Безработица в Пермском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить причины и виды безработицы, исследовать влияние мирового кризиса на безработицу, предложить меры по борьбе с данной проблемой. Объект исследования – рынок труда Пермского края. Предмет исследования – безработица. Задачи: рассмотреть понятие, причины и виды безработицы; выявить проблемы регулирования уровня безработицы; проанализировать уровень безработицы на современном этапе; рассмотреть состояние безработицы в г. Соликамск Пермского края и по России в целом; сравнить с другими областями; изучить безработицу среди молодых выпускников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы исследования безработицы…………………………..5
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы………………………...5
1.2 Виды безработицы…………………………………………………………….7
1.3 Причины возникновения безработицы……………………………………..10
2.Анализ безработицы и пути ее снижения в Пермском крае………………..15
2.1 Особенности безработицы в Пермском крае………………………………15
2.2 Деятельность службы занятости Пермского края………………………16
2.3 Анализ уровня безработицы в Пермском крае в сравнении с другими областями………………………………………………………………………17
2.4 Структура молодежной безработицы в Пермском крае…………………18
Выводы и предложения…………………………………………………………44
Список использованных источников…………………………………………...45
Приложение………………………………………………………………………46

Работа содержит 1 файл

Безработица курсовая.doc

— 680.50 Кб (Скачать)

     Рисунок 1. - Динамика обращений в службу занятости ищущих работу жителей Пермского края в 2002-2009гг. 
 
 

     2.3 Программа по снижению  напряженности на  рынке труда. 

     Во  всех развитых странах малый бизнес является основой экономики. В условиях кризиса помощь малому бизнесу - предмет  особого внимания государства, так  как именно этот сектор экономики  может снизить уровень безработицы, помочь трудоустроиться многим людям, потерявшим работу во время сложной экономической ситуации. В России до последнего времени государство серьёзную помощь малому бизнесу не оказывало, но, не смотря на все трудности и препятствия, малый и средний бизнес в нашей стране стал развиваться достаточно успешно. Например, доля малого бизнеса в инвестициях в основные средства составляет 25%. А этот показатель является весьма значимой составляющей ВВП страны. В условиях кризиса инвестиции малого бизнеса резко упали. В I кв. 2009 года капиталовложения малого предпринимательства по отношению к прошлому году снизились в номинальном выражении почти на 30%, в реальном выражении – на 35%. Правительством России был разработан комплекс мер, чтобы в трудных условиях оказать помощь малому бизнесу. Финансовая поддержка выражается в субсидировании и оказании помощи в получении кредитов. Программой антикризисных мер выделены средства на субсидии малому бизнесу в следующих размерах: начинающим бизнесменам – до 300 тыс. руб., юридическим лицам и ЧП, работающим в приоритетных сферах экономики – до 5 млн. руб., по определённым инновационным проектам – до 2,5 млн. руб., по успешным молодежным проектам – до 1 млн. руб. Кроме того, существует Программа микрофинансирования, которая позволяет получить кредит без залога и поручительства на сумму до 350 тыс. руб. Правительство выделяет приоритетные направления поддержки малого бизнеса: производство, инновационная сфера, социальная сфера, ЖКХ, оказание бытовых услуг, ремесленные мастерские и молодёжное предпринимательство. Для этих сфер малого бизнеса разрабатываются специальные льготные программы кредитования. Например, возможна компенсация ставки рефинансирования: 75% при выдаче кредита на срок от 3 лет, 50% - от 2 до 3 лет, 30% - от года до 2 лет. В настоящее время во многих регионах и крупных городах действуют региональные и городские фонды поддержки малого бизнеса. Основными задачами таких фондов являются: содействие в получении государственных субсидий (подготовка заключений, проведение экспертиз и т.п.), содействие по вопросам кредитования, помощь в разработке бизнес-плана для малого бизнеса. В 2009 году более 1600 безработных в Пермском крае стали предпринимателями. Это стало возможным благодаря краевой программе по снижению напряженности на рынке труда. Суть программы заключается в предоставлении бюджетных субсидий на открытие своего дела ("РГ-неделя" подробно рассказывала об этом 22 октября в материале "Капиталовложение"). По итогам прошлого года субсидии в размере 58,8 тысячи рублей получили 1683 жителя Пермского края, обеспечив рабочими местами не только себя, но и других безработных. Больше всего начинающих предпринимателей в Перми - 232 человека. В Кунгуре субсидии получил 91 человек, в Бардымском районе - 82 человека, в Чайковском - 79 человек. По данным краевой администрации, наиболее распространенными видами новых бизнесов становятся ателье, автосервисы, комиссионные магазины, частные детские сады и парикмахерские. В сельской местности начинающие предприниматели занимаются овощеводством, пчеловодством, кролиководством. В 2010 году краевая администрация планирует выдать субсидии на открытие своего дела почти двум тысячам жителей региона. Начинающие предприниматели создадут 1050 рабочих мест. 
 
 
 
 

Таблица 1. – Количество выданных субсидий безработным на 01.01.2010 г.

человек

  Количество  выданных субсидий Сумма выданных субсидий (руб)
Всего 1683 98960400
Городские округа    
Пермь 232 13641600
Березники 74 4351200
Кунгур 91 5350800
Соликамск 70 4116000
Муниципальные 
районы
   
Александровский 36 2116800
Бардымский 82 4821600
Березовский 31 1822800
Б.-Сосновский 34 1999200
Верещагинский 65 3822000
Горнозаводской 34 1999200
Гремячинский 22 1293600
Губахинский 57 3351600
Добрянский 33 1940400
Еловский 14 823200
Ильинский 37 2175600
Карагайский 34 1999200
Кизеловский 23 1352400
Кишертский 28 1646400
Красновишерский 12 705600
Краснокамский 31 1822800
Куединский 37 2175600
Кунгурский 60 3528000
Лысьвенский 57 3351600
Нытвенский 54 3175200
Октябрьский 21 1234800
Ординский 26 1528800
Осинский 30 1764000
Оханский 0 0
Очерский 28 1646400
Пермский 41 2410800
Сивинский 0 0
Соликамский 50 2940000
Суксунский 27 1587600
Уинский 17 999600
Усольский 25 1470000
Чайковский 79 4645200
Частинский 0 0
Чердынский 13 764400
Чернушинский 35 2058000
Чусовской 53 3116400
 

 

2.4 Итоги деятельности  службы занятости  Пермского края  в 1 квартале  2010 года 

      Основной  целью краевой службы занятости  населения в отчетный период являлось сдерживание роста безработицы  путем  реализации государственных полномочий в области содействия занятости населения и  дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда края. В течение 1 квартала в органы службы занятости Пермского края обратились за предоставлением государственных услуг 76 тыс. человек, из них за содействием в поиске подходящей работы 40,4 тыс. человек (ниже на 15,0% по сравнению с прошлым годом).

     Статус  безработного получили 28,2 тыс.человек, что ниже аналогичного периода прошлого года на 11%. Численность жителей края, нашедших работу при посредничестве   службы занятости, составила 13,4 тыс. человек (рост на 17,7% по сравнению с прошлым годам). 7,4 тыс. из них были трудоустроены на постоянную работу. В общественных работах приняли участие 3,7 тыс. человек,  рост в 3,4 раза по сравнению с 2009 г. 816 подростков в возрасте от 14 до 18 лет приняли участие в программе временного  трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, рост на 15,6% к 2009 г. На временную работу были  трудоустроены 365  безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (рост на 15%). В программе временного трудоустройства выпускников учреждений  НПО и СПО 18-20-летнего возраста, ищущих работу впервые, приняли участие 54 человека.

      Общее количество вакансий, заявленных работодателями в краевую службу занятости в отчетном периоде, составило 33,3 тыс.ед., рост на 22,1% по сравнению с прошлогодним показателем.

      Услуги  по профобучению получили 2,2 тыс. безработных граждан. Краевые органы службы занятости продолжают работу по поддержке предпринимательской деятельности и самозанятости населения,  с этой целью было направлено на обучение 479 чел. (в прошлом году - 341 чел.). Профориентационные услуги получили 19,1 тыс. безработных граждан - незанятое население, учащиеся и работодатели. Психологическую поддержке получили 502 безработных гражданина.

      Электронную услугу  по содействию в поиске подходящей работы получили 84 чел.

      Расходы на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости  из средств субвенции федерального бюджета в I кв. 2010 г. составили 475,9 млн. руб.,  в том числе расходы на социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными – 409,4 млн. руб.

   Итоги реализации Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году (в 1 квартале по мероприятиям):

  • «Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения» заключены договоры с 80 организациями на опережающее обучение 1567 человек (49,9% к плану), приступили к обучению 911 человек.
  • «Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу», как и в прошлом году, работы ведутся на основе договоров, заключаемых между работодателями и органами местного самоуправления муниципальных образований края, всего заключены договоры с 461 организацией на трудоустройство 6971 чел. Фактически приступили к работе 4517 чел. (22,6% к плану), значительная часть которых (1817 чел.) – работники, находящиеся под угрозой увольнения.
  • «Стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений» ГУ ЦЗН края заключены договоры со 105 организациями на трудоустройство 214 выпускников при участии 183 наставников.
  • «Содействие трудоустройству инвалидов» ГУ ЦЗН края заключены договоры с 3 организациями на трудоустройство 21 инвалида, фактически приступили к работе 2 инвалида.
  • «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» в марте велась работа по подготовке и рассмотрению бизнес-планов, начато выделение субсидий. Заключены договоры с 305 безработными, фактически субсидии получили 220 безработных.
 
 

     2.5 Государственные меры по сокращению безработицы в Пермском крае 

     Правительство не оставляет попыток регулировать процесс безработицы в Пермском крае. Для этого разрабатываются, реализуются целевые комплексные  программы как федерального, так  и регионального уровня, содействующих  улучшению ситуации на рынке труда.

     Организационное воздействие механизма занятости  в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба занятости населения. Система содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости населения Российской Федерации и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации работы центра занятости в Российской Федерации.

     В настоящее время во всех субъектах  Федерации действуют программы  содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).

     Важным  направлением государственной политики в области защиты от безработицы  является социальная поддержка безработных  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы (выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также выплата пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно).

     Для расширения возможностей трудоустройства  граждан, ищущих работу, и оказания государственных услуг работодателям  по подбору необходимых работников органы службы занятости постоянно  информировали население и работодателей  о положении на рынке труда. Организация мероприятий по содействию трудоустройству граждан осуществлялась на основе сбора сведений о потребностях населения в рабочих местах и возможностях работодателей в обеспечении занятости. В результате взаимодействия с работодателями Пермский банк вакансий (свободных рабочих мест и вакантных должностей) ежемесячно пополнялся.

     Существует  блок экономической политики государства в области организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

     Создание  новых рабочих мест – важнейшая  макроэкономическая мера, которая в  контексте инвестиционной и налоговой  политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости.

Информация о работе Безработица в Пермском крае