Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:01, реферат
Создание системы формирования занятости - результат осознанной необходимости включения занятости в качестве составного элемента в систему управления социально-экономическими процессами, отражение тенденции нарастания целостности системы управления и т.д.
1. Введение
2. Сегодняшняя ситуация в области занятости населения
3. Внутрифирменная безработица
4. Безработица
5. Государственная политика занятости
6. Список литературы
Данный факт со всей очевидностью свидетельствует о том, что вопреки всем ожиданиям масштабы скрытой безработицы в экономике не только не сократились, но и заметно возросли, использование рабочей силы было нерациональным, а падение уровня производительности труда стало одной из характерных черт общего кризиса экономики.
В условиях развитого рыночного хозяйства при отлаженном антимонопольном законодательстве действует механизм конкуренции, при котором существует тесная связь динамики объемов производства и численности занятых. По некоторым данным 20% спада производства может сопровождаться 10-15% высвобождения персонала.
В современной
России ныне иные условия: 80% экономики
находится в собственности
Среди причин подобного развития событий следует, прежде всего, назвать повышение роли трудовых коллективов в управлении государственными предприятиями, что неизбежно сопряжено с усилением давления на администрацию "снизу" с целью сохранения численности занятых (или увеличения зарплаты). Далее, несмотря на увеличение зарплаты, труд все еще остается относительно дешевым фактором производства, что способствует росту спроса на него. Наконец, еще не действует в полную силу механизм банкротства нерентабельных и убыточных предприятий. Последнее означает, что относительно стабильный уровень занятости в экономике фактически обеспечивается за счет бюджетных средств. Сохранению внутрифирменной безработицы также способствует ряд факторов качественного характера:
во-первых,
объективная необходимость
во-вторых,
при наличии возможности
наконец,
в-третьих, представление компенсационных
выплат работникам предприятий, находящимся
в вынужденных отпусках, без сохранения
зарплаты. По объективным причинам
в связи с задержкой платежей
за отгруженную продукцию или
выполнение услуги (работы), трудностями
сбыта, отсутствием сырья и
Безработица
Теперь мы столкнулись с реальным существованием безработицы, "принципиально недопустимой" в соответствии с установками тоталитарного государства. Преследуемая антирабочим законодательством и полностью замалчиваемая в годы застоя, она встала перед нами в полный рост, как острая социальная проблема в период перестройки. Вместе с гласностью как снег на голову посыпались сообщения о массовой незанятости в Средней Азии и других регионах, о сложностях трудоустройства работников министерств и ведомств в Москве. По данным статистики на территории, относимой к СССР, на начало 1991 года уже было 13 млн. человек, не занятых в народном хозяйстве, из них 4 млн. (около 2.5% трудовых ресурсов) - те, кто искали работу и не смогли ее найти, или, наоборот, уклонялись от всеобщей занятости. Для рыночной экономики естественна резервная армия труда - это нормальное состояние экономики. Мы наконец признали сам факт существования безработицы. Становится очевидным, что обострение проблемы занятости имеет объективную основу. Эту основу составляют структурные сдвиги, технологическая перестройка, экономические реформы.
С 1 июля
1991 года обрели силу социальные гарантии
безработным, предусмотренные
Говоря об идеологии, положенной в основу российской политики занятости, нужно отметить, что законодательство признает безработицу главным образом как право человека подыскивать себе подходящую работу, а не как закономерный процесс формирования и функционирования развитого рынка труда. Закон действует от трудоустройства: человеку, зарегистрированному в службе занятости, в первую очередь предлагают работу и, если она окажется подходящей, направляют его туда. Необоснованный с точки зрения администрации органов занятости отказ от предложенной работы приводит к тому, что выплата пособия по безработице откладывается. Если подходящей работы нет, то законодатель стремится занять зарегистрированного безработного на временных работах, вводя институт, так называемых, общественных работ или предлагает переквалификацию с гарантией последующего трудоустройства. И только в крайнем случае, когда все возможности обеспечить занятость исчерпаны, безработный получает пособие. Таким образом, предложена к реализации, апробированная на западе социально-демократическая модель регулирования занятости и безработицы, рассчитанная на активную политику на рынке труда. Стержнем ее является высокоразвитая служба трудоустройства, располагающая достаточным банком вакансий, и система профориентации высвобождаемых работников и безработных. Но инфраструктура нашего еще только формирующегося рынка труда этим не располагает.
Пока
можно говорить о переходном характере
безработицы. Нынешняя безработица
еще не отражает общих процессов
функционирования рыночной экономики,
она является результатом развала
отживающих хозяйственных и управленческих
структур со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Возник целый ряд
социально-психологических
И все
же безработица имеет гораздо
более глубокие обоснования, определяющиеся
всем ходом социально-экономического
развития. Можно сказать, что она
- не только результат перехода к
рынку труда, но и условие эффективной
занятости. Безработицу нельзя сводить
лишь к проблеме социальной защиты.
Это фактор, воздействующий на повышение
реальной заработной платы и престижа
высокопроизводительного
Государственная политика занятости
Переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что объективно требует разработки государственной политики занятости и механизма ее реализации, включая социальную поддержку безработных.
Общество,
формирующее в экономике
Система
регулирования занятости
Регулирующая
функция государства состоит
в том, чтобы максимально сблизить
спрос на наемную рабочую силу
(со стороны работодателей) и предложения
трудоспособного населения. Причем
сближение и сбалансированность
необходимо обеспечить не только по количеству
и качественной структуре, но и во
времени и пространстве, на макроуровне
и на микроуровне. В силу регулирования
занятости объектом микроуровня
является предприятие, как первичное
звено экономики, и город (населенный
пункт), как первичное звено
Исходным
пунктом правительственной
Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием на факты высвобождения работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и увеличением безработицы. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения эффективности производства не обратятся к резервам производительности труда.
Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости. До середины 1992 года в этом деле задействованными оказались Министерство труда и занятости, Министерство экономики и Министерство образования.
По моему
мнению, состав центральных органов
исполнительной власти, призванных взаимодействовать
при разработке и реализации государственной
политики занятости, целесообразно
расширить за счет привлечения Госкомитета
РФ по высшему образованию и Комитета
по делам молодежи (регулирование
распределения выпускников
Разработка и реализация политики занятости населения во многом зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости "по вертикали" и "по горизонтали" индивидуализированных субъектов рыночных отношений в сфере занятости населения - работодателя и наемного работника (трудоспособного лица, ищущего работу), интересы которого представляют соответственно ассоциации (союзы) работодателей и объединения профсоюзов. В современных условиях "ахиллесовой пятой" является слабое взаимодействие органов государственной службы "по горизонтали" с региональными структурами исполнительной власти. Важное значение приобретает взаимодействие региональных центров занятости населения, предприятий и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки кадров (работающих и незанятых) на договорной основе. Эффективное взаимодействие заинтересованных субъектов и организации этого процесса будет способствовать нормальному функционированию рынка рабочей силы, приспособляемого к требованиям рынка рабочих мест. Поставленная во главу угла государственной политики занятости цель - минимизировать на социально допустимом уровне безработицу на основе сокращения спада производства, его стабилизации и последующего роста - может быть достигнута при условии разработки и реализации экономического механизма обеспечения занятости населения и функционирования так называемого внешнего рынка труда.
Информация о работе Безработица и политика занятости в современной России