Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:02, курсовая работа
В настоящее время такой переходный период к рыночным отношениям осуществляется в Республике Беларусь. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы. В свою очередь проблема безработицы неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью и оказывает сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы ведет за собой потерю дохода, а, следовательно, снижение жизненного уровня, т.к. заработная плата для большинства людей – единственный источник доходов, также это и психологический стресс. У человека появляется неуверенность в себе, в своем будущем.
Введение 5
1. Теоретические основы безработицы как экономической категории 6
1.1.Сущность и причины безработицы 6
1.2.Классификация безработицы 10
2. Особенности безработицы в переходной экономике 15
2.1. Безработица в странах СНГ 15
2.2. Анализ безработицы в Республике Беларусь в 2000-2011 гг. 17
2.3 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь 22
Заключение 24
Список использованных источников……………………………………….26
К тому же в настоящее время мало эффективны целевые комплексные программы по сдерживанию массовой безработицы и созданию альтернативных рабочих мест, практически не совершенствуются программы профориентации молодежи, а значит, не осуществляется необходимая переподготовка кадров на перспективу, не определены приоритеты развития сфер производственной и непроизводственной деятельности, в том числе и в сельскойместности.
Итак, в данной главе нами были рассмотрены
особенности безработицы в
Понятия «безработный» и «неработающий» не являются равнозначными.
Основными показателями, используемыми для характеристики занятости, являются: полная занятость, естественный уровень безработицы, норма безработицы и другие.
В настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой белорусской экономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес. [13].
Общее число безработных, определяемое по методологии Международной организации труда, т.е. включая численность ищущих работу самостоятельно (без обращения в службы занятости), по данным выборочных обследований населения в I квартале 2011 года, составило: в Казахстане - 0,7 миллиона человек (9,7% численности экономически активного населения), Молдавии - 140 тысяч (9,8%), России - 6,5 миллиона (9,2%), Украине (в декабре 2010 года) - 2,6 миллиона человек (11,2%).
Число безработных, официально
зарегистрированных в службах занятости,
в большинстве стран
Таблица 2.1-Уровень безработицы на регистрируемом рынке труда в январе-апреле 2011 года (на конец месяца)
Тысяч человек |
В % к экономически активному населению | |||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
январь |
февраль |
март |
апрель | |
Азербайджан |
51,1 |
51,5 |
51,9 |
52,3 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
Армения |
127,3 |
128 |
128 |
127,7 |
9,1 |
9,1 |
9,1 |
9,1 |
Белоруссия |
137,4 |
143,4 |
145,7 |
146,5 |
3,1 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
Грузия |
36,7 |
39,6 |
40,5 |
41,3 |
… |
… |
… |
… |
Казахстан |
197,1 |
196,8 |
192,3 |
191,6 |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
Киргизия |
60,3 |
60,8 |
61 |
61,3 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
Молдавия |
28,8 |
34 |
34,8 |
33,4 |
1,8 |
2,1 |
2,2 |
2,1 |
Россия |
1550,2 |
1620,6 |
1627,7 |
1633,3 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
Таджикистан |
46 |
46,1 |
46,6 |
47,5 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Украина |
1061 |
1100,9 |
1109,4 |
1107,3 |
3,9* |
4,0* |
4,0* |
4,0* |
* в % к трудоспособному
населению в трудоспособном
Примечание – Источник: [12, с.37, таблица 2].
По сравнению с
Потребность предприятий в работниках (число свободных рабочих мест, заявленных в службы занятости) на конец апреля 2011 года выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в Азербайджане на 11%, Армении - на 25%, Казахстане - на 16%, Киргизии - на 65 %, Молдавии - на 47%, Таджикистане - на 30%, Украине - на 13%; снизилась - в Белоруссии - на 2%; осталась на уровне прошлого года - в России.
При этом напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службах занятости, в расчете на одну вакансию) изменилась в Азербайджане с 9 человек на конец апреля 2010 года до 8,5 человека на конец апреля 2011 года, Армении - со 188 до 146, Белоруссии - с 3,7 до 4,7, Казахстане - с 21 до 13, Киргизии - с 36 до 22, Молдавии - с 15 до 10, России - с 1,6 до 2,0, Таджикистане и Украине - с 9 до 8 человек.
Средний размер пособия по безработице в Азербайджане изменился с 20% средней заработной платы в апреле 2010 года до 29% в апреле 2011 года, Армении - с 13% до 10%, Молдавии - с 21% до 19%, Таджикистане - с 34% до 27%, Украине - с 27% до 26%, в Белоруссии - остался на уровне прошлого года - 8%. В России средний размер пособия по безработице в Iквартале текущего года составил 800 рублей (17% средней заработной платы).Интенсивность процессов на рынке труда во многом зависит от продолжительности безработицы. Средняя продолжительность безработицы в Азербайджане в 2011 году составила 16,3 месяца, в 2010 году - 16,2 месяца, в Армении - соответственно 15,6 и 15,5, Казахстане - 8,8 и 8,6, Киргизии -10,1 и 9,7, Молдавии - 6,6 и 7,0, России - 5,4 и 5,3, Таджикистане - 5,8 и 4,3, Украине - 7,7 и 9,0 месяца. В Белоруссии продолжительность безработицы сохранилась на уровне 2010 года - 6,4 месяца.
Более года состояли на учете в 2010 году в Азербайджане 85% численности безработных, в 2009 году - 60%, Армении- 79% и 78%, Казахстане - 33% и 34%, Киргизии - 34% и 29%, Молдавии - 16% и 18%, Таджикистане - 12% и 5%, Украине - 18% и 26%; в Белоруссии и России, как и в прошлом году, - соответственно 12% и 10% .
* по безработным, снятым с учета в течение года
** от 1 до 4, от 4 до 8 и от 8 до 12 месяцев
*** по безработным, трудоустроенным в течение года
Рисунок 2.1- Безработные, состоящие на учете в службах занятости стран СНГ, по продолжительности безработицы в 2011 году (на конец года в %)
Примечание – Источник: [12, с.47, таблица 2]
Общим явлением для многих
стран СНГ можно назвать
Рынок труда (как объект управления) состоит из трех элементов: предложение, спрос и цена рабочей силы, которые взаимосвязаны. Например, регулируя предложение, государство тем самым воздействует на цену и спрос рабочей силы. В результате регулирования динамики спроса, предложения и цены рабочей силы происходят снижение, рост и стабилизация уровня занятости. В республике для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы применяется комплексная система регулирования занятости, которая включает индикативное планирование, информационные, социологические и маркетинговые исследования спроса на рабочую силу, стимулирование трудоустройства, анализ социальных последствий безработицы. Характер регулирования занятости у нас определяется динамикой воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры экономики, демографическими процессами, уровнем производительности труда. [14].
Обычно, развивающиеся страны,
к которым относится и
Таким образом, в республике реализовывалась не монетарная модель, а кейнсианский подход на рынке труда, когда спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе – объемом производства, который за счет эмиссионной политики наращивался. Данная политика имела временный эффект, поэтому составляет основу современной политики правительства на рынке труда.
Показательно, что в республике безработица измеряется не с помощью обследований, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.
На рынке труда спрос на молодежь во многом зависит от заинтересованности в получении образования. В последние годы в республике заметно сократился прием учащихся в ПТУ. Такая неблагоприятная тенденция стала складываться под влиянием роста не заинтересованности молодежи в получении профессионального образования, а работодатель – в приеме работников, только что закончивших учебные заведения.
Для белорусского рынка труда характерны:
- применение жестких мер
по поддержанию стабильного
- ограничение миграциирабочей
силы (сохранение института
В соответствии с Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. №125-З "О занятости населения Республики Беларусь" ежегодно разрабатываются Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.
Основными мерами, принятыми
для достижения целей политики в
сфере занятости населения
- организация работы отраслевых
органов государственного
- развитие и повышение
качества и мобильности
- содействие развитию
предпринимательской
- развитие системы оплачиваемых общественных работ;
- содействие территориальному перемещению рабочей силы;
- содействие организации
временной трудовой занятости
учащейся и студенческой
- информационное обеспечение
населения о возможностях
- социальная поддержка
безработных путем выплаты им
пособий по безработице и
Для реализации государственной
политики в области занятости
населения и обеспечения
Ситуация на рынке труда
г. Минска в 2011 году в целом характеризовалась
ростом занятости, увеличением спроса
на рабочую силу, относительно невысоким
и стабильным уровнем регистрируемой
безработицы. По данным Национального
статистического комитета в 2011г. в экономике
республике было занято 4 632 тыс. человек,
что на 0,7% меньше, чем в 2010 году. Пятая часть
всех трудовых ресурсов страны сосредоточена
в г. Минске. Удельный вес трудовых ресурсов
в общей численности населения города
составляет около 67%, что выше, чем в целом
по республике (64%). Экономическая активность
трудоспособного населения характеризуется
уровнем его занятости. В республике в
целом в экономикезанято около 72%. Уровень
занятостивгородеМинскедостигае
Рис. 2.2 – Численность населения Республики Беларусь, тысяч человек
Примечание – Источник: [12, с.35, таблица 4]
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец января 2012г. составила 30,6 тыс.человек, что на 11,1% меньше, чем на конец января 2011г. и на 8,5% больше, чем на конец декабря 2011г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец января 2012 г., как и на конец января 2011г., составила 0,7% от экономически активного населения.
Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы приведены (см. Приложение А).
В январе 2012г. на учет было поставлено 21,4 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 16,3 тыс. человек, или 76,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе 2012г. 12,2 тыс.человек, в том числе 9,3 тыс. безработных, или 76,4% от числа всех трудоустроенных.
Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г.Минску приведены (см. Приложение Б).
Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике