Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:09, контрольная работа
Целью работы является изучение проблемы безработицы в современной Германии. Для этого были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть ситуацию с безработицей в Германии до реформ 2003-2005 гг.
Проследить ход реформ, проводимых немецким правительством в 2003-2005 гг.
Проанализировать результаты реформ и современное состояние проблемы безработицы в Германии.
Введение 3
Основная часть 4
Безработица в Германии 4
Решение проблем безработицы в Германии: основные методы и результаты. 5
Система социального страхования 5
Борьба с безработицей 6
Результаты и анализ ситуации 12
Заключение 13
Библиография 16
Приложение 18
Московский государственный институт международных отношений (университет)
МИД РФ
Кафедра мировой экономики
Информационно – аналитическая справка по экономике ЕС
Тема: «Безработица в ФРГ»
Москва, 2010
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
Безработица в Германии 4
Решение проблем безработицы в Германии: основные методы и результаты. 5
Система социального страхования 5
Борьба с безработицей 6
Результаты и анализ ситуации 12
Заключение 13
Библиография 16
Приложение 18
Проблема безработицы актуальна в любые времена, в любой стране. Побороть и полностью уничтожить это явление не удавалось никому и никогда. Универсального метода борьбы с безработицей просто не существует. Вследствие этого все меры по сокращению безработицы принимаются на национальном уровне, а не на уровне интеграционного объединения (т.е. не на общеевропейском уровне). Поэтому очень интересно посмотреть, как с этой проблемой борются в отдельно взятой стране, а особенно интересно рассмотреть пример Германии. Ведь еще в конце 50-х годов, в Германии была внедрена социальная рыночная экономика(die Soziale Stadt). «Германская модель» стала символом успеха и образцом для подражания во многих странах. Один из столпов этого успеха – широкая система социальной защиты. Германия видит себя социальным государством, считающим социальную защиту своих граждан одной из приоритетных задач. Поэтому борьба с безработицей является приоритетной задачей немецкого правительства. В этом заключается актуальность выбранной темы. Однако для дальнейшей работы необходимо упомянуть о трудности, которая возникает при изучении данной проблемы. Дело в том, что каждое государство по-разному определяет понятие «безработный» и относит в него разные группы граждан. А немецкое определение безработицы несколько отличается от остальных. В Германии это каждый, кто не имеет работы или работает менее 15 часов в неделю, ищет подлежащую социальному страхованию работу и готов немедленно предоставить себя для ее выполнения. Другое условие – сообщение агентства по трудоустройству или носителя выплат для базового материального обеспечения. 1 Но подробные предписания ведут к тому, чтобы многие широко охваченные критерии не выполнялись и не использовались статистикой. Это приводит к тому, что статистика не учитывает тех, кто не регистрируется в качестве лица, ищущего работу. То же действует и в отношении всех тех лиц, которые не могут работать, по крайней мере, 15 часов в неделю, или являются больными. Но статистика безработных упускает, прежде всего, также и тех, кто участвует в мероприятиях по содействию трудовой занятости. Речь идет о мероприятиях по переобучению и повышению профессиональной квалификации, а также о мероприятиях по содействию трудоустройству. Лица, которые выполняют работу на условиях «1 евро за работу» (Ein-Euro-Job), также официально не являются безработными.2 Особое правило действует в отношении лиц старше 58 лет. Кто в этом возрасте получает, по крайней мере, в течение года пособие по безработице II (Arbeitslosengeld II), но не получил предложение на работу, не является согласно статистике безработным. С 2009 года официальное число безработных не включает в себя также и тех, кто прибегает к услугам частных посредников при трудоустройстве.3 Поэтому при анализе официальной статистики необходимо учитывать эти особенности.
Для
того чтобы понять как Германия пришла
к осознанию необходимости
Целью работы является изучение проблемы безработицы в современной Германии. Для этого были поставлены следующие задачи:
С 1991 по 2003 год экономика ФРГ выросла всего на 18%, что в 2 раза меньше, чем у той же Великобритании (35%) и Голландии (34%)4. Такие низкие показатели роста не могли создать условия для высокой занятости населения. Занятость даже немного уменьшилась (на 0,4%), а безработица достигла самых высоких показателей за всю историю Германии (см. Приложение 1).
Безусловно, объединение в 1990 г. и его последствия сильно повлияли на экономическое состояние Германии. Объединение увеличило количество рабочей силы почти на одну треть, причем большая часть которой была неподготовлена к тому, чтобы принять участие в свободной рыночной экономике. Несмотря на необходимость сначала переучить рабочую силу и заменить бывшую централизованную плановую экономику, основным целью немецкой политики стала необходимость поднять зарплаты рабочим восточной Германии до уровня ее западной части. По сравнению с другими центрально- и восточноевропейскими странами с переходной экономикой, где конкурентоспособные зарплаты обеспечили необходимый устойчивый рост, экономика Восточной Германии испытывала повышение безработицы и все увеличивавшуюся зависимость от дотаций из федерального бюджета, а также денежных вливаний с Запада на Восток (Приложение 1.1). «Помимо больших финансовых затрат на воссоединение Германии, Маастрихтские критерии сократили возможности правительства проводить политику, вызывающую бурный рост экономики».5
Схема в Приложении 2 показывает рост безработицы и число участников различных тренингов (образовательных программ, переквалификации и т.д.) и программ по созданию рабочих мест в Западной и Восточной Германии за период с 1991 по 2005гг. Мы видим, что число безработных за этот период выросло в обеих частях страны. Однако нужно принимать во внимание то, что в то время как в Западной Германии число безработных, посещающих различные тренинги, находится приблизительно на одном уровне, лишь немного снижаясь, то такие же данные по Восточной Германии показывают значительное снижение интереса к концу рассматриваемого периода.
Страхование от безработицы было введено в Германии в 1927г., дополнив социальное страхование здоровья, от несчастных случаев и пенсионное страхование. После Второй мировой войны появилась система преимуществ, которая финансировалась из бюджета. Для борьбы с безработицей в 1970-х годах были введены методы рыночной экономики, когда число безработных увеличилось в связи с экономическим кризисом, вызванным повышением цен на нефть. Тогда федеральное агентство по занятости населения проводило как активные, так и пассивные меры. В начале, когда уровень безработицы еще был очень низок, меры были направлены скорее на предотвращение, чем собственно на борьбу с безработицей, адаптируя рабочую силу к структурным изменениям в экономике. После объединения в 1990г. активные меры играли центральную роль в смягчении социальных последствий развала экономики Восточной Германии. В 1991г. треть рабочей силы Восточной Германии принимала участие в активных мерах, в основном в тренингах и схемах по созданию рабочих мест.
Организация
активной и пассивной экономической
политики в области борьбы с безработицей
можно охарактеризовать следующим
образом: изначально пособие по безработице
выплачивалось для того, чтобы
поддержать социальный статус рабочего,
а не для того, чтобы обеспечить
систему крайних мер по обеспечению
безопасности. Все выплаты производились
в течение всего срока, когда
гражданин оставался без
Неограниченные
сроки выплаты пособий по безработице
стало необычайным изобретением
немецкой социальной экономики, которое
привело к изменению
По сравнению с другими странами, экономическая политика Германии в 90-е годы XX в. характеризовалась высоким уровнем расходов и большой длительностью программ. Тренинги и создание рабочих мест были теми мерами, на которые было затрачено больше всего средств и в которых принимало участие большее количество людей. Меры, способствующие прямой интеграции безработных в систему найма на постоянной основе, играли незначительную роль. В общем, помощи в поиске работы и контролю со стороны агентств по найму уделялось еще меньше внимания. Штрафы за неучастие в активном поиске работы фактически не применялись, как мера наказания. Для большинства программ закон не давал конкретного определения людей, которые могут в них участвовать. Вовлечение в программу не зависело от тщательной проработки информации по каждому кандидату, а скорее основывалось на свободном выборе работников программы.
Поскольку уровень безработицы в 1990-х годах продолжал расти, система социального страхования оказалась на грани банкротства, и необходимость проведения крупномасштабных реформ в системе социального страхования либеральной рыночной экономики. Во время обширных политических дебатов и форме будущей системы страхования система выплаты пособий подверглась серьезной критике: было отмечено, что она не создает стимулы для поиска работы и способствует росту длительной безработицы, таким образом ухудшая положение на рынке труда. Службы занятости населения обвиняли в неэффективной работе и плохом отношении к клиентам, также им не удавалось мотивировать безработных достаточно сильно для того, чтобы они начинали искать работу. Активные меры (тренинги и создание общественных работ) подвергались критике за то, что безработные оставались оторванными от рынка труда, а не интегрировались в него. Эта критика была основана на исследованиях, проведенных в конце 1990-х годов, которые показали, что все существующие меры дают нулевой, или даже негативный результат вовлеченности безработных, участвующих в программах, в процессы, происходящие на рынке труда.
В итоге, в 2002 правительство воспользовалось скандалом, в котором было замешано Федеральное агентство по занятости населения. Дело в том, что оно предоставило сфальсифицированные данные, исказив реальную ситуацию на рынке труда и преуменьшив число рабочих, вновь интегрированных на рынок труда. Правительство создало независимую экспертную «Комиссию по делам современных служб на рынке труда» (Kommission für Moderne Dienstleistungen am Arbeitsmarkt). Результаты деятельности Комиссии инициировали принятие целого пакета реформ Хартц-IV (Hartz IV), которые претворялись в жизнь в период с 2002 по 2005 г. Для лучшей реализации этого проекта, он был разделен на четыре отдельных закона, которые сокращенно называют Хартц-I, Хартц-II, Хартц-III и Хартц-IV (Hartz I, Hartz II, Hartz III und Hartz IV). Некоторые изменения вносились в законы до 2006 года.