Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время такой переходный период к рыночным отношениям осуществляется в Республике Беларусь. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы. В свою очередь проблема безработицы неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью и оказывает сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы ведет за собой потерю дохода, а, следовательно, снижение жизненного уровня, т.к. заработная плата для большинства людей – единственный источник доходов, также это и психологический стресс. У человека появляется неуверенность в себе, в своем будущем.

Содержание

Введение 5
1. Теоретические основы безработицы как экономической категории 6
1.1.Сущность и причины безработицы 6
1.2.Классификация безработицы 10
2. Особенности безработицы в переходной экономике 15
2.1. Безработица в странах СНГ 15
2.2. Анализ безработицы в Республике Беларусь в 2000-2011 гг. 17
2.3 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь 22
Заключение 24
Список использованных источников……………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Безработица и ее проблемы в переходной экономике.docx

— 235.11 Кб (Скачать)

К тому же в настоящее  время мало эффективны целевые комплексные  программы по сдерживанию массовой безработицы и созданию альтернативных рабочих мест, практически не совершенствуются программы профориентации молодежи, а значит, не осуществляется необходимая  переподготовка кадров на перспективу, не определены приоритеты развития сфер производственной и непроизводственной деятельности, в том числе и  в сельскойместности.

Итак, в данной главе нами были рассмотрены  особенности безработицы в переходной экономике можно выделить, чтобезработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточным.

Понятия «безработный» и  «неработающий» не являются равнозначными.

Основными показателями, используемыми  для характеристики занятости, являются: полная занятость, естественный уровень  безработицы, норма безработицы  и другие.

В настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой белорусской экономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес. [13].

 

 

 

 

 

2 Особенности безработицы в переходной экономике

2.1 Безработица в странах СНГ

 

Общее число безработных, определяемое по методологии Международной  организации труда, т.е. включая численность  ищущих работу самостоятельно (без  обращения в службы занятости), по данным выборочных обследований населения  в I квартале 2011 года, составило: в Казахстане - 0,7 миллиона человек (9,7% численности экономически активного населения), Молдавии - 140 тысяч (9,8%), России - 6,5 миллиона (9,2%), Украине (в декабре 2010 года) - 2,6 миллиона человек (11,2%).

Число безработных, официально зарегистрированных в службах занятости, в большинстве стран значительно  ниже общего числа безработных, что  обусловлено в основном недостаточной  заинтересованностью незанятых  граждан в получении официального статуса безработных (небольшой  размер пособий, задержка их выплат, сложность  регистрации незанятых граждан).

 

Таблица 2.1-Уровень безработицы на регистрируемом рынке труда в январе-апреле 2011 года (на конец месяца)

 

Тысяч человек

В % к экономически активному населению

январь

февраль

март

апрель

январь

февраль

март

апрель

Азербайджан

51,1

51,5

51,9

52,3

1,3

1,4

1,4

1,4

Армения

127,3

128

128

127,7

9,1

9,1

9,1

9,1

Белоруссия

137,4

143,4

145,7

146,5

3,1

3,3

3,3

3,3

Грузия

36,7

39,6

40,5

41,3

Казахстан

197,1

196,8

192,3

191,6

2,7

2,7

2,6

2,6

Киргизия

60,3

60,8

61

61,3

3,1

3,1

3,1

3,1

Молдавия

28,8

34

34,8

33,4

1,8

2,1

2,2

2,1

Россия

1550,2

1620,6

1627,7

1633,3

2,2

2,3

2,3

2,3

Таджикистан

46

46,1

46,6

47,5

2,6

2,5

2,5

2,5

Украина

1061

1100,9

1109,4

1107,3

3,9*

4,0*

4,0*

4,0*


* в % к трудоспособному  населению в трудоспособном возрасте

Примечание – Источник: [12, с.37, таблица 2].

 

По сравнению с соответствующим  периодом прошлого года в январе-апреле в Азербайджане, Белоруссии, России, Таджикистане и Украине наблюдалось  практически ежемесячное увеличение уровня регистрируемой безработицы; в Армении, Казахстане, Киргизии, Молдавии имело место его снижение.

Потребность предприятий  в работниках (число свободных  рабочих мест, заявленных в службы занятости) на конец апреля 2011 года выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в Азербайджане на 11%, Армении - на 25%, Казахстане - на 16%, Киргизии - на 65 %, Молдавии - на 47%, Таджикистане - на 30%, Украине - на 13%; снизилась - в Белоруссии - на 2%; осталась на уровне прошлого года - в России.

При этом напряженность на рынке труда (численность незанятых  граждан, зарегистрированных в службах  занятости, в расчете на одну вакансию) изменилась в Азербайджане с 9 человек  на конец апреля 2010 года до 8,5 человека на конец апреля 2011 года, Армении - со 188 до 146, Белоруссии - с 3,7 до 4,7, Казахстане - с 21 до 13, Киргизии - с 36 до 22, Молдавии - с 15 до 10, России - с 1,6 до 2,0, Таджикистане и Украине - с 9 до 8 человек.

Средний размер пособия по безработице в Азербайджане изменился  с 20% средней заработной платы в  апреле 2010 года до 29% в апреле 2011 года, Армении - с 13% до 10%, Молдавии - с 21% до 19%, Таджикистане - с 34% до 27%, Украине - с 27% до 26%, в Белоруссии - остался на уровне прошлого года - 8%. В России средний размер пособия по безработице в Iквартале текущего года составил 800 рублей (17% средней заработной платы).Интенсивность процессов на рынке труда во многом зависит от продолжительности безработицы. Средняя продолжительность безработицы в Азербайджане в 2011 году составила 16,3 месяца, в 2010 году - 16,2 месяца, в Армении - соответственно 15,6 и 15,5, Казахстане - 8,8 и 8,6, Киргизии -10,1 и 9,7, Молдавии - 6,6 и 7,0, России - 5,4 и 5,3, Таджикистане - 5,8 и 4,3, Украине - 7,7 и 9,0 месяца. В Белоруссии продолжительность безработицы сохранилась на уровне 2010 года - 6,4 месяца.

Более года состояли на учете  в 2010 году в Азербайджане 85% численности безработных, в 2009 году - 60%, Армении- 79% и 78%, Казахстане - 33% и 34%, Киргизии - 34% и 29%, Молдавии - 16% и 18%, Таджикистане - 12% и 5%, Украине - 18% и 26%; в Белоруссии и России, как и в прошлом году, - соответственно 12% и 10% .

* по безработным,  снятым с учета в течение  года

** от 1 до 4, от 4 до 8 и  от 8 до 12 месяцев

*** по безработным,  трудоустроенным в течение года

Рисунок 2.1- Безработные, состоящие на учете в службах занятости стран СНГ, по продолжительности безработицы в 2011 году (на конец года в %)

Примечание – Источник: [12, с.47, таблица 2]

Общим явлением для многих стран СНГ можно назвать сохраняющееся  напряженным положение на рынке  труда наименее защищенных социальных групп населения - женщин, молодежи, лиц пенсионного и предпенсионного  возраста. Женщины среди ищущих работу при содействии служб занятости  на конец 2011 года составили 51-59% в Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, 63% и более - в Армении, Белоруссии, России и Украине. Удельный вес молодых людей (в возрасте до 29 лет) в численности безработных в 2010 году варьировал от 24-28% в Армении, Казахстане, Украине до 63% в Таджикистане.

2.2Анализ безработицы в Республике Беларусь в2000-2011 гг-

Рынок труда (как объект управления) состоит из трех элементов: предложение, спрос и цена рабочей силы, которые  взаимосвязаны. Например, регулируя  предложение, государство тем самым  воздействует на цену и спрос рабочей  силы. В результате регулирования  динамики спроса, предложения и цены рабочей силы происходят снижение, рост и стабилизация уровня занятости. В республике для согласования всех пропорций и сегментов рынка  рабочей силы применяется комплексная система регулирования занятости, которая включает индикативное планирование, информационные, социологические и маркетинговые исследования спроса на рабочую силу, стимулирование трудоустройства, анализ социальных последствий безработицы. Характер регулирования занятости у нас определяется динамикой воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры экономики, демографическими процессами, уровнем производительности труда. [14].

Обычно, развивающиеся страны, к которым относится и Беларусь, отличаются низким уровнем занятости  и высокой безработицей. У нас  же после 1996 года все складывалось наоборот. Прежде всего ограниченные возможности  открытия новых рабочих мест в  развивающихся странах связаны  с низкой способностью этих стран  к накоплению. В свою очередь, только высокая доля накоплений ведет к  быстрому поглощению резерва рабочей  силы. При отсутствии прямых иностранных  инвестиций проблема накопления в нашей  стране решалась через эмиссию, прямое кредитование Нацбанком. При этом кредиты  носили целевой характер и предоставлялись  по льготным процентным ставкам. Создавалась  иллюзия избытка денежных средств  у организаций и населения, что  негативно сказывалось на валютном курсе и рынке труда.

Таким образом, в республике реализовывалась не монетарная модель, а кейнсианский подход на рынке труда, когда спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе –  объемом производства, который за счет эмиссионной политики наращивался. Данная политика имела временный  эффект, поэтому составляет основу современной политики правительства  на рынке труда.

Показательно, что в республике безработица измеряется не с помощью  обследований, а количеством безработных, зарегистрированных государственной  службой занятости.

На рынке труда спрос  на молодежь во многом зависит от заинтересованности в получении образования. В последние  годы в республике заметно сократился прием учащихся в ПТУ. Такая неблагоприятная  тенденция стала складываться под  влиянием роста не заинтересованности молодежи в получении профессионального  образования, а работодатель – в  приеме работников, только что закончивших  учебные заведения.

Для белорусского рынка труда  характерны:

- применение жестких мер  по поддержанию стабильного уровня  безработицы;

- ограничение миграциирабочей  силы (сохранение института прописки).

В соответствии с Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. №125-З "О занятости населения Республики Беларусь" ежегодно разрабатываются Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.

Основными мерами, принятыми  для достижения целей политики в  сфере занятости населения являются:

- организация работы отраслевых  органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных  органов, нанимателей по созданию  новых рабочих мест, в том числе  с использованием средств государственного  фонда содействия занятости;

- развитие и повышение  качества и мобильности трудовых  ресурсов через организацию профессионального  обучения безработных и развитие  системы профессиональной ориентации  молодежи, безработных и незанятого  населения; 

- содействие развитию  предпринимательской инициативы  безработных;

- развитие системы оплачиваемых  общественных работ;

- содействие территориальному  перемещению рабочей силы;

- содействие организации  временной трудовой занятости  учащейся и студенческой молодежи  в свободное от учебы время  и в период летних каникул;

- информационное обеспечение  населения о возможностях занятости  и трудоустройства;

- социальная поддержка  безработных путем выплаты им  пособий по безработице и материальной  помощи. [16,с.540].

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий создана  государственная служба занятости, работу которой организует и возглавляет  Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. В структуре  соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов действуют  территориальные службы - в г. Минске это комитет по труду, занятости  и социальной защите Мингорисполкома.

Ситуация на рынке труда  г. Минска в 2011 году в целом характеризовалась ростом занятости, увеличением спроса на рабочую силу, относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы. По данным Национального статистического комитета в 2011г. в экономике республике было занято 4 632 тыс. человек, что на 0,7% меньше, чем в 2010 году. Пятая часть всех трудовых ресурсов страны сосредоточена в г. Минске. Удельный вес трудовых ресурсов в общей численности населения города составляет около 67%, что выше, чем в целом по республике (64%). Экономическая активность трудоспособного населения характеризуется уровнем его занятости. В республике в целом в экономикезанято около 72%. Уровень занятостивгородеМинскедостигает 78%.

 

Рис. 2.2 – Численность населения Республики Беларусь, тысяч человек

Примечание – Источник: [12, с.35, таблица 4]

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защите, на конец января 2012г. составила 30,6 тыс.человек, что на 11,1% меньше, чем на конец января 2011г. и на 8,5% больше, чем на конец декабря 2011г. Уровень зарегистрированной безработицы  на конец января 2012 г., как и на конец января 2011г., составила 0,7% от экономически активного населения.

Данные о численности  безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и  социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы приведены (см. Приложение А).

В январе 2012г. на учет было поставлено 21,4 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 16,3 тыс. человек, или 76,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе 2012г. 12,2 тыс.человек, в том числе 9,3 тыс. безработных, или 76,4% от числа всех трудоустроенных.

Данные о численности  безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и  социальной защите, по областям и г.Минску приведены (см. Приложение Б).

Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике