Безработица в ФРГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблемы безработицы в современной Германии. Для этого были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть ситуацию с безработицей в Германии до реформ 2003-2005 гг.
Проследить ход реформ, проводимых немецким правительством в 2003-2005 гг.
Проанализировать результаты реформ и современное состояние проблемы безработицы в Германии.

Содержание

Введение 3

Основная часть 4

Безработица в Германии 4

Решение проблем безработицы в Германии: основные методы и результаты. 5

Система социального страхования 5

Борьба с безработицей 6

Результаты и анализ ситуации 12

Заключение 13

Библиография 16

Приложение 18

Работа содержит 1 файл

Аналитичка.docx

— 760.38 Кб (Скачать)

     Закон Хартц-I6 был принят 1 января 2003 года. Он включал в себя:

  • Облегчение новых форм работы
  • Содействие дальнейшему профессиональному образованию с помощью Федерального агентства по работе.
  • Материальная помощь федерального ведомства
  • Временная работа с агентствами по персональному обслуживанию.

     В законе Хартц-I на благо наемных работников, выполняющих по разрешению своего работодателя работу для другого работодателя, закрепляется так называемый «принцип уравнения». Это означает, что такие работники должны наниматься на тех же условиях, что и постоянные работники данного предприятия: одинаковая продолжительность рабочего дня, одинаковая заработная плата, одинаковая продолжительность отпуска.

     То  есть закон Хартц-I был направлен на то, чтобы повысить качество и престиж таких работ, когда наемный работник выполняет по разрешению своего работодателя работу для другого работодателя. Он вступил в силу 1 января 2004 г.

     Закон Хартц-II7 был принят 1 января 2003 г. (в данный закон были внесены поправки, которые частично вступили в силу немного позже, чем весь закон). Он включал в себя:

  • Регулирование тех видов деятельности, которые создают незначительную занятость – малые работы и средние работы (Minijob und Midijob):
  • Незначительная занятость определялась заработком 400 € в месяц (раньше было 325€)
  • Также под незначительной занятостью может подразумеваться работа более 15 часов в неделю.
  • Также оплата медицинской страховки была увеличена с 10% до 11% месячных доходов
  • Теперь работодатель платит один общий налог в 2% от общей суммы выплачиваемых зарплат.
  • Создание частных предпринимательств
  • Организация центров занятости (Jobcentern)

     Закон Хартц-III8 был принят 1 января 2004 г. Включал в себя реструктуризацию и реконструкцию Федерального ведомствапо работе (die Bundesanstalt für Arbeit) в Федеральное агентство по работе (die Bundesagentur für Arbeit).

     Закон Хартц-IV9 был принят 1 января 2005 г. В нем предусматривается введение пособия по безработице I и II (Arbeitslosengeld I и Arbeitslosengeld II) вместо помощи безработным и социальной помощи.

     Пособие по безработице I (Arbeitslosengeld I). Пособие по безработице будет, как и прежде, выплачиваться тем, кто в течение своей трудовой деятельности выплачивал страховку от безработицы (Arbeitslosenversicherung). Размер пособия, как и прежде, будет зависеть от среднего заработка безработного за последние двенадцать месяцев работы. Время выплаты будет зависеть от двух факторов: продолжительности работы по найму и возраста безработного на момент выхода на пособие. Согласно Хартц IV, срок выплаты пособия по безработице ограничивается 12 месяцами для людей, не достигших 55 лет, и 18 месяцами для безработных, достигших к моменту увольнения 55 лет. Минимальным сроком работы, дающим право на получение пособия по безработице, является работа в течение не менее 12 месяцев за последние два года, при условии, что работник платил страховку от безработицы. Существовавшие ранее особые условия для военнослужащих срочной и альтернативной службы, а также для сезонных рабочих, отменяются. По новому закону эта категория людей должна быть застрахована от безработицы на общих основаниях.

       Пособие по безработице II (Arbeitslosengeld II). Так называемое пособие по безработице II заменит с 1 января 2005 г. существовавшую до сих пор помощь по безработице и социальную помощь. Этот вид помощи будут получать трудоспособные безработные, не имеющие права на пособие по безработице или уже воспользовавшиеся им ранее. Пособие по безработице II будут получать также те, кто до сих пор получал социальную помощь, но по состоянию здоровья может работать. В отличие от прежней помощи по безработице (Arbeitslosenhilfe) размер пособия по безработице II не будет зависеть ни от прежнего заработка, ни от предварительного наличия страховки от безработицы. Пособие будет насчитываться, как и социальная помощь, ежемесячно в размере 345 евро для жителей Западной Германии и 331 евро для Восточной Германии. Если в семье имеются двое нуждающихся в пособии, то каждый будет получать 90 % от указанной выше суммы. Федеральным землям дано право, исходя из региональной точки зрения и финансового состояния, уменьшать либо увеличивать эти суммы. В состав вышеуказанных сумм, согласно новому закону, включается 48 евро на приобретение одежды и мебели. Дополнительно начисляется также ежемесячная квартплата за соразмерное и соответствующее местным требованиям жилье. Кстати, деньги на оплату жилья будут перечисляться непосредственно квартиросдатчику. Средства на приобретение одежды и предметов обихода, которые ранее можно было получить у социальных служб, подав соответствующее заявление, больше предоставляться не будут. Следует обратить внимание на то, что пособие по безработице II будет зависеть от размера заработной платы супруга (супруги) или партнера (партнерши), если они работают.

     Законом предусматривается использование  имеющихся личных финансовых резервов. Допускается наличие на счету  собственных сбережений от минимальных 4.100 евро до максимальных 13.000 евро из расчета 200 евро за один прожитый год жизни. Одновременно допускается наличие  имущества на ту же сумму, рассматриваемого как источник обеспечения в старости. Производственные пенсии, выплачиваемые  предприятиями, и собственный дом, используемый лично и не сдаваемый  в наем, в качестве имущества не учитывается. Вместе с тем, нужно  помнить, что упомянутые выше сбережения и имущество должны быть закреплены договором с соответствующими службами до наступления пенсионного возраста. Согласно закону Хартц IV не рассматривается как достояние и не принимается во внимание следующее имущество: соразмерное потребностям и материальным возможностям домашнее имущество, соразмерный возможностям автомобиль, сбережения в допустимом размере, имущество, стоимость которого не может рассматриваться как источник существования. Федеральное правительство намерено финансировать пособие по безработице II из федерального бюджета, разгрузив тем самым земельные бюджеты от выплаты социальной помощи.

       Социальные деньги (Sozialgeld, до сих пор - Sozialhilfe). Определение «социальные деньги», также как и определение «пособие по безработице II», являются новыми и вводятся согласно закону Хартц IV. Право на получение социальных денег имеют те, кто еще не достиг пенсионного возраста и по состоянию здоровья не может работать; живущие как самостоятельно, так и совместно в одном хозяйстве с безработным или пенсионером, у которого размер пенсии не покрывает прожиточный минимум для двух человек. Количество таких нуждающихся по стране оценивается в 1,2 миллиона человек. По своим показателям «социальные деньги» (Sozialgeld) соответствуют выплачиваемой до января 2005 года социальной помощи (Sozialhilfe). Получателей социальных денег будут обслуживать местные социальные службы. За ними сохраняется обязанность содействия своим подопечным при расчете доплат к квартплате и на отопление помещений. Для получателей социальных денег отпадает необходимость в подаче заявления на коммунальные доплаты к квартплате (Wohngeld). Эти деньги автоматически включаются в состав пособия.

     Что же изменилось для получателей «социальных денег» (Sozialgeld)  по сравнению с социальной помощью? Все виды дополнительных выплат с 1 января 2005 года отменяются. Сохраняется только одноразовая, единовременная помощь матери при рождении ребенка. Получатель социальных денег, достигший 65-ти летнего возраста или признанный полностью нетрудоспособным, может перейти на базовое обеспечение в старости (Grundsicherung).

       Социальное страхование (Versicherungsleistungen). Получатели пособия по безработице II будут иметь следующие виды страховок, оплачиваемых государством: страхование на случай заболевания (Krankenversicherung), страхование на случай необходимости ухода по болезни или инвалидности (Pflegeversicherung), а также пенсионную страховку (Rentenversicherung). За каждого застрахованного государство платит ежемесячно 110 евро за страховку на случай заболевания и 13 евро на страховку по уходу. Ежемесячное отчисление в пенсионный фонд составит 78 евро. Исключение из этих правил составят те, кто до введения в действие Хартц IV уже имел семейную больничную страховку, – для них всё останется, как было. Те получатели социальных денег, которые не будут платить деньги в государственную пенсионную кассу, будут ежемесячно получать те же 78 евро. Поскольку до сего времени далеко не все получатели социальной помощи имели пенсионную страховку, то эти деньги станут существенным ежемесячным «довеском» к пособию.

       Дети и родители–одиночки. До сих пор при начислении социальной помощи дети разделялись на четыре возрастные группы. Отныне для получателей пособия по безработице II и социальных денег, согласно Хартц IV, вводятся только две возрастные группы детей. Дети до 14 лет будут получать 60 % от основной суммы. Дети старше 14 лет будут получать 80 % от основной суммы пособия. Как и прежде, будут учитываться особые нагрузки родителей–одиночек, продолжается выплата пособия на дополнительные нужды (Mehrbedarfzuschlag). Право на эти доплаты имеют беременные женщины, а также матери-одиночки с одним и более детей в возрасте старше семи лет, если они по тем или иным причинам такой доплатой ранее не пользовались.

       Правила переходного периода (Übergangsregelungen). Для длительно не работающих принятый закон означает уменьшение ежемесячных поступлений. Поэтому для тех, кто потерял работу в 2004 году, предусматривается двухлетний переходной период. Это означает, что одиночки получат в первый год пособия по безработице II ежемесячную доплату в размере 160 евро, а во второй год – 80 евро. Если от безработицы пострадали и муж, и жена, то сумма доплаты удваивается. Дети без собственных доходов будут получать ежемесячную доплату в размере 60 евро. 

     Способность  выполнять предлагаемую работу (Zumutbarkeit). Право на получение пособия по безработице II в полном объеме будут иметь только те работоспособные безработные, кто не отказывается от выполнения предлагаемой работы и прикладывает все усилия для ее поиска. Имевшееся в прежних законодательных актах о труде понятие профессиональной приемлемости работы и соответствии предоставляемой работы полученному профессиональному образованию и опыту с введением Хартц IV отменяется.

       Стимулы и санкции (Anreize und Sanktionen). Лица, вновь нашедшие работу, могут при определенных обстоятельствах ходатайствовать перед местной агентурой по труду о получении ограниченной во времени доплаты, так называемых вступительных денег (Einstiegsgeld). Удовлетворить эту просьбу или нет и в каком размере, решает ответственный представитель агентуры с учетом предложенной вам заработной платы. Если безработный решает открыть собственное дело, то он получает право на получение денежной помощи (Überbrückungsgeld). Те безработные, которые отклоняют предложенную им работу или проявляют недостаточную инициативу при поиске новой работы, должны считаться со штрафными санкциями. Как первый штрафной шаг законом предусматривается сокращение основной суммы пособия провинившегося на 30%. За ту же самую вину молодежь до 25 лет может быть наказана полным лишением пособия на срок до трех месяцев. Если безработный просрочит установленное время регистрации в службе занятости, то он тоже может быть лишен пособия в полном размере.

       Посредничество (Vermittlung). Получатели помощи по безработице II будут обслуживаться в основной массе местными агентствами по труду. Каждому сотруднику агентства будут переданы для контроля и руководства только 75 безработных. Федеральное агентство по труду считает, что для этого придется привлечь по стране еще около 12.000 сотрудников. Если безработный в течение шести месяцев с момента наступления безработицы всё еще не нашел работу, то он может потребовать передачу его дел по трудоустройству частному посреднику.

       Производственное обучение и переобучение. С 2004 г. действует правило, по которому безработный, прошедший курсы повышения квалификации за свой собственный счет, может при некоторых обстоятельствах и дальше получать пособие от агентства по труду. Основным условием при этом является то, что участие в учебном процессе и его профессиональная ориентация должны быть предварительно согласованы с работником агентства по труду. Если курсы по производственному обучению или повышению квалификации оплачены агентством по труду, то одновременно оплачиваются и расходы, связанные с проездом от места проживания до учебного центра и обратно вне зависимости от используемого транспортного средства. Расчет транспортных расходов производится по следующей методике. Первые 10 км пути оплачиваются в размере 0,36 евро за каждый километр. Стоимость каждого последующего километра оценивается в 0,40 евро. В расчеты принимается кратчайшее расстояние, определенное с помощью компьютера.

       Неполная занятость (ABM-Arbeit). Безработные, трудоустроенные на полдня, согласно закону Хартц IV, получат усредненную заработную плату, соответствующую их квалификации. Возраст и производственный опыт не играют при этом никакой роли. До сих пор заработная плата таких сотрудников назначалась согласно тарифной сетке. При этом работники не должны были платить страховку от безработицы – это делало за них агентство по труду. Как следствие этого, Хартц IV исключил право таких работников на пособие по безработице I. После увольнения они сразу переходят на пособие по безработице II.

       Проверка безработных по месту жительства (Hausbesuche). Федеральное агентство по труду считает, что приток новых получателей пособия по безработице II из числа получателей социальной помощи, а также ужесточение требований к безработным могут в некоторых случаях привести к злоупотреблению материальными средствами агентств и финансовым манипуляциям. Во избежание этого предусматривается проверка безработных по месту жительства. При этом преследуется также цель проверить их квартиры на предмет наличия дорогостоящей мебели, антиквариата, электроники, произведений искусства, дорогой посуды и украшений. Предусматривается тесный контакт местных агентств по труду с финансовыми управлениями и банками.

Результаты  и анализ ситуации

     Такова  вкратце суть проведенных в 2002-2005 годах реформ. Чтобы определить эффективность данных реформ, проанализируем данные, предоставленные Федеральным агентством по труду (Bundesagentur für Arbeit) и Институтом исследования рынка труда (Institut für Arbeitsmarkt und Berufsforschung). На графике из Приложения 3 дана динамика развития уровня безработицы с 1999г. Этот график очень наглядно демонстрирует влияние реформ Хартц-IV на уровень безработицы в стране. Число безработных в 2004 году (начало действия реформы) составляло чуть меньше 6 млн. человек, а уже через 4 года уровень безработицы сократился почти вдвое – до 3 млн., а это поистине ошеломляющий результат. Конечно, затем, в 2008 г., наблюдается рост показателей, однако он был вызван мировым экономическим кризисом. Сокращение числа безработных на 3 млн. за 4 года заставляет задуматься, а не перенять ли немецкий опыт? Рассмотрев график из Приложения 4, мы видим, что проведенные реформы оказали сильный эффект на ситуацию в области занятости молодёжи, сократив безработицу среди молодых людей в возрасте до 25 лет более чем в 3 раза.  Если рассматривать другие группы населения, то и там видно достаточно сильное сокращение безработицы (Приложение 5). На графике видно, что через 3 года после начала реформ безработица в следующих группах населения: семьи с детьми, семьи без детей и не состоящие в браке, составляла всего 30% от уровня 2004 г., когда началась реформа. Также если рассматривать качественные показатели, то мы увидим (Приложение 6), что долгосрочная безработица сократилась в 1,5 раза: с 1,4 млн человек в 2005 до 0,9 млн. в 2009, причем даже экономический кризис нарушил эту тенденцию. Одновременно с этим выросло и число низкооплачиваемых, низкоквалифицированных работ (Приложение 7).То есть повысилась мотивация к труду даже у людей с низкой квалификацией, которые не могут претендовать на высокую зарплату.

Информация о работе Безработица в ФРГ