Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:09, контрольная работа
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Тема 1.Беработица. Закон РФ «О занятости населения» как регулятор рынка труда
Понятие безработицы, ее причины, виды и социальные последствия. Уровень безработицы.
Государственная служба занятости населения, ее обязанности и функции по обеспечению социальной защищенности безработных.
Методы государственного регулирования рынка труда на основе Закона «О занятости населения в РФ». Социальные гарантии и компенсации в связи с потерей работы.
Тема 2. Социальное партнерство в сфере труда
2.1. Социальное партнерство как определенный тип социально-трудовых отношений. Субъекты социального партнерства.
2.2. Механизм реализации системы социального партнерства, ее правовое регулирование в России. Коллективные соглашения и договоры.
2.3. Трудовые конфликты как особая форма трудовых отношений. Способы разрешения конфликтов на предприятиях.
6.
Пособие по безработице
7.
Органы государственной власти
субъектов Российской
Тема 2.
Социальное партнерство
в сфере труда
2.1. Социальное партнерство как определенный тип социально-трудовых отношений. Субъекты социального партнерства.
Социальное партнерство
– специфический тип
Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы.
Отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник – достойное образование.
Это такой тип
отношений, в котором объективно
заинтересованы все важнейшие социальные
группы, государство в целом, так
как при нем достигается
Социальное партнерство – это метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности общества, гарантирует его мирную эволюцию, отсекая все деструктивное, потенциально взрывоопасное.
Основные принципы
социального партнерства и
Организационная
структура социального
Генеральное соглашение
– правовой акт, «устанавливающий общие
принципы регулирования социально-
На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые (межотраслевые) соглашения – правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.
Важное место
в системе социального
2.2. Механизм
реализации системы
Система социального партнерства начала формироваться в России с 1991 года.
По оценкам различных экспертов на начало 1998 года на территории России функционировало от 40 до 100 тысяч зарегистрированных и не зарегистрированных органами юстиции общественных объединений.
В последние годы в условиях социально-экономических преобразований в России наблюдается их активизация. Эти объединения строятся на основе многообразных интересов населения, являются формой самоорганизации и стимулирования людей к совместному поиску способов удовлетворения своих интересов и решения своих жизненных проблем.
В принятом в 1995 году Законе РФ "Об общественных объединениях", под общественным объединением понимается "добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей".
Законом определены
следующие организационно-
• общественная организация;
• общественное движение;
• общественный фонд.
• общественное учреждение;
• орган общественной самодеятельности.
Общественные
объединения можно
По территориальному статусу:
• местные;
• межрегиональные;
• общероссийские.
Министерством юстиции РФ в статусе общероссийских зарегистрированы более тысячи общественных объединений. По характеру деятельности:
• в экономической сфере и сфере труда;
• в социальной сфере;
• в общественно-политической сфере;
• в сфере досуга и отдыха;
• в области науки и культуры и т.п.
По оценкам экспертов, большая часть НПО - 49% общественных организаций - осуществляют свою деятельность в социальной сфере, из них 37% - это общественно-гражданские объединения, 11% - общественно-политические. 15% - производственные
По принадлежностям к социальным группам:
молодежные, женские, ветеранские, предпринимательские и др.
При всей их полифункциональности общественные объединения выполняют 2 основные задачи:
• выражение и реализация групповых интересов;
• обеспечение и участие
Экспертиза
показывает, что в большинстве
своем общественно-гражданская
Анализ элементов опыта социальных отработок в пилотных и других регионах позволяет сделать вывод о том, что наиболее системное и перспективное взаимодействие государственных и общественных структур складывается в г. Москве.
22
октября 1997 года Московской городской
думой принят Закон г. Москвы
"О социальном партнерстве",
регулирующий правовые основы
становления, организации,
Правовой основой системы социального партнерства являются международные нормы, Конституции РТ и РФ, законы и нормативно-правовые акты РФ и РТ.
Ст. 12 Конституции
РТ гласит: « экономические отношения
строятся на социальном партнерстве
между гражданином и
В ст. 6 Конституции РТ профсоюзам гарантируется право участвовать в управлении государственными делами через своих представителей в выборных органах. Профсоюзам удалось закрепить право законодательной инициативы в Верховном Совете по вопросам трудовых отношений и социальной защите (ст.94 Конституции РТ). В результате были разработаны и приняты законы «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах».
В 1991 году на республиканском
уровне впервые заключено
Федерация Профсоюзов РТ координирует действия 19 отраслевых профсоюзов, 21 профкома, находящегося на профсоюзном обслуживании республиканского совета профсоюзов, 138 городских и районных комитетов профсоюзов, около 10000 первичных профсоюзных организаций, объединяющих 1,5 миллиона членов профсоюзов.
Представители сторон в комиссии проводят глубокой анализ ситуации, сложившейся в области труда. Последовательно по мере урегулирования разногласий, формируются проекты генерального, отраслевых и специальных соглашений, которые потом становятся основой для заключения коллективных договоров.
В связи с переносом центра тяжести решения социальных проблем с республиканского на территориальное управление (город, район) стала распространяться практика заключения соглашений между главами администрации и координационными советами профкомов для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики территории.
Также специальные
соглашения между отраслевыми райкомами
профсоюзов и соответствующими хозяйственными
отделами для решения социально-
В результате многие социально значимые проблемы разрешаются за счет средств местных бюджетов.
Заключение коллективных договоров – способ социальной защиты трудящихся. Ими охвачено 85% хозяйствующих субъектов (II место в России). Между профкомами и администрацией для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики предприятия или организации.
В коллективный договор включаются такие вопросы:
Форма, система и размер оплаты труда.
Механизм
регулирования оплаты труда,
Занятость, переобучение.
Продолжительность рабочего времени, отпусков.
Улучшение условий и охраны труда.
Добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование.
Экологическая безопасность и охрана здоровья.
Льготы.
Социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования работников.
Отказ от забастовок по условиям договора.
Контроль за выполнением договора.
Договора заключаются на срок от 1 до 3 лет.
«Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации».4
Основным нормативным актом, регулирующим заключение коллективных договоров и соглашений, является Закон РФ от 11 марта 1992 года “О коллективных договорах и соглашениях”.
С развитием и изменением экономической и социальной жизни общества роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись. В условиях становления и развития рынка труда в современных условиях и новых по своему характеру общественных связях в современной России происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнёрского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.
В настоящее время коллективный договор носит характер локально-правового нормативного акта, призванного служить трудовым кодексом для наёмных работников и работодателя в конкретной организации. Он является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права и в управлении предприятием.
Информация о работе Безработица. Социальное партнерство в сфере труда