Безработица ее основные причины, экономическая роль и методы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить

Содержание

Введение

1 Безработица, основные понятия и определения

1.1
Сущность безработицы, её причины и виды

1.2 Понятие «полной занятости»


1.3 Уровень безработицы

2 Безработица и общество

2.1
Безработица, как проблема

2.2 Экономические издержки безработицы

2.3
Социальные издержки безработицы

Заключение

Библиографический
список

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 45.08 Кб (Скачать)

  Кроме этого, естественный уровень 
безработицы постоянно изменяется. Он подвергается 
пересмотру вследствие изменений в законах и 
обычаях общества. Например, в 60-х годах 
считалось, что естественный уровень безработицы 
составляет 4% рабочей силы, а современные 
экономисты считают, что естественный уровень 
безработицы равен примерно 5-6%. Рост 
естественного уровня безработицы связывают со 
многими факторами, в первую очередь – это 
изменение в социальной политике государства к 
отношению безработных. Выплачиваемые пособия по 
безработице позволяют безработным более спокойно 
искать работы, выбирая лучший вариант, что ведёт к 
росту фрикционной безработицы.

  Снижение 
естественного уровня безработицы путём уменьшения 
фрикционной и структурной безработицы является 
целью многих государственных программ. В этих 
целях государственные службы занятости 
распространяют информацию о вакансиях, участвуют в 
разработке государственных программ по 
профессиональной переподготовке. Но в тоже время, 
государственная социальная политика способствует 
росту естественного уровня безработицы через 
развитие систем страхования по безработице. Так, в 
США, безработный может получать 50% от своего 
последнего заработка в течение 26 недель, что 
снижает его активность в поиске работы. [17,49]
 
 

  1.3. Уровень 
безработицы
 

  Понятие «уровень 
безработицы» постоянно присутствует при обсуждении 
данной проблемы. Необходимо дать определение 
данному понятию.

  «Уровень безработицы - 
процентное отношение числа фактически безработных 
к численности экономически активного населения.»  
Например, пусть E – число работающих, а U – число 
безработных, тогда численность экономически 
активного населения определяется по формуле: 
L=E+U. Тогда, уровень безработицы будет 
определяться отношением:

  В США уровень 
безработицы рассматривается как ежемесячный 
индикатор количества безработных старше 18 лет по 
отношению к общему объему трудовых ресурсов, 
который также измеряется в процентах.

  В 
фундаментальном анализе уровень безработицы 
рассматривается как важный индикатор подтверждения 
тенденций в производстве и в состоянии делового 
цикла.

  В экономике  уровень безработицы часто 
рассматривают в зависимости с другими 
экономическими категориями. Так, согласно закону 
Оукена, существует обратная зависимость между 
уровнем безработицы, превышающим естественный, и 
величиной валового национального продукта страны. 
Согласно данному закону, каждые 2,5%, на которые 
реальный ВНП превышает свой естественный уровень, 
сокращает уровень безработицы на 1% по сравнению с 
естественным уровнем безработицы, и наоборот, 
каждые 2,5% сокращения реального ВНП увеличивают 
уровень безработицы на 1% по сравнению с 
естественным уровнем безработицы.

  Связь между 
уровнем инфляции и уровнем безработицы выражается 
кривой Филлипса. В соответствии с кривой Филлипса 
высокая инфляция сопровождается низким уровнем 
безработицы. Но необходимо отметить, что в 
настоящее время кривая Филипса не актуальна, 
начиная с 1970-х годов кривая Филлипса перестала 
отражать реальную взаимосвязь между уровнем 
инфляции и уровнем безработицы. 
[18,53]

  Вырожденным случаем кривой Филипса для 
долгосрочного периода является долгосрочная кривая 
Филлипса, в котором зависимость между уровнем 
безработицы и уровнем инфляции представляет собой 
вертикальную линию. Фактически долгосрочная кривая 
Филлипса отражает отсутствие зависимости между 
уровнем инфляции и естественным уровнем 
безработицы.

  На практике трудно установить 
фактический уровень безработицы, так как 
статистические данные в основном используют 
официальную статистику числа зарегистрированных в 
службах занятости безработных. Но фактическое 
число неработающего населения зачастую выше. 
Особенно это актуально для стран с переходной 
экономикой, в том числе для России. Кроме этого, 
установить фактическое число работающего населения 
не возможно.

  Разные страны решают эту проблему 
по-разному. Так, в США, статистическое управление 
министерства труда пытается установить количество 
работающего и неработающего населения, проводя в 
масштабах всей страны ежемесячные выборочные 
опросы примерно 60 тыс. семей. При опросах 
задаётся ряд вопросов, например, кто из членов 
семей работает, кто не работает, кто ищет или не 
ищет работу и т.д. Но полученные таким образом 
данные не точные и зачастую подвергаются в США 
критике.

  Проблема определения  уровня безработицы 
также связана с такой категорией населения, как 
потерявшие надежду на получение работы. Официально 
статус безработных получают граждане, которые 
активно ищут работу и (или) зарегистрированы в 
службе занятости населения. Безработный, который 
не ищет активно работу, считается выбывшим из 
состава рабочей силы, то есть, при определении 
официального уровня безработицы он не учитывается 
в численности экономически активного населения. 
Число потерявших надежду на получение работы 
нередко превышает число официально 
зарегистрированных безработных, особенно в 
слаборазвитых странах. Безуспешный и долгий поиск 
работы приводит к потере надежды на её получение. 

  Другой проблемой  определения уровня безработицы 
также является ложная информация, которая 
некоторые не работающие утверждают, что они ищут 
работу, а на самом деле это не так. Кроме этого, 
ложная информация возникает в случае, когда 
человек неофициально работает в теневой структуре, 
а официально является безработным.
 

  2. БЕЗРАБОТИЦА  И ОБЩЕСТВО 

  2.1. Безработица,  как 
проблема
 

  Существование такого явления как безработица  является 
общечеловеческой проблемой. Возникающие в разных странах кризисные периоды 
помимо безработицы вызывают такие болезненные общественные явления, как: 
усиление структурных и региональных диспропорций занятости; неконтролируемый 
отток рабочей силы из страны; регрессивные изменения в качестве рабочей силы и 
мотивации к труду; катастрофическое падение уровня реальных доходов населения. 
[4,27]

  Все эти проблемы оказывают растущее воздействие  на политическую и 
экономическую жизнь стран, становятся существенным фактором углубления кризисных 
явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для 
стабилизации и экономического роста. Рост данных проблем вызывает негативное 
отношение к властям, что в свою очередь ведёт к реальной угрозе социальной 
стабильности в обществе.

  Ситуация на рынке труда отличается особой остротой и 
напряженностью. Приверженность монетаристским методам реформирования, 
непоследовательность и нерешительность проводимой экономической политики, 
медленное формирование новых механизмов государственного экономического 
регулирования и саморегулирования экономики приводят к нарастанию кризисных, 
разрушительных тенденций в экономике страны, деградации ее производственного и 
трудового потенциала. [15,84]

  Решение проблем, выработка эффективных мер 
экономической и социальной политики, призванных нейтрализовать негативные 
тенденции кризисных периодов, обеспечить прогрессивные изменения в структуре 
занятости и качестве рабочей силы, уровне доходов населения и мотивации к труду 
во многом зависят от глубины научных представлений о сущности рынка труда, 
условиях его функционирования, механизме саморегуляции и степени необходимого 
социального контроля, оптимальных параметрах экономической эффективности и 
социальной надежности.

  Несмотря на растущий интерес ученых и практиков  к 
различным аспектам проблемы безработицы, комплексная разработка 
теоретико-методологических вопросов осуществляется недостаточно. Большинству 
публикаций свойственна противоречивость в понимании сущности 
безработицы.

  Следовательно, «актуальность исследования социально-экономических 
аспектов безработицы в условиях нарастающих кризисов предопределяется как 
практическими задачами реформирования, так и потребностями теории, нуждающейся в 
уточнении методологического инструментария, согласовании позиций и выработке 
нового, более глубокого понимания его сущности. Происходящие в мире 
преобразования имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем, 
одной из которых и является проблема экономико-социальных последствий 
безработицы.»

  Ответ на вопрос: «Являются ли последствия безработицы  серьезной 
проблемой?» - может быть однозначным: «Да!». Социально-экономические последствия 
безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной 
нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. 
[16,65]

  Действительно, в кризисных ситуациях единственным средством побудить 
большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования 
структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с 
тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство 
предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет 
к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

  Но 
необходимо отметить, что безработица имеет и положительные последствия, среди 
которых выделяют:

  - Создание  резерва рабочей силы для структурной  перестройки 
экономики;

  - Конкуренция  между работниками как стимул  к развитию способностей к 
труду;

  - Перерыв в  занятости для переобучения и  повышения уровня 
образования;

  - Стимулирование  роста интенсивности и производительности  труда. 

  Наличие как  отрицательных, так и положительных  последствий ещё раз 
свидетельствует о необходимости поиска «разумных мер» в проведении политики по 
борьбе с безработицей. [4,63]
 

  2.2. Экономические  издержки 
безработицы
 

  Издержки безработицы  проявляются в двух аспектах 
(Приложение 1):

  1. Экономические издержки;

  2. Социальные издержки. 
[17,83]

  Необходимо  отметить, что полная занятость не оказывает особого влияния 
на общество. Большие экономические и социальные издержки вызывает только 
чрезмерная безработица.

  Очень часто  государством оцениваются лишь экономические 
издержки данного явления. «Экономические издержки безработицы – это издержки, 
связанные с конкретными финансовыми потерями.» Например, чем больше 
безработных, тем выше сумма пособия, выплачиваемая государством.

  К основным 
экономическим издержкам безработицы относятся:

  - Обесценивание  последствий 
обучения;

  - Сокращение  производства;

  - Затраты на  помощь безработным;

  
Утрата квалификации;

  - Снижение  жизненного уровня;

  - Недопроизводство 
национального дохода;

  - Снижение  налоговых поступлений. [17,93]

  Главные 
издержки безработицы связывают с невыпущенной продукцией. Когда экономика не в 
состоянии обеспечить всех желающих рабочими местами, падают доходы населения, 
что ведёт к падению спроса на продукцию, и соответственно, падению производства. 
Получается, что фактический объём производства отстаёт от 
потенциально-возможного.

  Проведённые исследования в сфере экономики  за период 
с 1968 по 2000 годы показали прямую зависимость между уровнем безработицы и 
фактическим ВНП. Кроме этого, данную зависимость выявил известный исследователь 
в области макроэкономики Артур Оукен. Закон Оукена упоминался выше в курсовой 
работе. Оукен вывел математическую зависимость между уровнем безработицы и 
реальным ВНП, а именно, если фактический уровень безработицы превышает 
естественный уровень на 1%, то отставание объёма ВНП составляет 2,5. Закон 
Оукена позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым 
уровнем безработицы.

Информация о работе Безработица ее основные причины, экономическая роль и методы регулирования