Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:54, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей
макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая
дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество
общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить
материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся
ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих
производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным
интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности,
в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их
таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический
стресс.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1.Безработица: сущность и типы ……………………………………. .. .………...4
2.Особенности современной безработицы …………………………...........13
3.Безработица в Республике Беларусь: причины, особенности,
динамика…...20
Заключение …………………………………………………………………......... 26
Использованная литература …………………………………………………….. 27
Следует отметить, что в республике наблюдается несоответствие
спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только
35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по
рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных
каждый третий -- специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня
испы-тывает
большую потребность в
и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется
большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы,
которая к тому же выплачивается несвоевременно (задолженность по зарплате в
сельском
хозяйстве составляет более 31,4 млрд.
руб.)
Прогнозы Минтруда неутешительны: численность безработных будет
возрастать и в 2003г. может приблизиться к цифре в 230 тыс. человек (около
3% от экономически активного населения страны). Кроме того, остается
высоким число людей, которые официально не учитываются ни по одной из сфер
деятельности. Они либо находятся на иждивении у родственников, либо заняты
в теневой экономике. Численность такого рода "безработных" составляет 840
тыс. человек. И даже если небольшая часть этих людей обратится в службы
занятости,
это осложнит ситуацию на рынке труда.
К слову, сегодня значительная часть граждан не желает
регистрироваться в службе занятости. Основная причина -- невысокий размер
пособия по безработице (16 тыс. 400 рублей, или 8% от средней заработной
платы по стране). Однако для того чтобы его получить, зарегистрированному
безработному необходимо выполнить ряд процедур, предусмотренных Законом "О
занятости". В частности, принять участие в оплачиваемых общественных
работах, на что соглашаются далеко не все (пособия получают почти 55,5 тыс.
человек). Помимо этого сейчас готовится принятие изменений и дополнений в
Закон "О занятости", в котором планируется ограничить максимальный срок
пребывания на учете в службе занятости тремя годами (сегодня, напомним,
временные рамки отсутствуют). Кстати, средняя продолжительность безработицы
в первом
полугодии 2002г. составила 6,7 месяца.
В Минтруда исходят из того, что безработица была, есть и будет,
задача же государственных органов занятости состоит в том, чтобы не
допустить длительную безработицу конкретного человека. Поэтому основной
упор будет сделан на профориентационную работу со школьниками,
переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской
деятельности.
[*По данным НЭГ №64 (584) от 30.08.2002г.]
Ниже приведены таблицы,
безработных в РБ. по областям и численность безработных, зарегис-
трированных
в органах государственной службы занятости.
Численность и трудоустройство
безработных *
в Республике Беларусь по
в октябре 2002 г.
| |Численность |Трудоустроено |Уровень |
| |безработных |безработных, |безработицы |
| |на конец |тыс. человек |на конец |
| |октября 2002 | |октября |
| |г., | |2002 г., % |
|
|тыс. человек |
| | |октябрь |октябрь | |
| | |2001 г. |2002 г. | |
|Республика Беларусь|128,6 |12,6 |12,7 |2,9 |
|Области: | | | | |
|г. Минск |16,3 |0,9 |1,0 |1,8 |
|Минская |16,6 |1,8 |2,0 |2,6 |
|Гродненская |14,4 |1,6 |1,5 |2,9 |
|Брестская |18,7 |2,2 |1,7 |3,0 |
|Гомельская |21,7 |1,9 |2,2 |3,3 |
|Могилевская |18,8 |1,8 |1,8 |3,7 |
|Витебская
|22,1 |2,4
|2,5 |3,9
|
[*http://www.president.gov.by/
Как видно из данных в таблице в регионах дела обстоят не
лучшим образом. В ряде городов и районов республики уровень безработицы
значительно
превышает среднереспубли-
являются
Витебская и Могилевская
безработицы составил соответственно 3,9% и 3,7%. Причина такого положения
кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных
городов.
Одно-два градообразующих
в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или
города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость
военнослужащих и членов их семей в военных городках, где произошел вывод
войск.
Численность экономически
|
|Тыс.человек
|
|
|1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999
|2000 |2001 | |Экономически активное
|4527,9 |4527,8 |4542,0 |4537,0 |4519,5 |100 |100 |100 |100 |100 |100
|100 | | мужчины |2147,5 |2193,1 |2184,8 |2183,9 |2163,2 |2151,5
|2126,8 |47,5 |48,3 |48,3 |48,2 |47,6 |47,4 |47,0 | | женщины |2376,7
|2343,9 |2343,1 |2343,9 |2378,8 |2385,5 |2392,7 |52,5 |51,7 |51,7 |51,8
|52,4 |52,6 |53,0
| |[*http://www.president.gov.
Численность безработных,
в органах государственной службы
занятости
(на конец года)
|1995 |1997 |1998
|1999 |2000 |2001 | |Численность безработных,
тыс. человек |131,0 |126,2 |105,9 |95,4 |95,8 |102,9 | | из них:
| | | | | | | | мужчины |46,7 |42,1 |35,3 |34,2 |37,6
|40,8 | | женщины |84,3 |84,1 |70,6 |61,2 |58,2 |62,1 | |Уровень
официально
зарегистрированной безработицы
(в процентах
от экономически активного
|2,3 | |[*http://www.president.gov.
В то же время, если принимать во внимание уровень скрытой
безработицы, а также число граждан, не ставших на учет в государственных
органах занятости и занимающихся собственным трудоустройством
самостоятельно, то реальный уровень безработицы может быть исчислен
десятками процентов. Точные данные о структуре и квалификационно-
образовательном уровне незарегистрированных безработных получить
практически
невозможно.
ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ.
Последствия безработицы
и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие
законодательные
и экономические меры по ограничению
безработицы:
1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа
рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное
налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере
инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и
т.д.;
2. стимулирование
самозанятости населения,
3. расширение
форм, сфер и условий
4. разрешение
трудовой эмиграции;
5. активное применение в государственном и негосударственном секторах
экономики
гибких форм занятости и др.
В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база
по содействию
безработным в организации
Постановлением Министерства
изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы
занятости
безработным в организации самостоятельной
занятости».
В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное
дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской
деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150
минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному
компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в
качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных
действий,
связанных с организацией самозанятости.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно
сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует,
Информация о работе Безработица и ее типы. Особенности современной безработицы