111 | 128 | 134 | 136 | 128 | 120 | 117 | 114 | 107 | 104 | 105 | 116 | 119 | 119 |
2.7 Анализ уровня безработицы Пермского края в сравнении с другими областями.
Численность зарегистрированных безработных в январе–марте 2009 г. по России существенно выросла. К концу 1-го квартала численность людей, зарегистрировавшихся в службе занятости, увеличилась по сравнению с началом года на 44%. В службах занятости с некоторым временным запаздыванием регистрировались безработные, потерявшие место работы с ноября 2008 г. по февраль 2009 г.
Наиболее
высокий уровень
Возникла группа промышленных регионов (Хабаровский, Приморский, Алтайский и Забайкальский края, Кемеровская и Ивановская области и другие) с высоким уровнем безработицы (выше среднероссийского) и существенными рисками ее дальнейшего роста.
В начале 2009 г. численность зарегистрированных безработных достигла первоначального прогноза на конец 2009 г. Численность безработных на конец марта составила 2177 тыс. чел., а темп роста по сравнению с февралем — +8.2%. Прогноз на конец 2009 г. пересмотрен Правительством в сторону повышения, до 2800 тыс. чел. Фактический уровень безработицы в I квартале составил 9.5% (к численности экономически активного населения), численность безработных — 7107 тыс. чел. (согласно методологии МОТ).
Численность незанятых трудовой деятельностью граждан (тыс.)
Максимальный уровень безработицы в начале марта был зарегистрирован в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Вместе они формируют 53% численности безработных. В Центральном, Приволжском и Уральском округах, безработица росла быстрее, чем в других округах: 39% на начало марта 2009 против 30% на начало ноября 2008.
Численность незанятых трудовой деятельностью граждан (тыс.)
В
регионах Поволжья за январь — февраль
уровень безработицы существенно повысился.
Наиболее высокий уровень — в Удмуртской
и Чувашской Республиках, Республике Татарстан,
Республике Башкортостан, Пермском крае,
Кировской области. Для остальных регионов
характерен вполне умеренный уровень
безработицы.
2.8
Состояние безработицы
в г. Соликамск
Пермского края.
В период с 1 января до 24 марта за содействием в поиске работы в Службу занятости обратилось 1443 человека. За этот период 961 человек признан безработным, 344 - трудоустроено, в том числе 54 проучившихся по программе временной занятости. По-прежнему, число уволившихся по собственному желанию из организаций и с предприятий города (587 человек - 47%) превышает количество официально сокращенных (248 человек – 20 %). Уровень регистрируемой безработицы в Соликамске - 1,7 %, что почти вдвое ниже общекраевого показателя - 3,1 %. Большая часть соискателей - женщины (51 %) и молодежь (48 %) - от 16 до 29 лет. Чаще сложности с работой возникают у представителей неквалифицированных специальностей, именно с ними легко расстаются сегодня работодатели (69% уволенных), «держась» при этом за специалистов. Эту тенденцию подтверждает и частное кадровое агентство «Партнер». По его данным, 54 % обратившихся с декабря по февраль - представительницы слабого пола. Половина из них (55%) искали работу на должности специалистов (бухгалтер, экономист, менеджер, делопроизводитель), 46% были готовы идти на работу продавцом, уборщиком или вообще «на любую женскую». 67% соискателей-мужчин хотели получить работу по рабочим специальностям (грузчик, водитель, охранник), 33% — претендовали на должности мастера, торгового представителя, руководителя подразделения. Как отмечают специалисты агентства, и мужчины, и женщины, претендующие на рабочие специальности, менее требовательны в подборе, готовы рассматривать большой диапазон вакансий. При этом достаточно много соликамцев в течение этих трех месяцев искали не основную работу, а подработку (32% от обратившихся). В свою очередь, со стороны работодателей в данный период были больше востребованы специалисты (например, оператор, менеджер). Требования же к потенциальным кандидатам предъявлялись достаточно жесткие: высшее образование, опыт работы, возраст, как правило, от 20 до 40 лет.
1
января 2009 года вступили в силу изменения
в Закон РФ «О занятости населения РФ».
Основное заключается в том, что, если
ранее пособие получали лишь граждане,
уволенные по сокращению штата, либо по
уважительной причине, то теперь право
на него (исходя из средней заработной
платы по последнему месту работы за последние
три месяца) имеют граждане, уволенные
по любым основаниям (кроме нарушения
трудовой дисциплины), которые в течение
12 месяцев, предшествовавших началу безработицы,
имели оплачиваемую работу в течение не
менее 26 календарных недель. Три месяца
безработный получает пособие в размере
75 % от средней зарплаты, четыре месяца
– 60 % и оставшиеся пять месяцев - 45 %. Кроме
того, если уволенный работник имеет выработанный
трудовой стаж, то за каждый год переработанного
стажа время получения пособия увеличивается
еще на три недели. Постановлением правительства
утвержден минимальный – 977,50 рубля (с
учетом уральского коэффициента) и максимальный
– 5635 - размер пособия. В сегодняшней ситуации
закон обязывает работодателя предоставлять
в Центр занятости сведения о намерениях
ликвидировать предприятие, сократить
штат частично либо полностью, ввести
режим неполной рабочей смены, недели,
а также ежемесячно сообщать о наличии
вакантных рабочих мест и выполнении квоты
для приема на работу инвалидов. По предоставленным
в ЦЗН данным, предприятия
города сокращают число работников, переведенных
на неполный рабочий день. В феврале, среди
предприятий, которые вывели 100 % сотрудников
на полный рабочий день - ЗАО «Соликамскстрой»,
ООО «Кама-строй», ЗАО «Соликамскавто»;
среди сокративших число не полностью
работающих сотрудников - ОАО «Сильвинит»,
ФГУП «Соликамский завод «Урал», ОАО «Строймаркет»,
ОАО «Транспорт», ОАО «СМЗ» ООО «Уральский лес».
В феврале с городских предприятий было
сокращено - 113 человек, в марте -57, в апреле
планируется сократить - 26, в мае – 27. По
словам специалистов службы занятости,
это еще не полные данные, так как пока
информацию предоставили не все работодатели.
2.9
Статистический анализ
безработицы.
Важнейшей составной частью статистики занятости является статистическая информация о безработице, которая дает возможность определить количественные характеристики уровня, объема, тенденций этого явления, количественный и качественный состав данной категории населения.
Согласно стандартам международной организации труда (МОТ), к безработным относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые в данный период:
В состав безработных включают также граждан, которые обучаются по направлению служб занятости. К категории безработных могут быть отнесены учащиеся, студенты, инвалиды и пенсионеры, если для этих групп выполняются два последних из трех основных критериев, т.е. они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней в ближайший период времени. Численность безработных определяется на основе сплошного исследования (перепись населения), выборочного, а также по числу лиц, зарегистрированных государственными службами занятости, которые получают формальный статус безработного.
В статистической практике большое значение уделяется выборочному обследованию (в форме анкетирования) рабочей силы, которое способно охватить практически все категории населения (занятых, безработных, экономически неактивных), кроме вооруженных сил, бездомных и т.д. Следует подчеркнуть, что для квартальных обследований выборка единиц наблюдения должна быть такой, чтобы установленные единицы наблюдения не повторялись в каждом последующем квартале.
Эти
исследования дают возможность определить
прежде всего общую численность безработных,
тем более что численность официально
зарегистрированных в службах занятости
существенно отличается от общей численности
безработных, особенно в России. Это связано
с тем, что по тем или иным причинам не
все, потерявшие работу и занимающиеся
ее поиском, регистрируются в службе занятости.
Численность официально незарегистрированных
может составлять 50% и выше. Основные статистические
данные о численности безработных в 2009
году представлены в таблице 3.
Таблица 3. – Численность безработных в 2009 году (тыс. человек)