Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 18:25, контрольная работа
Цель курсовой работы – изучить причины и виды безработицы, исследовать влияние мирового кризиса на безработицу, предложить меры по борьбе с данной проблемой. Объект исследования – рынок труда Пермского края. Предмет исследования – безработица. Задачи: рассмотреть понятие, причины и виды безработицы; выявить проблемы регулирования уровня безработицы; проанализировать уровень безработицы на современном этапе; рассмотреть состояние безработицы в г. Соликамск Пермского края и по России в целом; сравнить с другими областями; изучить безработицу среди молодых выпускников.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы исследования безработицы…………………………..5
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы………………………...5
1.2 Виды безработицы…………………………………………………………….7
1.3 Причины возникновения безработицы……………………………………..10
2.Анализ безработицы и пути ее снижения в Пермском крае………………..15
2.1 Особенности безработицы в Пермском крае………………………………15
2.2 Деятельность службы занятости Пермского края………………………16
2.3 Анализ уровня безработицы в Пермском крае в сравнении с другими областями………………………………………………………………………17
2.4 Структура молодежной безработицы в Пермском крае…………………18
Выводы и предложения…………………………………………………………44
Список использованных источников…………………………………………...45
Приложение………………………………………………………………………46
Рисунок
1. - Динамика обращений в службу занятости
ищущих работу жителей Пермского края
в 2002-2009гг.
2.3
Программа по снижению
напряженности на
рынке труда.
Во
всех развитых странах малый бизнес
является основой экономики. В условиях
кризиса помощь малому бизнесу - предмет
особого внимания государства, так
как именно этот сектор экономики
может снизить уровень безработицы,
помочь трудоустроиться многим людям,
потерявшим работу во время сложной экономической
ситуации. В России до последнего времени
государство серьёзную помощь малому
бизнесу не оказывало, но, не смотря на
все трудности и препятствия, малый и средний
бизнес в нашей стране стал развиваться
достаточно успешно. Например, доля малого
бизнеса в инвестициях в основные средства
составляет 25%. А этот показатель является
весьма значимой составляющей ВВП страны.
В условиях кризиса инвестиции малого
бизнеса резко упали. В I кв. 2009 года капиталовложения
малого предпринимательства по отношению
к прошлому году снизились в номинальном
выражении почти на 30%, в реальном выражении
– на 35%. Правительством России был разработан
комплекс мер, чтобы в трудных условиях
оказать помощь малому бизнесу. Финансовая
поддержка выражается в субсидировании
и оказании помощи в получении кредитов.
Программой антикризисных мер выделены
средства на субсидии малому бизнесу в
следующих размерах: начинающим бизнесменам
– до 300 тыс. руб., юридическим лицам и ЧП,
работающим в приоритетных сферах экономики
– до 5 млн. руб., по определённым инновационным
проектам – до 2,5 млн. руб., по успешным
молодежным проектам – до 1 млн. руб. Кроме
того, существует Программа микрофинансирования,
которая позволяет получить кредит без
залога и поручительства на сумму до 350
тыс. руб. Правительство выделяет приоритетные
направления поддержки малого бизнеса:
производство, инновационная сфера, социальная
сфера, ЖКХ, оказание бытовых услуг, ремесленные
мастерские и молодёжное предпринимательство.
Для этих сфер малого бизнеса разрабатываются
специальные льготные программы кредитования.
Например, возможна компенсация ставки
рефинансирования: 75% при выдаче кредита
на срок от 3 лет, 50% - от 2 до 3 лет, 30% - от
года до 2 лет. В настоящее время во многих
регионах и крупных городах действуют
региональные и городские фонды поддержки
малого бизнеса. Основными задачами таких
фондов являются: содействие в получении
государственных субсидий (подготовка
заключений, проведение экспертиз и т.п.),
содействие по вопросам кредитования,
помощь в разработке бизнес-плана для
малого бизнеса. В 2009 году более 1600 безработных
в Пермском крае стали предпринимателями.
Это стало возможным благодаря краевой
программе по снижению напряженности
на рынке труда. Суть программы заключается
в предоставлении бюджетных субсидий
на открытие своего дела ("РГ-неделя"
подробно рассказывала об этом 22 октября
в материале "Капиталовложение").
По итогам прошлого года субсидии в размере
58,8 тысячи рублей получили 1683 жителя Пермского
края, обеспечив рабочими местами не только
себя, но и других безработных. Больше
всего начинающих предпринимателей в
Перми - 232 человека. В Кунгуре субсидии
получил 91 человек, в Бардымском районе
- 82 человека, в Чайковском - 79 человек.
По данным краевой администрации, наиболее
распространенными видами новых бизнесов
становятся ателье, автосервисы, комиссионные
магазины, частные детские сады и парикмахерские.
В сельской местности начинающие предприниматели
занимаются овощеводством, пчеловодством,
кролиководством. В 2010 году краевая администрация
планирует выдать субсидии на открытие
своего дела почти двум тысячам жителей
региона. Начинающие предприниматели
создадут 1050 рабочих мест.
Таблица 1. – Количество выданных субсидий безработным на 01.01.2010 г.
человек
Количество выданных субсидий | Сумма выданных субсидий (руб) | |
Всего | 1683 | 98960400 |
Городские округа | ||
Пермь | 232 | 13641600 |
Березники | 74 | 4351200 |
Кунгур | 91 | 5350800 |
Соликамск | 70 | 4116000 |
Муниципальные районы |
||
Александровский | 36 | 2116800 |
Бардымский | 82 | 4821600 |
Березовский | 31 | 1822800 |
Б.-Сосновский | 34 | 1999200 |
Верещагинский | 65 | 3822000 |
Горнозаводской | 34 | 1999200 |
Гремячинский | 22 | 1293600 |
Губахинский | 57 | 3351600 |
Добрянский | 33 | 1940400 |
Еловский | 14 | 823200 |
Ильинский | 37 | 2175600 |
Карагайский | 34 | 1999200 |
Кизеловский | 23 | 1352400 |
Кишертский | 28 | 1646400 |
Красновишерский | 12 | 705600 |
Краснокамский | 31 | 1822800 |
Куединский | 37 | 2175600 |
Кунгурский | 60 | 3528000 |
Лысьвенский | 57 | 3351600 |
Нытвенский | 54 | 3175200 |
Октябрьский | 21 | 1234800 |
Ординский | 26 | 1528800 |
Осинский | 30 | 1764000 |
Оханский | 0 | 0 |
Очерский | 28 | 1646400 |
Пермский | 41 | 2410800 |
Сивинский | 0 | 0 |
Соликамский | 50 | 2940000 |
Суксунский | 27 | 1587600 |
Уинский | 17 | 999600 |
Усольский | 25 | 1470000 |
Чайковский | 79 | 4645200 |
Частинский | 0 | 0 |
Чердынский | 13 | 764400 |
Чернушинский | 35 | 2058000 |
Чусовской | 53 | 3116400 |
2.4
Итоги деятельности
службы занятости
Пермского края
в 1 квартале 2010
года
Основной целью краевой службы занятости населения в отчетный период являлось сдерживание роста безработицы путем реализации государственных полномочий в области содействия занятости населения и дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда края. В течение 1 квартала в органы службы занятости Пермского края обратились за предоставлением государственных услуг 76 тыс. человек, из них за содействием в поиске подходящей работы 40,4 тыс. человек (ниже на 15,0% по сравнению с прошлым годом).
Статус безработного получили 28,2 тыс.человек, что ниже аналогичного периода прошлого года на 11%. Численность жителей края, нашедших работу при посредничестве службы занятости, составила 13,4 тыс. человек (рост на 17,7% по сравнению с прошлым годам). 7,4 тыс. из них были трудоустроены на постоянную работу. В общественных работах приняли участие 3,7 тыс. человек, рост в 3,4 раза по сравнению с 2009 г. 816 подростков в возрасте от 14 до 18 лет приняли участие в программе временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, рост на 15,6% к 2009 г. На временную работу были трудоустроены 365 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (рост на 15%). В программе временного трудоустройства выпускников учреждений НПО и СПО 18-20-летнего возраста, ищущих работу впервые, приняли участие 54 человека.
Общее количество вакансий, заявленных работодателями в краевую службу занятости в отчетном периоде, составило 33,3 тыс.ед., рост на 22,1% по сравнению с прошлогодним показателем.
Услуги по профобучению получили 2,2 тыс. безработных граждан. Краевые органы службы занятости продолжают работу по поддержке предпринимательской деятельности и самозанятости населения, с этой целью было направлено на обучение 479 чел. (в прошлом году - 341 чел.). Профориентационные услуги получили 19,1 тыс. безработных граждан - незанятое население, учащиеся и работодатели. Психологическую поддержке получили 502 безработных гражданина.
Электронную услугу по содействию в поиске подходящей работы получили 84 чел.
Расходы на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости из средств субвенции федерального бюджета в I кв. 2010 г. составили 475,9 млн. руб., в том числе расходы на социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными – 409,4 млн. руб.
Итоги реализации Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году (в 1 квартале по мероприятиям):
2.5
Государственные меры
по сокращению безработицы
в Пермском крае
Правительство
не оставляет попыток регулировать
процесс безработицы в Пермском
крае. Для этого разрабатываются,
реализуются целевые
Организационное
воздействие механизма
В настоящее время во всех субъектах Федерации действуют программы содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).
Важным направлением государственной политики в области защиты от безработицы является социальная поддержка безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также выплата пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно).
Для
расширения возможностей трудоустройства
граждан, ищущих работу, и оказания
государственных услуг
Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.
Создание новых рабочих мест – важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости.