Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:01, реферат
Создание системы формирования занятости - результат осознанной необходимости включения занятости в качестве составного элемента в систему управления социально-экономическими процессами, отражение тенденции нарастания целостности системы управления и т.д.
1. Введение
2. Сегодняшняя ситуация в области занятости населения
3. Внутрифирменная безработица
4. Безработица
5. Государственная политика занятости
6. Список литературы
ФГБОУ НОВОСИБИРСКИЙ ГОУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВПО
Экономический институт
Кафедра:
Экономической теории
Контрольная работа по дисциплине макроэкономика на тему:
Безработица
и политика занятости
в современной
России
Выполнил: студентка гр. 4208
Новосибирск 2011
План
ВВЕДЕНИЕ
К числу
актуальных задач перестройки управления
экономикой следует отнести
Создание системы формирования занятости - результат осознанной необходимости включения занятости в качестве составного элемента в систему управления социально-экономическими процессами, отражение тенденции нарастания целостности системы управления и т.д.
Эффективная
занятость предполагает способность
общественной системы хозяйствования
обеспечить экономические и социальные
условия воспроизводства
Становление
системы эффективной занятости -
поступательный процесс овладения
обществом искусством сопряженного
управления, совокупностью социально-
Условиям экстенсивного развития экономики соответствовал хозяйственный механизм, в котором отраслевая система управления воспроизводством рабочей силы дополнялась территориальной системой управления трудовыми ресурсами: организацией их распределения, перераспределения и контроля за использованием. Движение других важнейших компонентов занятости - рабочих мест и фонда жизненных средств - образовывало относительно самостоятельные воспроизводственные потоки, несогласованные в должной мере с тенденцией воспроизводства и размещения трудовых ресурсов по территории. Это привело к глубоким диспропорциям в размещении рабочих мест и трудовых ресурсов, сосуществованию районов с преимущественным трудоизбытком и трудодефицитом, территориальной дифференциации условий жизни и обеспеченности населения социальными благами и услугами, к массовым нерациональным по своей направленности перемещением людей по территории и между отраслями.
В настоящее
время существует возможность и
необходимость активного
Первый
этап перестройки ознаменовался
принятием ряда законов и постановлений,
качественно меняющих условия занятости
в нашей стране. Впервые в истории
развития экономики была осознана необходимость
нарастания масштабов высвобождения
рабочей силы, насущная проблема стимулирования
данного процесса в целях создания
простора для ускорения научно-
Принятые
в период перестройки законы и
постановления, существенно изменяющие
условия занятости, ознаменовали ослабление
жесткой регламентации
Сегодняшняя ситуация в области занятости населения
Опыт минувших годов наглядно обнаружил недостаточную подготовленность службы занятости к оперативному решению вопроса занятости при массовом высвобождении работников с предприятий. Практика показала, что трудоустройство людей с учетом личных и общественных интересов на другие предприятия, учреждения, организации - не простое дело. Как пример можно привести случай, когда крупномасштабное мероприятие по высвобождению работников, проведенное на транспорте Миннефтепрома при переводе на новые условия организации оплаты труда, обеспечившие сокращение 400 тысяч работников сопровождались напряженностью и неудовлетворенностью людей, большой бесполезной растратой времени и сбоями в работе трудовых коллективов. Выявилось несоответствие уровня развития материально-технической базы службы трудоустройства и ее кадрового обеспечения потребностям оперативного согласования спроса на труд с предложением рабочей силы, изменившимся условиям хозяйствования и интересам трудовых коллективов. Это серьезное препятствие на пути распространения рыночных отношений. Все еще не работает, как следует механизм заинтересованности трудовых коллективов в высвобождении работников в связи с ростом производительности труда и продолжают накапливаться резервы рабочей силы в отраслях материального производства. Можно выделить ряд факторов, которые будут сдерживать высвобождение работников в дальнейшем. Прежде всего, это законодательство, сохраняющее за большой группой лиц гарантии занятости на предприятиях независимо от эффективности и качества их работы; неподготовленность психологии людей к необходимости смены работы и системы трудоустройства к организованному устройству на работу большого числа одновременно высвобождающихся работников, лиц разных категорий. Наконец, неизжитые и "собесовские" представления о социальной защите и поголовной занятости, допускающие праздность определенной части работающих, безмятежное сидение на облюбованном рабочем месте, получение за это незаработанных денег. В результате высвобождение работников в большинстве отраслей материального производства еще не стало устойчивым источником недостающих кадров для предприятий, испытывающих потребность в рабочей силе. Оно выполняет пока преимущественно фиктивную функцию по освобождению от плохих работников, чем усложняется их трудоустройство.
Расширяется
круг задач, которые предстоит решать
всем звеньям системы
Принципы
перестройки системы
Совершенствование
управления трудовыми ресурсами
можно рассматривать как
Исходным
звеном перестройки системы
К настоящему
времени прошли экспериментальную
апробацию разнообразные
В этой
связи представляется необходимой
дальнейшая отработка и уточнение
принципов и механизма
Вызывает сомнение правомерность принятия порядка финансирования социальных выплат, связанных с процессом высвобождения и переподготовки. При увольнении ответственность за социальное обеспечение и переподготовку высвобожденных работников возложена на предприятия, осуществляющее их высвобождение и прием на работу. В условиях рынка, когда зарплата должна быть каждым заработана, такой порядок ставит заведомо трудовые коллективы в невыгодное положение. Перенесение на них расходов по социальным выплатам в связи с трудоустройством данного контингента создает барьер на пути активизации высвобождения работников за пределы предприятий.
При расторжении трудового договора в случае сокращения штатов и высвобождения людей за пределы предприятий должны быть предусмотрены альтернативы социальной защиты человека - гарантированы определенные преимущества данному контингенту в очередности получения работы на других предприятиях по сравнению с уволившимися с работы по собственному желанию; предоставлено право досрочного выхода на пенсию лицам пред пенсионного возраста с частичной компенсацией потерь заработка; продлена продолжительность периода социальных выплат и предусмотрен порядок их финансирования в случае невозможности организации трудоустройства по специальности в определенный законом срок; организованы низкооплачиваемые общественные работы за счет бюджета местных органов власти ( в частности по созданию объектов социальной сферы) с последующей гарантией предоставления работы по специальности и т.п. Местные органы власти должны иметь в своем распоряжении специальный фонд средств для финансирования разного рода затрат по обеспечению занятости и реализации права людей на труд.
Внутрифирменная безработица
Сложившиеся в России феномен характеризуется тем, что продолжающийся спад производства пока не сопровождается адекватным сокращением занятости и высвобождением работников. По оценке Госкомстата РФ примерно 9% рабочих мест или 2 млн. работников промышленности были условно безработными (неполная рабочая неделя, целодневные простои, вынужденные отпуска и т.д.).
Информация о работе Безработица и политика занятости в современной России