Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов безработицы, определение масштабов данной проблемы в России и выявление предложений и методов по решению вопроса занятости населения.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучение основных форм безработицы и причин ее возникновения;
- рассмотрение последствий безработицы и основных методов борьбы с данной проблемой;
- анализ безработицы в России и рассмотрение современных государственных мер по решению вопроса занятости.
Введение 3
1. Теоретическая сущность безработицы 5
1.1. Безработица: показатели и основные формы. 5
1.2. Причины возникновения безработицы. 12
2. Практические аспекты безработицы 14
2.1. Социально - экономические последствия безработицы. 14
2.2. Классификация методов борьбы с безработицей по типам безработицы. 17
3. Вопросы регулирования рынка труда и занятости населения в современной России 18
3.1. Масштабы и структура безработицы в современной России. 18
3.2. Основные направления государственной политики в сфере занятости населения. 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Приложения 26
В России сейчас около 10 млн так называемых "плохих рабочих мест", которые не позволяют получать нормальный трудовой заработок, не соответствуют стандартам.
Из-за "плохих рабочих мест", то есть, по сути, не очень эффективно работающих предприятий не удается решать и многие другие важные проблемы. Демографическое положение, например, тоже связано с предложением на рынке труда. 40% российских семей проживают ниже так называемого стандарта экономической устойчивости - люди получают недостаточно высокую зарплату, чтобы позволить себе завести и содержать двоих-троих детей. А высокую зарплату можно получать только на современном предприятии.
Как же россияне относятся к безработице?
Большинство россиян (69%) считает, что безработица - это социальное зло, с которым нужно бороться. 25% полагают, что она - естественное условие рыночных отношений.
Каждый второй опрошенный (54%) оценивает уровень безработицы в стране как высокий. Лишь 1-2% полагают, что в стране и в их регионе безработицы нет.
По мнению наших соотечественников, сложнее всего трудоустроиться тем, у кого нет опыта работы (28%), людям старше 35 лет (24%), пенсионерам (17%), людям без высшего образования и квалификации (13%), реже называют людей с ограниченными возможностями (7%), женщин старше 30 лет, женщин с детьми, специалистов некоторых направлений и лентяев (4%).
Ответственность за распространение безработицы несет государство, считает большинство опрошенных (63%). Менее распространены мнения, что в безработице виноваты сами безработные (16%) либо работодатели (15%). По мнению социологов, чем лучше респонденты оценивают свое материальное положение, тем более склонны винить безработных и работодателей и тем менее - государство.
Обвиняя главным образом государство в распространении безработицы, россияне на него же возлагают задачу решения этой проблемы. По мнению 34% респондентов, оно должно стимулировать предпринимателей к увеличению занятости. Особенно популярно это мнение среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга.14
«В рамках работы, которую ведёт Правительство, нам нужно перейти от антикризисной работы, которой все мы занимались в период конца 2008 года, 2009-го и 2010 года, уже к системной работе, означающей более глубокое погружение в проблемы безработицы.» (из выступления на встрече в городском центре профессионального образования Краснознаменска с сотрудниками службы занятости из разных регионов страны).15
На одном из совещаний по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, проводимых Президентом Дмитрием Медведевым, были обозначены следующие положения.
Неэффективные и малооплачиваемые рабочие места будут замещаться новыми, соответствующими современным требованиям, и на это направлены программы занятости, которые разрабатывает государство. Господдержка безработных будет адресной, абстрактные подходы недопустимы.
То, что удалось сделать в рамках антикризисной программы, нельзя растерять, сказал Президент. Напротив, борьба с безработицей принципиально важна в рамках модернизации всей экономики. И многие существующие меры будут реализовываться и в дальнейшем. Только теперь, в посткризисный период, нужны адресные меры, в рамках "активной политики в области занятости".
Президент обратил внимание на тех граждан, которые находятся в самом трудном положении на рынке труда: женщины с малолетними детьми, родители, которые имеют большое количество детей, пожилые люди, граждане, которые являются инвалидами и те граждане, которые ухаживают за инвалидами. "Ну и наконец, это просто молодые люди, которые только ищут свою работу после окончания учебного заведения и вступая в зрелую жизнь", - подытожил Дмитрий Медведев.
"Такая
помощь и поддержка должна
оказываться тем, кто сам
В правительстве разрабатывается еще одна мера - по содействию переселению людей в другие регионы. Единовременное пособие таким семьям может быть увеличено в некоторых случаях до 120 тысяч рублей. Но главным успехом реализации действующей программы можно считать количество людей, пожелавших из безработных превратиться в бизнесменов. По стране цифры такие:
2009-10 годах собственное дело открыли 327 тысяч безработных, которые создали дополнительно 68 тысяч рабочих мест для трудоустройства других безработных.
Как заявил Президент, эта форма господдержки оказалась востребованной. "При небольших затратах эта мера дает эффект - ментально меняется человек, когда создает свое дело, это гораздо ценнее и эти деньги потрачены не напрасно. Надо такие программы продолжать, конечно. Но эти программы должны перемещаться в регионы", - заявил Дмитрий Медведев.
«Сроки здесь достаточно жёсткие. Конечный срок – 1 августа и 1 сентября. Расслабляться, в общем, всё равно некогда, поэтому хотел бы, чтобы вопрос занятости оставался в числе важных, главенствующих приоритетов для всех руководителей субъектов Федерации и, конечно, для руководства Правительства России»16, – сообщил Президент Дмитрий Медведев.
В России в настоящее время существует большое количество причин безработицы и факторов, способствующих увеличению количества незанятого населения. Столь глобальную проблему невозможно решить быстро и качественно. Необходима многоступенчатая государственная программа, способствующая уменьшению числа безработных, а также позволяющая сохранить уровень оптимальной безработицы на нужном уровне.
Безработица не существует сама по себе. На её возникновение оказывает большое количество факторов, изучение и анализ которых позволит быстро и эффективно реагировать на изменение ситуации на рынке труда, а, следовательно, и принимать адекватные и действенные меры по доведению уровня безработицы до необходимого уровня.
Безработица в России за последнее время пошла на спад, однако, в стране остается 5 миллионов граждан, пытающихся трудоустроиться.
Тем не менее, на российском рынке труда остается немало болевых точек. Вот только некоторые из них. Первая - большая неоднородность по регионам. Стоит отметить, что подобная ситуация не вызвана кризисом - она практически традиционна для России.
Еще одна болевая точка - несоответствие потребностей рынка труда и имеющихся на нем специалистов. Вузы пачками готовят юристов, экономистов, психологов, а предприятия нуждаются в квалифицированных рабочих и инженерах. Предубеждение к техническим профессиям засело в головах молодых россиян глубоко и они продолжают по инерции изучать экономические и гуманитарные науки. После чего встают на учет в службе занятости или работают продавцами в магазинах. Последнее, кстати, связано не столько с переизбытком таких специалистов на рынке труда, сколько с низким качеством их подготовки.
Государство
намерено вплотную заняться подготовкой
инженеров и поднять престиж "технарей".
Самые продвинутые и
Касаемо намеченной государственной программы по решению вопросов занятости населения, по мнению главы государства нужно будет представить предложения по включению в программы обучения в профессиональных образовательных учреждениях практики учащихся по получаемой профессии и по оценке качества и доступности государственных услуг в области занятости населения, которые оказываются органами службы занятости.
Предусмотреть
также мероприятия по повышению
доступности для граждан
Также государство намерено расширять механизм самозанятости граждан и помощи им в открытии собственного бизнеса.
Объем
средств, которые будут направлены
в 2011 году из федерального бюджета на
поддержку безработных и
Он
напомнил, что в 2010 году благодаря
этим программам в экономике было
создано 1,4 миллиона рабочих мест.
Официальные документы.
Учебники, учебные пособия, монографии, коллективные работы, сборники научных трудов.
Статистические сборники и справочная литература.
Статьи из журналов и газет.
Интернет-ресурсы.
http://www.gks.ru/wps/wcm/
Приложение
1
17
Приложение
2
Приложение 3
Уровень
безработицы (в % к экономически активному
населению):
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Декабрь
2010 г. | |
Россия | 6,1 | 6,3 | 8,4 | 7,5 | 7,2 |
Германия | 8,4 | 7,3 | 7,5 | 6.9 | 6,6 |
Италия | 6,2 | 6,8 | 7,8 | 8,5 | 8,6 |
Канада | 6,0 | 6,1 | 8,3 | 8,0 | 7,6 |
Великобритания | 5,3 | 5,6 | 7,6 | - | 7,9 |
США | 4,6 | 5,8 | 9,3 | 9,6 | 9,4 |
Франция | 8,4 | 7,8 | 9,5 | 9,7 | 9,7 |
Япония | 3,9 | 4,0 | 5,1 | 5,1 | 4,9 |
Информация о работе Безработица: теоретические и практические аспекты