Безработица. Социальное партнерство в сфере труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Содержание

Тема 1.Беработица. Закон РФ «О занятости населения» как регулятор рынка труда
Понятие безработицы, ее причины, виды и социальные последствия. Уровень безработицы.
Государственная служба занятости населения, ее обязанности и функции по обеспечению социальной защищенности безработных.
Методы государственного регулирования рынка труда на основе Закона «О занятости населения в РФ». Социальные гарантии и компенсации в связи с потерей работы.


Тема 2. Социальное партнерство в сфере труда
2.1. Социальное партнерство как определенный тип социально-трудовых отношений. Субъекты социального партнерства.
2.2. Механизм реализации системы социального партнерства, ее правовое регулирование в России. Коллективные соглашения и договоры.
2.3. Трудовые конфликты как особая форма трудовых отношений. Способы разрешения конфликтов на предприятиях.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по экономике труда на тему.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

Социально-экономические  последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.      Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости. Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.   Необходимо отметить, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.    Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

    Можно  предложить развернутую классификацию  наиболее значимых социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия  безработицы

Отрицательные

1. Обострение  криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной  напряженности. 

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение  социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой  активности.

Положительные

1. Повышение  социальной ценности рабочего  места. 

2. Увеличение  личного свободного времени. 

3. Возрастание  свободы выбора места работы.

4. Увеличение  социальной значимости и ценности  труда.  

II. Экономические последствия  безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание  последствий обучения.

2. Сокращение  производства.

3. Затраты на  помощь безработным. 

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного  уровня.

6. Недопроизводство  национального дохода.

7. Снижение налоговых  поступлений. 

Положительные

1. Создание резерва  рабочей силы для структурной  перестройки экономики. 

2. Конкуренция  между работниками как стимул  к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в  занятости для переобучения и  повышения уровня образования. 

4. Стимулирование  роста интенсивности и производительности  труда. 

   Безработица  – опасное  и  в  политическом  отношении  явление.  На  волне   массовой  безработицы  возникли  самые  реакционные  в  истории  человечества  политические  режимы (примером  может  служить  приход к власти  Гитлера  в  Германии  и  Пиночета в  Чили).

    Серьёзность   экономических,  социальных  и   политических  последствий  безработицы   служит  основанием   для  включения  в  число   основных  макроэкономических  функций  государства  политики  регулирования  ранка  труда  и  стабилизации  занятости.  

    ПОКАЗАТЕЛИ  БЕЗРАБОТИЦЫ.

 

    В экономической  теории используется два показателя, которые могут охарактеризовать картину экономической нестабильности на рынке труда - это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

    Показатель  уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и  рассчитывается  как  отношение  числа  безработных  к  совокупной  рабочей  силе: 

                  Число  безработных

        Уровень безработицы =  -------------------------------------  100

                  Совокупная  рабочая  сила 

    С  определенными  оговорками  можно  полагать,  что  совокупную  рабочую  силу  представляет  собой  все  самодеятельное  население  страны.  Это  последнее  представляет  собой  разность  между  общей  численностью  населения  и  той  его  частью,  которая  еже  или  уже  не  работает  по  возрасту  или  по  болезни.  В  числителе  этого  отношения  обычно  принимают  во  внимание  число  безработных,  которые  зарегистрированы  официально.    Разумеется,  в  периоды  кризисов  и  депрессии  уровень  безработицы  возрастает,  в  периоды  подъема  и  бума – сокращается Продолжительность  безработицы  характеризуется средним периодом  времени перерыва  в работе. 
     
     
     

    1. Государственная служба занятости населения, ее обязанности  и функции по обеспечению социальной защищенности безработных.

Для реализации государственной политики в области  занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

      В связи с этим, нового определения  потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено. Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие. Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. 

     Функции службы занятости  многообразны:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

    Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации  в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

  1. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  2. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

    Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая  их профессиональной подготовке, учитывающая  возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

  1. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

    В настоящее  время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

  1. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

    В связи с  этим необходима разработка новой концепции  развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

  1. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

    В законе определен  статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство  не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

  1. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  2. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
  3. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
  4. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Информация о работе Безработица. Социальное партнерство в сфере труда