Безработица и ее типы. Особенности современной безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей
макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая
дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество
общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить
материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся
ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих
производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным
интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности,
в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их
таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический
стресс.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1.Безработица: сущность и типы ……………………………………. .. .………...4
2.Особенности современной безработицы …………………………...........13
3.Безработица в Республике Беларусь: причины, особенности,
динамика…...20
Заключение …………………………………………………………………......... 26
Использованная литература …………………………………………………….. 27

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 258.00 Кб (Скачать)

любой стране для решения этой  проблемы  приходится  использовать  различные

методы. 

   Уровень  фрикционной безработицы может  быть снижен за счет: 

. улучшения  информационного обеспечения рынка  труда. Во  всех  странах   эту

   функцию  выполняют организации  по  трудоустройству  (биржи  труда).   Они

   собирают  у работодателей информацию о  существующих вакансиях  и   сообщают

   ее  безработным; 

. устранения  факторов,  снижающих  мобильность   рабочей  силы.  Для  этого

   необходимо, прежде всего: 

      а) создание развитого рынка  жилья; 

      б) увеличение масштабов жилищного  строительства; 

      в) отмена административных преград  для переезда из одного  населенного

пункта  в другой 

       Сокращению структурной безработицы  более всего способствуют программы

профессионального переобучения и  переквалификации.  Такого  рода  программы

должны   привести   к   тому,   чтобы   рабочая   сила   наилучшим   образам

соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта  задача достигается  программой

профессиональной  подготовки,  информацией  о  рабочих   местах.   Программы

профессиональной  подготовки обеспечивают как подготовку на  рабочих  местах,

так и  в специальных учебных заведениях для безработной,  молодежи,  а  также

для рабочих  старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей. 

      Наиболее трудно бороться с  циклической безработицей. Для решения  такой

задачи  наиболее эффективными являются следующие меры: 

      Создание условий для роста  спроса на товары. Так как   спрос  на  рынке

труда –  производный и зависит от ситуации на  рынках  товаров  и  услуг,  то

занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные  рынки

предъявят  больший  спрос  и  для  его  удовлетворения  надо  будет   нанять

дополнительных  работников. 

      Способами увеличения спроса  являются: 

. стимулирование  роста  экспорта.  Это  может   привести  к  росту  объемов

   производства  и, соответственно, -  занятости на них; 

. поддержка  и поощрение инвестиций  в   реконструкцию  предприятия   с  целью

   повышения  конкурентноспособности продукции. 

      Создание условий для сокращения  предложения труда. Очевидно,  что  чем

меньше  людей претендуют на рабочие места, тем легче найти  работу  даже  при

том же числе  свободных рабочих мест. Сократить  число  претендентов  на  эти

места и, более того  высвободить  дополнительные  вакансии  для  безработных

вполне  реально. 

      Некоторое  облегчение   может   принести,   например,   предоставление

возможности  досрочного  выхода  на  пенсию  работникам,  еще  не  достигшим

пенсионного  возрасти.  В  России,   например,   при   упразднении   органов

управления  союзного уровня работавшим в их штатам  мужчинам  позволяли  уйти

на пенсию в 57-58 лет,  а  женщинам  –  в  53-54  года.  Без  этого  пожилым

служащим  пришлось бы искать работу. А поскольку  шансов на трудоустройство  в

этом возрасте у них  было  немного.  Они  увеличили  бы  армию  безработных.

Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие  событий.  Вместе  с

тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных  масштабах,

так как  он влечет существенное увеличение пенсионных выплат. 

      Создание условий для роста  самозанятости. Смысл такого  рода  программ

состоит в том, что людям помогают открыть  собственное дело, чтобы они  могли

прокормить  себя и свою семью, даже  если  им  не  удается  найти  работу  по

найму. 

      Реализация  программ  поддержки   молодых  работников.  Тяжелее   всего

безработица ударяет по пожилым (их уже никто  не хочет брать на работу  из-за

падающей  производительности труда и ухудшения  здоровья) и самым молодым  (их

еще никто  не хочет брать на работу из-за низкой  квалификации  и  отсутствия

опыта). 

      Для помощи молодежи могут использоваться различные методы: 

     1. экономическое стимулирование  молодежной занятости; 

     2. создание специальных фирм, предлагающих  работу именно молодежи 

     3. создание центров обучения молодых  людей тем профессиям, в которых

        шансы на занятость наиболее  велики. 

      Список программ сокращения безработицы  можно продолжать еще долго,  но

важно понимать, что все эти программы не могут  полностью  ликвидировать  или

существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается

лишь при  общем улучшении экономической  ситуации в стране. 

      Что же должно предпринимать  государство, чтобы проблема безработицы  не

стояла  перед  нами   так   остро?   Прежде   всего,   политика   занятости,

вырабатываемая  государством,  должна  иметь  предупреждающий   характер   и

включать  комплекс мер государственного регулирования,  предотвращающих  рост

безработицы. 

      Вот наиболее важные меры такого  рода: 

     1. Перераспределение имеющегося  спроса на  труд  путем  стимулирования

        перехода предприятий на неполный  рабочий  день,  неполную  рабочую

        неделю и т.п. Такие предприятия  должны получить  налоговые   льготы,

        чтобы компенсировать затраты  на прием новых работников. 

     2.   Бюджетное   субсидирование   дополнительной   (по   отношению   к

        фактическому уровню) рабочей силы  на действующих предприятиях.  Оно

        может иметь вид кредитования  государством  зарплаты  дополнительно

        нанятых рабочих. 

     3. Снижение фактического предложения рабочей  силы  за  счет  снижения

        установленного законом пенсионного  возраста. Такой же эффект  может

        обусловить  развитие  служб   переподготовки  кадров   и   повышения

        квалификации. 

     4.  Предоставление  рабочих мест,  не  ориентированных на  получение

        прибыли, а связанных с  работой   в  интересах  общества,  например:

        работа в области охраны окружающей  среды и т.д. 

     5. Переход к созданию системы  социального  партнерства,  в   том  числе

        создание механизма выработки  трехсторонних соглашений (работодатели

        - профсоюзы -  государство)  с   целью  ограничить  рост  заработной

        платы.  С  работодателей   следует  взимать   налог   на   средства,

        дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его  на

        субсидирование занятости. 

     6. Расширение занятости в будущем  зависит и от иностранных инвестиций.

        В   целом   инвестиции   в    реконструкцию    и    технологическое

        переоборудование предприятий будут иметь  трудосберегающий  эффект.

        Но увеличение капитальных вложений  означает создание новых  рабочих

        мест. 

     7.  Значительно  сократить   количество   незанятых   можно   за   счет

        структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии

        обладает большим потенциалом  для увеличения занятости, ходя  даже ее

        стабилизация сегодня будет большим   плюсом  в  регулировании   рынка

        труда. 
 
 

             ГОСУДАРСТВЕННАЯ   ПОЛИТИКА  ЗАНЯТОСТИ.

В    отношении   безработицы   государство    располагает    тремя    видами

политики:  социальной,  макроэкономической  и  в  сфере  занятости.

      Функция    социальной   политики     состоит   в    оказании    помощи

безработным   с  целью  поддержания  их  жизненного  уровня.

       Макроэкономическая  политика  предполагает  использование    денежно-

 кредитных   и  бюджетно- налоговых   мер    для  сокращения  безработицы.

       Политика  в   сфере   занятости   направлена    на   создание   новых

рабочих    мест,    системы    переподготовки     кадров,     центров     по

трудоустройству  и  т.д.

        Все   методы    и   меры,   с    помощью    которых      государство

воздействует  на  занятость  и   безработицу,   можно   разделить   на   две

группы: активные  и  пассивные.

      Активные  меры   нацелены   на   создание     дополнительных   рабочих

мест. К  числу   активных   мер   принадлежат,   во-  первых,   кейнсианская

макроэкономическая    политика,      направленная    на       стимулирование

совокупного   спроса     за   счет    средств    госбюджета.   Во-   вторых,

организационные   законодательные   и    финансовые     меры    государства,

которые     включают:     организацию      системы        образования      и

производственно- технического   обучения     кадров   на   базе   служб   по

трудоустройству    и    предприятий;     регулирование      отраслевой     и

региональной    мобильности  кадров;   расширение   производства     товаров

и   услуг   за   счет   роста    государственных   субсидий;   осуществление

программ  общественных  работ  в  коммунальном   хозяйстве,   строительстве,

Информация о работе Безработица и ее типы. Особенности современной безработицы