Безработица. Социальное партнерство в сфере труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Содержание

Тема 1.Беработица. Закон РФ «О занятости населения» как регулятор рынка труда
Понятие безработицы, ее причины, виды и социальные последствия. Уровень безработицы.
Государственная служба занятости населения, ее обязанности и функции по обеспечению социальной защищенности безработных.
Методы государственного регулирования рынка труда на основе Закона «О занятости населения в РФ». Социальные гарантии и компенсации в связи с потерей работы.


Тема 2. Социальное партнерство в сфере труда
2.1. Социальное партнерство как определенный тип социально-трудовых отношений. Субъекты социального партнерства.
2.2. Механизм реализации системы социального партнерства, ее правовое регулирование в России. Коллективные соглашения и договоры.
2.3. Трудовые конфликты как особая форма трудовых отношений. Способы разрешения конфликтов на предприятиях.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по экономике труда на тему.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

    6. Пособие по безработице выплачивается  не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц.

    7. Органы государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления  могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 2. Социальное партнерство  в сфере труда 

2.1. Социальное  партнерство как определенный  тип социально-трудовых отношений. Субъекты социального партнерства.

Социальное партнерство  – специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному  обществу с рыночной экономикой. Характеризуется  следующими чертами:

Это отношения  между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы.

Отношения ориентируются  не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник – достойное образование.

Это такой тип  отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так  как при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие.

Социальное партнерство  – это метод цивилизованного  решения социально-трудовых конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности общества, гарантирует  его мирную эволюцию, отсекая все деструктивное, потенциально взрывоопасное.

Основные принципы социального партнерства и механизмы  его реализации определены Законом  РФ «О коллективных договорах и соглашениях», федеральными законами: «О порядке  разрешения коллективных трудовых споров», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», рядом других законодательных актов.

Организационная структура социального партнерства  в стране далека от целостного вида. Возведена лишь «крыша» – Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она «призвана устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех  действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере,  сторон: государства, наемных рабочих и работодателей»3. РТК наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.

Генеральное соглашение – правовой акт, «устанавливающий общие  принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и заключаемый между общероссийскими  объединениями профсоюзов, общероссийскими  объединениями работодателей, Правительством РФ».

На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые (межотраслевые) соглашения – правовые акты, устанавливающие  нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.

Важное место  в системе социального партнерства  отведено службе по урегулированию коллективных трудовых споров. В ее состав входят соответствующий департамент Минтруда России, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ. 

2.2. Механизм  реализации системы социального  партнерства, ее правовое регулирование  в России.  Коллективные соглашения  и договоры. 

    Система социального партнерства начала формироваться в России с 1991 года.

    По  оценкам различных экспертов  на начало 1998 года на территории России функционировало от 40 до 100 тысяч зарегистрированных и не зарегистрированных органами юстиции общественных объединений.

    В последние годы в условиях социально-экономических  преобразований в России наблюдается их активизация. Эти объединения строятся на основе многообразных интересов населения, являются формой самоорганизации и стимулирования людей к совместному поиску способов удовлетворения своих интересов и решения своих жизненных проблем.

    В принятом в 1995 году Законе РФ "Об общественных объединениях", под общественным объединением понимается "добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей".

Законом определены следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

    • общественная организация;

    • общественное движение;

    • общественный фонд.

    • общественное учреждение;

    • орган общественной самодеятельности.

Общественные  объединения можно классифицировать по следующим признакам-

    По территориальному статусу:

    • местные;

    • межрегиональные;

    • общероссийские.

    Министерством юстиции РФ в статусе общероссийских зарегистрированы более тысячи общественных объединений. По характеру деятельности:

    • в экономической  сфере и сфере труда;

    • в социальной сфере;

    • в общественно-политической сфере;

    • в сфере  досуга и отдыха;

    • в области  науки и культуры и т.п.

   По  оценкам экспертов, большая часть  НПО - 49% общественных организаций - осуществляют свою деятельность в социальной сфере, из них 37% - это общественно-гражданские  объединения, 11% - общественно-политические. 15% - производственные

    По принадлежностям  к социальным группам:

    молодежные, женские, ветеранские, предпринимательские  и др.

При всей их полифункциональности общественные объединения выполняют 2 основные задачи:

    • выражение  и реализация групповых интересов;

          • обеспечение и участие членов  объединений в управлении общественными делами и самоуправлении, а следовательно, в реализации принципов народовластия, демократии

    Экспертиза  показывает, что в большинстве  своем общественно-гражданская инициатива проявлялась и проявляется там. где существует проблема, с которой по идее должно справиться государство, но в силу многих причин не справляется. Государство нередко даже декларирует проблему, заявляет о важности, актуальности и намерении ее решать, - но не решает. Поэтому социальная группа, а иногда целый социальный слой, выдвигает наиболее активных своих представителей, объединяющихся в общественные организации и способных, с одной стороны, донести свои интересы до власти, с другой - по мере сил и возможностей самостоятельно решить проблему. И государство должно быть морально готово делегировать часть своих функций и полномочий общественным объединениям.

    Анализ  элементов опыта социальных отработок  в пилотных и других регионах позволяет  сделать вывод о том, что наиболее системное и перспективное взаимодействие государственных и общественных структур складывается в г. Москве.

    22 октября 1997 года Московской городской  думой принят Закон г. Москвы "О социальном партнерстве", регулирующий правовые основы  становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Москве с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия. 

Правовой  основой системы  социального партнерства являются международные нормы, Конституции РТ и РФ, законы и нормативно-правовые акты РФ и РТ.

Ст. 12 Конституции  РТ гласит: « экономические отношения  строятся на социальном партнерстве  между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем». В Конституции РТ права профсоюзов зафиксированы более детально, чем в Конституции РФ.

В ст. 6 Конституции  РТ профсоюзам гарантируется право  участвовать в управлении государственными делами через своих представителей в выборных органах. Профсоюзам удалось закрепить право законодательной инициативы в Верховном Совете по вопросам трудовых отношений и социальной защите (ст.94 Конституции РТ). В результате были разработаны и приняты законы «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах».

В 1991 году на республиканском  уровне впервые заключено двухстороннее  соглашение (правительство – профсоюзы), в 1992-1994 гг. – трехстороннее соглашение (правительство – профсоюзы –  Ассоциация промышленных предприятий), в 1995 году к стороне работодателей  присоединилась Торгово-промышленная палата республики. Ассоциация промышленных предприятий, Торгово-промышленная палата, Кабмин РТ, Федерация профсоюзов образовали Трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений.

 Федерация  Профсоюзов РТ координирует действия 19 отраслевых профсоюзов, 21 профкома, находящегося на профсоюзном обслуживании республиканского совета профсоюзов, 138 городских и районных комитетов профсоюзов, около 10000 первичных профсоюзных организаций, объединяющих 1,5 миллиона членов профсоюзов.

Представители сторон в комиссии проводят глубокой анализ ситуации, сложившейся в области  труда. Последовательно по мере урегулирования разногласий, формируются проекты  генерального, отраслевых и специальных  соглашений, которые потом становятся основой для заключения коллективных договоров.

В связи с  переносом центра тяжести решения  социальных проблем с республиканского на территориальное управление (город, район)  стала распространяться практика заключения соглашений между главами  администрации и координационными советами профкомов для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики территории.

Также специальные  соглашения между отраслевыми райкомами  профсоюзов и соответствующими хозяйственными отделами для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики отрасли и местных условий.

В результате многие социально значимые проблемы разрешаются  за счет средств местных бюджетов.

Заключение коллективных договоров – способ социальной защиты трудящихся. Ими охвачено 85% хозяйствующих субъектов (II место в России). Между профкомами и администрацией для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики предприятия или организации.

В коллективный договор включаются такие вопросы:

Форма, система  и размер оплаты труда.

 Механизм  регулирования оплаты труда, исходя  из уровня цен.

Занятость, переобучение.

Продолжительность рабочего времени, отпусков.

Улучшение условий  и охраны труда.

Добровольное  и обязательное медицинское и  социальное страхование.

Экологическая безопасность и охрана здоровья.

Льготы.

Социальное партнерство, обеспечение нормальных условий  функционирования работников.

Отказ от забастовок по условиям договора.

Контроль за выполнением договора.

Договора заключаются  на срок от 1 до 3 лет.

 «Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации».4

  Основным нормативным актом, регулирующим заключение коллективных договоров и соглашений, является Закон РФ от 11 марта 1992 года “О коллективных договорах и соглашениях”.

   С развитием и изменением экономической и социальной жизни общества роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись. В условиях становления и развития рынка труда в современных условиях и новых по своему характеру общественных связях в современной России происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнёрского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

   В настоящее время коллективный договор носит характер локально-правового нормативного акта, призванного служить трудовым кодексом для наёмных работников и работодателя в конкретной организации. Он является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права и в управлении предприятием.

Информация о работе Безработица. Социальное партнерство в сфере труда